Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине маркетинг для обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.2. Маркетинговый подход компании отличает системность, ориентация на потребности и конъюнктуру рынка, соответствие общерыночным целям фирмы.
Сформулируем незыблемое и современное правило маркетинга:
Производи и продавай не то, что хочешь или что удобно производить, а то, в чем существует потребность, а если таковая отсутствует, сумей создать ее.
На основании данного правила, подберите реальные примеры товаров/услуг.
Задание 1.3. Выберете из списка, утверждения, относящиеся к предприятиям с маркетинговой ориентацией.
1. Процесс бизнес-планирования у нас всегда начинается с глубокого анализа рыночных возможностей, цели сбыта ставятся гораздо позже.
2. Высшее руководство рассматривает маркетинг как ориентир для всей организации, а не как набор функций по развитию товара и сбыта.
3. Мы проводим исчерпывающий и объективный анализ наших целевых рынков минимум раз в год.
4. Старшие руководители не рассматривают свою работу как выходящую за рамки маркетингового плана.
5. Мы по возможности стремимся структурировать деятельность организации по группам потребителей, а не по функциям.
6. Наши маркетинговые стратегии основаны на знании наших конкурентных преимуществ.
7. Наши коммуникационные программы сфокусированы на выгодах потребителей, а не на особенностях продуктов.
8. Высшее руководство понимает, что общая цель организации заключается в балансе между удовлетворением покупателей и получением прибыли.
9. Мы всегда следим, чтобы маркетинговые исследования получали адекватное финансирование.
10. Наш план маркетинга – основа конкурентного поведения.
11. Наша стратегическая цель во многом основана на нашем реальном клиенте – конечном пользователе.
12. Мы отказались от подхода «прошлый год плюс» в пользу прогнозирования доходов, перейдя на цели, которые определяют и определяются нашими рыночными возможностями.
13. Высшее руководство регулярно проявляет глубокое понимание маркетинговых принципов и приемов.
14. Перед запуском всех новых продуктов проводится их тестирование с участием потребителей.
15. В команде старшего управляющего есть представители от маркетинга.
16. Все команды линейного менеджмента понимают, что представляют собой наши целевые рынки сбыта и каковы основные потребности представителей этих рынков.
17. Основой процесса планирования выступают результаты маркетинговых исследований.
18. Цели отдельных работников и отделов соотносятся с задачами основного плана.
19. Приоритет нашего стратегического мышления - понимание реальных потребностей существующих и потенциальных пользователей.
20. Мы несем дополнительные затраты на маркетинговые исследования, проводимые третьей стороной, чтобы сохранять объективность при анализе новых возможностей для бизнеса.
Задание 1.4. Концепция маркетинговых действий включает ряд взаимосвязанных элементов, в своей совокупности выражающих философскую и функциональную направленность. В зависимости от намеченных целей определяется круг задач, которые необходимо решить, выбираются приоритетные принципы, определяются роль и место маркетинга в общей стратегии и тактике предприятия, масштабы действий, прогнозируется эффективность этих действий. Графически это можно изобразить следующим образом (рис. 1.1).
Сформулируйте концепцию маркетинга для: товаров народного потребления; услуг (коммерческого характера); банковского или финансового продукта; товаров промышленного назначения.
Концепция маркетинга
Определение
Цели
Задачи
Принципы
Роль и место в общей стратегии
Масштабы действий и их направленность
Прогнозируемая
эффективность
Рис. 1.1. Схема разработки концепции маркетинга
и её обоснование
Тема 2. Составляющие элементы маркетинговой деятельности:
цели, задачи, принципы
Вопросы для обсуждения
1. Дайте трактовку понятия «концепция». Перечислите особенности шести основных концепций маркетинга. Что лежит в основе концепции «маркетинг взаимодействия»?
2. Чем отличаются друг от друга два подхода к управлению маркетингом: концепция совершенствования товара и концепция совершенствования производства? Приведите примеры обоих подходов.
3. Дайте определение понятия «принцип маркетинга». Перечислите принципы маркетинга.
5. Каковы цели маркетинга в зависимости от характера спроса на рынке? Обоснуйте мероприятия, соответствующие различным типам маркетинга.
6. Дайте характеристику функций маркетинга. Всегда ли необходима организация специальной службы на предприятии для выполнения функций маркетинга?
Задание 2.1. Исходя из исторических этапов развития классического маркетинга, выделяют несколько концептуальных подходов к его организации. Распределите в соответствие с этапами концептуальные подходы его организации (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Концептуальные подходы развития маркетинга
Концепции | Этапы |
Производственная концепция | до начала 1950-х гг |
Товарная концепция | до начала 1930-х гг. |
Социально-этическая концепция | до конца 1970-х гг |
Сбытовая концепция | 1980-е годы |
Маркетинговая концепция | до начала 1970-х гг.); |
Задание 2.2. Охарактеризуйте основные концепции маркетинга с позиции ведущей идеи, основного инструментария и главной цели.
Задание 2.3. Завершите схемы двух концепций: торгово-сбыто-вой концепции и концепции маркетинга, распределив в определённом порядке следующие элементы (рис. 2.1):
Фокус внимания Средства Цель
а)
б)
Рис. 2.1. Схемы: а) – торгово-сбытовая концепция;
б) – концепция маркетинга
Элементы маркетинга: 1) средства маркетинга; 2) товар;
3) получение прибыли посредством удовлетворения потребностей; 4) продажа и стимулирование сбыта; 5) прибыль посредством увеличения продаж; 6) потребности потребителей.
Задание 2.4. Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем.
Определите функцию, для которой дано понятие:
1. – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.
2. – создание новых товаров, которые наиболее полно соответствуют требованиям потребителя.
3. – организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама.
4. – планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль.
Задание 2.5. Проанализируйте целевые ориентиры развития предприятия, используя примеры деятельности известных вам компаний.
1. Ориентация на рынок.
2. Ориентация на длительную перспективу.
3. Ориентация на нововведения.
4. Ориентация на человека.
5. Гибкое реагирование на изменение рынка.
6. Воздействие на рынок.
7. Дифференцированный подход к рынку.
8. Эффективное руководство.
РАЗДЕЛ 2. Условия и факторы рынка. Маркетинговая среда
Тема 3. Маркетинговая среда и ее структура
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение понятия «фактор маркетинговой среды» предприятия.
2. Перечислите контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды.
3. Дайте характеристику факторов внутренней и внешней среды предприятия.
4. Какие методики используется для анализа микро и макросреды предприятия?
5. Покажите на примерах, какие технологические инновации произошли в нашем регионе за последние годы.
6. Какими документами регламентируются права потребителей, защита окружающей среды?
7. Какие существенные тенденции происходят на потребительском рынке? Обоснуйте свой ответ на примере факторов макросреды маркетинга.
Задание 3.1. Существуют условия, в которых возможно применение маркетинга:
-
Рынок покупателя (предложение превышает спрос). -
Конкуренция. -
Долговременная мотивация. -
Свобода деятельности во временной среде, т.е. за пределами предприятий (возможность выбора у владельца предприятия). Свобода деятельности во внутренней среде (люди, штаты, машины, склады). -
Свобода размещения капитала. -
Свобода размещения рабочей силы.
Какие из этих условий являются условиями существования рынка? Какие из этих условий являются условиями расширения рынка? Какие из этих условий являются условиями приспособления?
Задание 3.2. Выделяют внешние и внутренние факторы, воздействующие на развития системы маркетинга предприятия. Укажите, какие из нижеперечисленных
факторов относятся к внешним, а какие – к внутренним:
-
Финансовые возможности фирмы. -
Научно-технический прогресс. -
Существующая репутация фирмы. -
Средства производства. -
Политические факторы. -
Возможности внедрения научных исследований и разработок. -
Демография. -
Расположение фирмы по отношению к рынкам сбыта. -
Экономические условия. -
Социально-культурные факторы. -
Рабочая сила. -
Конкуренция.
Задание 3.3. Влияние внешней среды на спрос может быть представлено с помощью моделей. На рисунке 3.1. приведено описание двух основных компонентов внешней среды: микро- и макросреды, составляющих в совокупности маркетинговую среду предприятия.
Маркетинговая среда предприятия – совокупность субъектов и сил, влияющих на возможность руководства устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества | |||||||||||||||||
↓ | | ||||||||||||||||
Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары: конец эры дешевых энергоносителей; падение рождаемости; возросшее влияние потребителей; начало разоружения | | | ↱ | Предприятие | | | | | |||||||||
| | Поставщики | | → | Маркетинговые посредники | → | Клиентура | ||||||||||
| | ↳ | Конкуренты | | | | | ||||||||||
| | | | ||||||||||||||
| | | Контактные аудитории | ||||||||||||||
| | Основные силы, действующие в макросреде | |||||||||||||||
| | | |||||||||||||||
| | Основные факторы макросреды | |||||||||||||||
Демографические факторы | Экономические факторы | Природные факторы | Научно-технические факторы | Политические факторы | Культурная среда |