Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Смешанное и искусственное вскармливание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
212
Адаптированные молочные смеси для детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Варианты режима дня · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
213
Советы аллерголога кормящей матери · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
214
Послеродовая депрессия
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
216
Метод сближения · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
216
Подготовка старших детей · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
217
Супружеские отношения · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
217
Методы контрацепции · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
217
Программированный контроль по теме № 5 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
219
Тема № 6
Экологическая оздоровительная программа для детей первого года жизни
Закаливание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
221
Физическое воспитание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
221
Контуры развития ребенка · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
222
Методика использования контрольного листа развития ребенка в семье . . . . . . . . . . . . . 222
Структура контура развития ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Плавание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Трек для ползания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Шейный воротник для младенца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Гимнастические комплексы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Стоматологическая профилактика у детей первого года жизни · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
242
Обеспечение экологической безопасности · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
243
Повышение сопротивляемости организма ребенка · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
244
Ароматерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Вакцинация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Нормализация психологического микроклимата · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
245
Консультирование родителей (медицинское и педагогическое) · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
245
Безопасное окружение ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Экстренная доврачебная помощь ребенку до 1 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Советы специалистов по воспитанию детей раннего возраста · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
247
Система Никитиных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Игры с младенцем от 0 до 3 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Оформление развивающей среды для младенца. Мобиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Развитие интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Советы логопеда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Организация групповых занятий родителей с младенцами · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
260
Программированный контроль по теме № 6 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
266
Тема № 7
Экологическая оздоровительная программа для детей
старше года и подростков. Оказание доврачебной медицинской помощи
Экологическая оздоровительная программа для детей старше одного года и подростков · · · · ·
269
Режим дня детей от 2 до 7 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Питание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Закаливание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Физическое воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Методика проведения гимнастических комплексов · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
278
Адаптационная гимнастика для детей старше трех лет и взрослых . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Гимнастика Воробьева
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Гимнастический миникомплекс для нормализации работы пищеварительной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения
(Руденко А. С.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Глазная гимнастика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Остеопатическая дыхательная гимнастика для детей и взрослых . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Тренажерный путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Стоматологическая профилактика у детей дошкольного возраста и школьников · · · · · · · · · ·
288
Обеспечение экологической безопасности · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
294 13
СОДЕРЖАНИЕ
Прием гомеопатических средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Повышение сопротивляемости организма ребенка · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
294
Консультирование родителей: доврачебная медицинская помощь
· · · · · · · · · · · · · · · · · ·
295
Рекомендации для родителей по лечению острых респираторных заболеваний у детей . . . . 295
Рекомендации для родителей по лечению острых желудочнокишечных расстройств . . . . . 300
Детские инфекционные болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Гомеопатическая аптечка скорой помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Оказание экстренной доврачебной помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Программированный контроль по теме № 7 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
310
Тема № 8
Нормализация психологического микроклимата в семье.
Воспитание детей старше года и подростков в семье
Нравственная психология в педагогике · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
313
Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей . . . . . . . . 317
Консультирование родителей: воспитание детей старше 1 года и подростков
(опыт педагогов и психологов) · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
327
Познавательная активность младенца
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Развитие ребенка по системе Монтессори . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Опыт современных родителей по воспитанию детей · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
333
Принципы позитивного воспитания · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
335
Инструменты (методы) для работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Контуры развития ребенка · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
337
Обучение чтению детей от 0 до 7 лет · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
341
Программированный контроль по теме № 8 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
345
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 51
Тема № 9
Экологическая оздоровительная программа для подростков и молодежи от 14 до 19 лет
Питание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
347
Закаливание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
352
Физическое воспитание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
352
Стоматологическая профилактика у подростков и молодежи · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
353
Обеспечение экологической безопасности · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
353
Повышение общей сопротивляемости организма · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
354
Вакцинопрофилактика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Нормализация психологического микроклимата · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
355
Факторы, негативно влияющие на здоровье молодежи и их будущего потомства · · · · · · · · · ·
356
Алкоголь и курение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
Контркультура XXI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
«Свободная» любовь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Советы психолога по общению с ребенком · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
367
О свободе и дисциплине при воспитании детей · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
370
Программированный контроль по теме № 9 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
373
Тема № 10
Особенности традиционной культуры подготовки к рождению и воспитанию детей
в семьях различного вероисповедания
Православная религия · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
375
Приложения к таблицам № 1, 4, 21, 23, 25, 34–37 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Из опыта воспитания в православных семьях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
Из истории педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Инославные религии · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
387
Иудейское вероисповедание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Мусульманское вероисповедание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Буддийское вероисповедание
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Методические материалы для обеспечения учебного процесса в «Школе родителей» · · · · · · ·
394 14
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Формирование здоровья человека — сложный процесс, начинающийся задолго до его рождения и продолжающийся в течение всей его жизни. Известно, что истоки многих за
болеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. В настоящее время в мире накоплен большой опыт по методике выбора эффективных профилактических мероприя
тий. Важнейшими из них являются меры профилактики, осуществляемые самими пациен
тами и их родителями.
Для определения медицинской стратегии в воспроизводстве здорового поколения сле
дует проанализировать современную демографическую ситуацию в Российской Федера
ции, связанную с социальноэкономическими проблемами, неблагоприятными условия
ми среды обитания, неправильным образом жизни и репродуктивным поведением инди
видуума.
С 1990 г. в России происходит непрерывное увеличение общей, младенческой и мате
ринской смертности. Смертность детей первого года жизни в 2–4 раза выше, а показатель материнской смертности в 5–10 раз выше, чем в экономически развитых странах мира.
В течение года от осложнений беременности, родов и послеродового периода умирает
560–570 женщин. Удельный вес здоровых детей среди новорожденных к 1999 г. снизился до 36,0% и, по прогнозам специалистов, к 2015 г. может снизиться до 15,0–20,0%. Здоровье детей, подростков и юношей продолжает ухудшаться в процессе обучения. Растет число женского и мужского бесплодия.
Жизнь показала, что расходы на здравоохранение по мере их увеличения не гарантиру
ют улучшение состояния здоровья населения.
Сложившаяся в стране ситуация настоятельно диктует необходимость привлечения на
селения к охране здоровья, формирования престижа здорового образа жизни. Каждый гражданин должен быть ответственным за состояние своего здоровья и здоровья своих де
тей. Важнейшим элементом современной политики здравоохранения является формиро
вание у людей потребности быть здоровым.
В рамках государственной политики охраны здоровья населения каждая страна разви
вает систему медицинской, санитарной и профилактической помощи в соответствии с су
ществующими потребностями. Общей тенденцией является включение направлений охра
ны здоровья в национальные программы, основанные на широком вовлечении населения,
по оздоровлению условий и образа жизни. Без этого невозможно успешно бороться с бо
лезнями, проводить санитарногигиенические и профилактические мероприятия. Кор
рекция здоровья путем сознательного и грамотного подхода к нему, осуществляемая через всевозможные лектории, курсы, клубы и школы здоровья, может принести колоссальный положительный результат, о чем свидетельствует опыт США и других стран в борьбе с ку
рением и гипертонической болезнью.
В Законе РФ от 12.01.1996 г. «Об образовании» (Статья 18, п. 1) сказано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственно
го и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Однако выполнять эту обязанность родители могут тогда, когда они имеют достаточный уровень знаний и владеют необходимыми навыками подготовки к рождению и воспитанию здоро
вого ребенка при воздействии комплекса факторов риска в современных неблагоприятных экологических условиях.
В соответствии с Законом РФ от 30.03.1999 г. «О санитарноэпидемиологическом бла
гополучии населения» (Статья 36): «Гигиеническое воспитание и обучение граждан обяза
15
тельны и направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, осуществляются в процессе воспита
ния и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке и переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в про
граммы обучения разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана... с воспитанием и обучением детей...»
Назревшая необходимость разъяснения населению преимуществ здоровой семьи по
требовала разработки оздоровительной экологической программы «К здоровой семье че
рез детский сад» и цикла обучения «Школа родителей» для гигиенического образования и воспитания родителей и супружеских пар, ожидающих ребенка, по формированию здоро
вого образа жизни семьи и оздоровлению детей до и после рождения.
В. Г. Маймулов
Заведующий кафедрой профилактической медицины факультета повышения квалификации врачей СанктПетербургской государственной меди
цинской академии им. И. И. Мечникова, академик РАЕН,
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор медицинских наук, профессор
16
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ния и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке и переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в про
граммы обучения разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана... с воспитанием и обучением детей...»
Назревшая необходимость разъяснения населению преимуществ здоровой семьи по
требовала разработки оздоровительной экологической программы «К здоровой семье че
рез детский сад» и цикла обучения «Школа родителей» для гигиенического образования и воспитания родителей и супружеских пар, ожидающих ребенка, по формированию здоро
вого образа жизни семьи и оздоровлению детей до и после рождения.
В. Г. Маймулов
Заведующий кафедрой профилактической медицины факультета повышения квалификации врачей СанктПетербургской государственной меди
цинской академии им. И. И. Мечникова, академик РАЕН,
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор медицинских наук, профессор
16
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития лич6
ности ребенка в раннем детском возрасте».
Закон РФ об образовании, ст. 18, п. 1
В последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается — на сегодняшний день в СанктПетербурге здоровые дети составляют менее 1% [Воронцов И. М., 1997]. Но большинство будущих родителей, естественно, хотят видеть своего ребенка здоровым.
Много труда требуется приложить родителям, врачам и педагогам, чтобы помочь са
мым слабым детям: у когото искривлен позвоночник, у когото нарушена координация движений и речи, ктото просто ни за что на свете не хочет учиться, а чаще и не может.
Этих титанических усилий не потребовалось бы, если бы родители начали создавать наи
лучшие условия для развития малыша еще до его рождения. Ведь период беременности —
это стартовая площадка для здоровья будущего ребенка.
Родители, которые заранее задумались об этом и посещали «Школу родителей», доби
лись результатов, превзошедших все ожидания. Например, в Выборгском районе
СанктПетербурга будущие мамы в течение 3 месяцев выполняли оздоровительную эколо
гическую программу «К здоровой семье через детский сад» под руководством врачатера
певта женской консультации № 22 Королевой Людмилы Николаевны. При этом учитыва
лись рекомендации научных консультантов программы — ведущих специалистов в области медицины и педагогики.
Новорожденные у этих женщин появились на свет энергичными. Высокие оценки по шкале Апгар (см. табл. 14) в родильном доме получили в 4 раза больше новорожденных,
чем в среднем по Петербургу. В возрасте 1 года на учете у невропатолога с диагнозом «пе
ринатальная энцефалопатия» стояло в 10 раз меньше детей, чем в среднем по городу. Они питались грудным молоком не менее чем до 1 года, и прекрасно развивались. И все это в наше время, когда многим младенцам не хватает молока и матери вынуждены рано перево
дить их на искусственное вскармливание!
Опыт работы представлен на нескольких международных научных симпозиумах.
Познакомьтесь с диаграммой на рис. 1. Насколько более благополучные роды и сами новорожденные были у мам, прошедших курс по оздоровительной экологической про
грамме «К здоровой семье через детский сад». На диаграмме эти данные представлены бе
лыми столбиками. Заштрихованными столбиками представлены данные, полученные в группе беременных женщин, не выполнявших данную оздоровительную программу, но четко следовавших рекомендациям лечащих врачей женской консультации (группа конт
роля). Чем выше столбик, тем больший процент беременных женщин и новорожденных получили то или иное осложнение или отклонение от нормы.
Наилучшие результаты были получены у мам, регулярно посещавших занятия в оздо
ровительной группе. Врачипсихотерапевты это связывают с феноменом «соборности» —
усилением положительного результата при одновременном выполнении упражнений це
лой группой единомышленников, настроенных на один конечный результат — рождение здоровых детей. Ученыебиофизики объясняют этот эффект явлением резонанса, возни
кающего в каждой системе органов при синхронном и грамотном выполнении упражне
ний группой людей. Понятно, почему будущие мамы отметили, как легко оздоравливаться в группе и как трудно в одиночку.
17