Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 714
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
фективности защиты рекомендуется использовать дополнительные контрацеп0
тивные методы.
В послеродовый период целесообразно использовать все барьерные методы контрацепции: презервативы (надежность 99% плюс 70% защита от СПИДа),
диафрагмы (60–70%), прерванный половой акт (70–75%), химическая влагалищ0
ная контрацепция (95–97%) хлористым бензалконием (фирменное название —
фарматекс). Фарматекс разрушает и обездвиживает (повышая вязкость слизи)
сперматозоиды. Его используют за 5–10 минут перед половым контактом. Длите0
льность действия: мини0шарики до 10 часов, крем до 24 часов. Данный метод не имеет противопоказаний, кроме индивидуальной непереносимости. Не пред0
ставляет никакой опасности для плода, так как не всасывается в кровь. Не влияет на естественную флору влагалища и подавляет размножение патогенной флоры:
гонококков, бледной спирохеты, трихомонады, микоплазмы, хламидий, кишеч0
ной палочки, грибковых, стрептококка, стафилококка, герпеса. Защитный эф0
фект повышается при сочетанном применении фарматекса и презервативов.
Кроме барьерных методов кормящие женщины могут использовать гормона0
льные мини0пилюли (эффективность со второго цикла приема 90–95%). Они со0
держат только прогестерон, блокирующий снижение вязкости слизи, восприим0
чивость эндометрия к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. При приеме мини0пилюль может наблюдаться усиление послеродовой депрессии, тошнота,
рвота, сердечно0сосудистые явления, межменструальные кровотечения.
Препараты, содержащие гормон эстроген, кормящим женщинам (а также ку0
рящим и больным диабетом) не рекомендуются, так как они уменьшают выработ0
ку молока. К ним относятся комбинированные оральные контрацептивы
(КОК) — эффективность 96–97% (однофазные — ригевидон, и самые современ0
ные двуфазные — антеовин). Эстрогены тормозят овуляцию, изменяют состояние эндометрия, снижая способность к имплантации даже оплодотворенной клетки.
При приеме КОК могут наблюдаться побочные явления: увеличение массы тела,
снижение толерантности к глюкозе, повышение холестерина крови, свертывае0
мости крови, тошнота, головокружение, головные боли, снижение сексуального влечения.
Через 6 недель по желанию женщины врач может ввести в полость матки спи0
раль (ВМС). Она механически раздражает эндометрий, препятствуя имплантации оплодотворенной яйцеклетки (эффективность 96–97%). Побочные эффекты:
усиление менструальных кровотечений, спазматические боли, повышенная опас0
ность воспалительных заболеваний.
Метод естественного планирования семьи (эффективность 50–60%) может быть использован после окончания кормления грудью и восстановления менст0
руального цикла. Он заключается в половом воздержании или барьерной контра0
цепции в дни наибольшей вероятности зачатия (см. рис. 5). Это дни перед и после овуляции. День овуляции определяется по однократному снижению температуры тела (измерение всегда в одном месте, ведение графика не менее 2–3 циклов), по0
сле которого наблюдается двухнедельный подъем температуры на 0,2–0,4%.
217
Тема № 5
тивные методы.
В послеродовый период целесообразно использовать все барьерные методы контрацепции: презервативы (надежность 99% плюс 70% защита от СПИДа),
диафрагмы (60–70%), прерванный половой акт (70–75%), химическая влагалищ0
ная контрацепция (95–97%) хлористым бензалконием (фирменное название —
фарматекс). Фарматекс разрушает и обездвиживает (повышая вязкость слизи)
сперматозоиды. Его используют за 5–10 минут перед половым контактом. Длите0
льность действия: мини0шарики до 10 часов, крем до 24 часов. Данный метод не имеет противопоказаний, кроме индивидуальной непереносимости. Не пред0
ставляет никакой опасности для плода, так как не всасывается в кровь. Не влияет на естественную флору влагалища и подавляет размножение патогенной флоры:
гонококков, бледной спирохеты, трихомонады, микоплазмы, хламидий, кишеч0
ной палочки, грибковых, стрептококка, стафилококка, герпеса. Защитный эф0
фект повышается при сочетанном применении фарматекса и презервативов.
Кроме барьерных методов кормящие женщины могут использовать гормона0
льные мини0пилюли (эффективность со второго цикла приема 90–95%). Они со0
держат только прогестерон, блокирующий снижение вязкости слизи, восприим0
чивость эндометрия к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. При приеме мини0пилюль может наблюдаться усиление послеродовой депрессии, тошнота,
рвота, сердечно0сосудистые явления, межменструальные кровотечения.
Препараты, содержащие гормон эстроген, кормящим женщинам (а также ку0
рящим и больным диабетом) не рекомендуются, так как они уменьшают выработ0
ку молока. К ним относятся комбинированные оральные контрацептивы
(КОК) — эффективность 96–97% (однофазные — ригевидон, и самые современ0
ные двуфазные — антеовин). Эстрогены тормозят овуляцию, изменяют состояние эндометрия, снижая способность к имплантации даже оплодотворенной клетки.
При приеме КОК могут наблюдаться побочные явления: увеличение массы тела,
снижение толерантности к глюкозе, повышение холестерина крови, свертывае0
мости крови, тошнота, головокружение, головные боли, снижение сексуального влечения.
Через 6 недель по желанию женщины врач может ввести в полость матки спи0
раль (ВМС). Она механически раздражает эндометрий, препятствуя имплантации оплодотворенной яйцеклетки (эффективность 96–97%). Побочные эффекты:
усиление менструальных кровотечений, спазматические боли, повышенная опас0
ность воспалительных заболеваний.
Метод естественного планирования семьи (эффективность 50–60%) может быть использован после окончания кормления грудью и восстановления менст0
руального цикла. Он заключается в половом воздержании или барьерной контра0
цепции в дни наибольшей вероятности зачатия (см. рис. 5). Это дни перед и после овуляции. День овуляции определяется по однократному снижению температуры тела (измерение всегда в одном месте, ведение графика не менее 2–3 циклов), по0
сле которого наблюдается двухнедельный подъем температуры на 0,2–0,4%.
217
Тема № 5
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 5
(по программе «К здоровой семье через детский сад» цикл обучения «Школа родитеC
лей», занятия № 14, 15, 16)
1. Во сколько раз меньше смертность от расстройства кишечника (поноса) среди
новорожденных, находящихся на грудном вскармливании, по сравнению с новорож+
денными, находящимися на искусственном вскармливании:
а) в 100 раз;
б) в 2 раза;
в) в 14 раз.
2. В каком возрасте ребенок способен проползти по животу матери к ее груди:
а) сразу после рождения;
б) через месяц;
в) через 7 мес.
3. При грудном вскармливании ребенок должен захватывать ртом сосок больше:
а) сверху;
б) снизу.
4. После какого возраста рекомендуется отлучать ребенка от груди (при условии
его хорошего здоровья):
а) после 6 мес.;
б) после 1 года;
в) после 2 лет.
5. Какие самые частые проблемы возникают у кормящей матери при грудном
вскармливании:
а) трещины сосков;
б) нагрубание молочных желез;
в) недостаток молока.
6. Для профилактики трещин сосков необходимо:
а) соблюдать правильную технику грудного вскармливания;
б) часто мыть грудь с мылом;
в) сушить после кормления на воздухе соски с каплей молока;
г) после кормления младенца делать массаж сосков с грудным молоком;
д) носить сдавливающий грудь бюстгальтер.
7. Для профилактики нагрубания молочных желез необходимо:
а) обеспечить беспрепятственный доступ ребенка к груди матери;
б) соблюдать правильную технику кормления;
в) делать массаж во время кормления;
г) носить удобный, не тесный бюстгальтер;
д) втирать в грудь специальные гомеопатические мази;
е) следить за полным опорожнением груди после кормления ребенка;
ж) ограничить прием жидкостей.
8. Меры профилактики гипогалактии:
а) неограниченное грудное кормление ребенка;
б) правильная техника кормления;
в) удвоение объема пищи для кормящей матери;
г) соблюдение здорового образа жизни и питания матери.
218
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
9. Частое прикладывание к груди ребенка (особенно ночью):
а) увеличивает количество молока;
б) уменьшает количество молока.
10. В набор скорой гомеопатической помощи для послеродового периода должны
входить средства для:
а) лечения и профилактики нагрубания молочных желез;
б) лечения и профилактики гипогалактии;
в) лечения и профилактики трещин сосков;
г) лечения и профилактики грибковых поражений ногтей.
11. Показаниями для назначения дополнения к грудному питанию до 1 года явля+
ются:
а) задержка психомоторного развития;
б) медленная прибавка в весе;
в) частый плач ребенка.
12. Что делать при отказе ребенка в возрасте до 6 месяцев от груди:
а) прекратить кормление;
б) предпринять различные методы для того, чтобы уговорить ребенка взять грудь (менять положение при кормлении, время и т. п.).
13. В возрасте до 3 месяцев младенца можно кормить:
а) грудным молоком;
б) коровьим молоком;
в) козьим молоком;
г) адаптированными смесями (как для детей, предрасположенных к аллер0
гии, — смесями с гидролизатом коровьего молока).
14. Особенности стоматологической профилактика для кормящих матерей:
а) чистка зубов особыми зубными пастами;
б) дополнительный прием продуктов, богатых кальцием, курсы глицерофос0
фата кальция и аппликации на зубы кальцийсодержащих паст.
219
Тема № 5
Тема № 6
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА
ЖИЗНИ
Тема № 6
ЗАКАЛИВАНИЕ
Воздушное закаливание обычно проводится перед каждым кормлением, во время пеленания, туалета и т. п. Например, для профилактики опрелостей можно оголить только нижнюю часть тела. Во время общего воздушного закаливания ре0
бенка на некоторое время обнажают полностью: ослабленных детей — на неско0
лько минут, зрелых и здоровых младенцев — до 20 минут при температуре
15–18° С, время закаливания может быть удлинено с учетом комфортности состо0
яния младенца. Младенцам нежелательно как переохлаждение, так и перегрева0
ние, поэтому комфортной комнатной температурой воздуха для одетого младенца можно считать 18–19° С.
Кроме того, проводится водное закаливание прохладной водой после каждого купания. Здоровых и зрелых младенцев можно обливать кувшином воды из0под крана (12° С). Важно учитывать настроение младенца — закаливание должно до0
ставлять удовольствие. Если ребенок плачет, закаливание не проводится. Хоро0
ший закаливающий эффект дают занятия в бассейне. Многие семейные группы проводят занятия с младенцами в бане под контролем опытных инструкторов.
Главный критерий правильности программы закаливания — это отличное на0
строение ребенка, его высокая двигательная активность и урежение простудных заболеваний.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Раздел «Экологической оздоровительной программы» по физическому воспи0
танию детей первого года жизни включает в себя:
— Телесные условия развития (см. в контурах развития детей до года).
— Материнский массаж с пестушками, потешками и вестибулярной гимнасти0
кой с танцами (см. раздел «Пестование младенцев в традиционной народной ку0
льтуре»).
221
Особенностью для этого возрастного периода является неразрывная связь фи0
зического и психического.
Специалисты Института развития мозга в Филадельфии (Глен Доман) предло0
жили новое понятие — физический интеллект, т. е. развивая ребенка физически,
мы укрепляем его мозг, развиваем психоэмоционально, душевно.
Авторы Б. Никитин и Л. Никитина — педагоги, которые превратили свою се0
мью в научную педагогическую лабораторию, смогли самостоятельно придти к тем же выводам, что известнейший в мире институт развития мозга из Филадель0
фии за тридцать лет своей работы в этом направлении.
Невропатологи, физиологи, психологи, педагоги этого института под руковод0
ством Глена Домана изучили опыт развития и раннего воспитания детей в различ0
ных уголках земного шара. В своей книге «Гармоничное развитие ребенка» Глен
Доман помещает краткое руководство для родителей по развитию детей до 6 лет на каждой из выделенных им стадий развития ребенка.
Он считает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок прохо0
дит семь важных стадий, которые соответствуют семи стадиям созревания детско0
го мозга.
В развитии ребенка не может быть лишних этапов. Так, если ребенок не пол0
зал, а сразу стал ходить, он будет ходить с постоянным включением в этот процесс коры головного мозга, отвлекая мозг от более важных функций. Ребенок, кото0
рый много ползал, ходит автоматически, что гораздо естественнее и функциона0
льнее. Ползание является важным дополнением ортопедического лечения дисп0
лазии тазобедренных суставов (по данным врачей0остеопатов, она встречается се0
годня у 9 из 10 детей). Дисплазия тазобедренных суставов во многих случаях связана с нарушением внутриутробного формирования средней линии тела. Этот дефект наиболее часто встречается у «случайных» детей — при отсутствии мотива0
ции на зачатие. По данным врачей0остеопатов, ползание — эффективный метод формирования средней линии тела. Ребенок должен быть осмотрен врачом0орто0
педом как можно раньше, т. к. лечение дисплазии тазобедренных суставов наибо0
лее эффективно до того, как ребенок встал на ноги. Это лишь один пример необ0
ходимости прохождения ребенком всех стадий развития.
Далее мы помещаем контуры развития ребенка для каждой из перечисленных стадии развития (см. табл. 21, 23, 25). Основу их составляют методические реко0
мендации Г. Домана.
КОНТУРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Методика использования
контрольного листа развития ребенка в семье
По каждому контуру развития для Вас составлен «Контрольный лист развития ребенка в семье», в который включены необходимые ежедневные развивающие занятия в соответствии с возрастом ребенка.
Контур развития — это теоретический план развития младенцев определенно0
го возраста. «Контрольный лист развития ребенка в семье» — это практическая программа индивидуальных занятий с ребенком.
222
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Внимательно ознакомьтесь с Контрольным листом (лучше это сделать еще во время беременности). Вы узнаете, что вам необходимо подготовить для занятий с вашим малышом: какие игрушки, тренажеры, книги и т. п.
Например, посмотрите на Контрольный лист первого периода развития ре0
бенка от 0 до 2,5 месяцев (табл. 22). Многое уже вам знакомо (можно на полях от0
метить карандашом, какие пункты вы понимаете как выполнять и у вас есть все для этого). То, что еще не знакомо, пометьте вопросом. Выясните это у препода0
вателя или найдите в разделе «Консультирование родителей» в этой теме. Готовь0
те развивающую среду ребенка заранее, до родов, тогда вам легко будет занимать0
ся с ребенком, все будет под рукой: и фонарик, и мобиль, и мешочки, и карточки,
и т. п. (подробно см. раздел «Оформление развивающей среды для новорожден0
ного»).
Контрольный лист первого периода развития ребенка от 0 до 2,5 мес. рекомен0
дуется поместить на домашний стенд еще до рождения ребенка. После его появ0
ления на свет регулярно отмечайте в Контрольном листе ваши ежедневные заня0
тия.
Незаметно пролетит время, и вы придете на занятия уже с младенцем. Для уче0
та его индивидуальных особенностей потребуются подробные знания о его разви0
тии. В этом нам помогут заполненные вами анкеты (см. приложение к табл. 22,
24).
Внимание! Просьба к родителям принести на 10е занятие мамы и младенца ксе0
рокопии заполненных таблиц № 22 (с двумя анкетами № 1 и 2), № 24 с анкетой
№ 3, № 26 с анкетой № 4.
Структура контура развития ребенка
Для воспитания ребенка и обеспечения его здоровья следует соблюдать опре0
деленные условия духовного, душевного и телесного его развития, которые со0
ставляют три части контура развития ребенка.
Первые две части контура составляют рекомендации по телесному и душевно0
му (ум, воля, чувства) развитию младенца. Они одинаково подходят для воспита0
ния ребенка любой национальности и любого вероисповедания.
Третья часть таблицы посвящена духовному воспитанию, без которого в со0
временном мире, наполненном болезнями цивилизации (наркомания, алкого0
лизм и т. п.), ребенок не сможет устоять. Никогда еще за всю историю человечест0
ва ребенку не приходилось встречаться с таким количеством пороков и в таком раннем возрасте.
Духовное воспитание — это воспитание совести человека, его выбора между добром и злом. Категории добра и зла имеют существенные отличия в различных системах мировоззрения, поэтому духовное воспитание возможно только в рам0
ках определенного вероисповедания. Так, например, аборт, блуд (половые кон0
такты вне брака), самоубийство во всех официально признанных конституцией нашей страны конфессиях считаются абсолютным злом. В атеистическом миро0
воззрении оценка этих явлений зависит от обстоятельств и часто рассматривается как добро. Или, например, составление для ребенка астрологического прогноза,
занятия астрологией считаются грехом в христианстве, иудаизме, мусульманстве,
223
Тема № 6
но принято в буддизме. Применение эзотерических опытов и формулировок,
колдовства недопустимо в практике основных конфессий (см. тему № 10).
Отсутствие духовного воспитания порождает полную незащищенность ребен0
ка от опасных для его физического и психического здоровья сект, в которых даже страшные злодеяния признаются добром. Всем памятна эпидемия сатанизма в школах, охватившая многие города России; массовый уход детей из дома под вли0
янием Белого братства. Сегодня специалисты насчитывают более 300 опасных сект. Поэтому родители должны помнить, что вся ответственность за духовное воспитание ребенка лежит на них. Традиционное духовное воспитание — гаран0
тия безопасности ребенка.
Древние мудрецы говорили: «Тело человека — это осел, на котором нужно до0
ехать до небесного Иерусалима». Если родители все свои силы приложат к уходу за этим «ослом» (осла тоже воспитывают трудолюбивым, послушным, добрым),
но не дадут ребенку четкого ориентира, где же находится цель его жизни, куда он должен «доехать», то в нашем полном опасностей мире он может погибнуть, не успев даже выехать из дома. И тогда к чему многолетние труды родителей?
Воспитание ребенка в течение всего периода существования человечества было воспитанием его ДУХА, ДУШИ и ТЕЛА.
Рекомендации, которые мы помещаем ниже, дают только направление для де0
ятельности родителей. Их не следует возводить в абсолют и стремиться выпол0
нять любой ценой. Главное, чтобы игровые занятия доставляли радость малышу и родителям. Всегда прекращайте занятия раньше, чем этого захочет сам ребенок.
Не занимайтесь с сонным ребенком. Не выполняйте упражнения преодолевая его сопротивление. Главное — не давать ему информацию, а стимулировать его инте0
рес к познанию мира и общению с людьми. Только тогда, когда он захочет учить0
ся сам, можно быть уверенным, что методика ваших занятий с ребенком верна.
Если Ваш ребенок отстает в своем развитии по контуру развития более, чем указано в табл. 20, обратитесь к специалистам (педагогу0дефектологу, педиатру,
врачу0остеопату). Предоставьте ребенку максимум возможностей для свободной игры, все занятия проводите в игровой форме.
Таблица 20
Возраст внимания или первой тревоги
(Указывается возраст ребенка, в котором следует обязательно обратиться к специалистам, если он не
умеет...)
*
№
п/п
Действия
Возраст
(в месяцах)
1
Не следит глазами за отклонением луча фонарика вправо и влево
1 2
Не прислушивается к колокольчику, не следит за погремушкой
2 3
Не удерживает головку в вертикальном положении хотя бы 30 сек.
3 4
Не улыбается в ответ на разговор и улыбку
3 5
Не тянет руки к игрушке
4 6
Не поворачивается со спины на живот
5 7
Не просится на руки к матери
6 224
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
*
Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. — СПб.: «Фолиант», 2000. Стр.
163–164.
колдовства недопустимо в практике основных конфессий (см. тему № 10).
Отсутствие духовного воспитания порождает полную незащищенность ребен0
ка от опасных для его физического и психического здоровья сект, в которых даже страшные злодеяния признаются добром. Всем памятна эпидемия сатанизма в школах, охватившая многие города России; массовый уход детей из дома под вли0
янием Белого братства. Сегодня специалисты насчитывают более 300 опасных сект. Поэтому родители должны помнить, что вся ответственность за духовное воспитание ребенка лежит на них. Традиционное духовное воспитание — гаран0
тия безопасности ребенка.
Древние мудрецы говорили: «Тело человека — это осел, на котором нужно до0
ехать до небесного Иерусалима». Если родители все свои силы приложат к уходу за этим «ослом» (осла тоже воспитывают трудолюбивым, послушным, добрым),
но не дадут ребенку четкого ориентира, где же находится цель его жизни, куда он должен «доехать», то в нашем полном опасностей мире он может погибнуть, не успев даже выехать из дома. И тогда к чему многолетние труды родителей?
Воспитание ребенка в течение всего периода существования человечества было воспитанием его ДУХА, ДУШИ и ТЕЛА.
Рекомендации, которые мы помещаем ниже, дают только направление для де0
ятельности родителей. Их не следует возводить в абсолют и стремиться выпол0
нять любой ценой. Главное, чтобы игровые занятия доставляли радость малышу и родителям. Всегда прекращайте занятия раньше, чем этого захочет сам ребенок.
Не занимайтесь с сонным ребенком. Не выполняйте упражнения преодолевая его сопротивление. Главное — не давать ему информацию, а стимулировать его инте0
рес к познанию мира и общению с людьми. Только тогда, когда он захочет учить0
ся сам, можно быть уверенным, что методика ваших занятий с ребенком верна.
Если Ваш ребенок отстает в своем развитии по контуру развития более, чем указано в табл. 20, обратитесь к специалистам (педагогу0дефектологу, педиатру,
врачу0остеопату). Предоставьте ребенку максимум возможностей для свободной игры, все занятия проводите в игровой форме.
Таблица 20
Возраст внимания или первой тревоги
(Указывается возраст ребенка, в котором следует обязательно обратиться к специалистам, если он не
умеет...)
*
№
п/п
Действия
Возраст
(в месяцах)
1
Не следит глазами за отклонением луча фонарика вправо и влево
1 2
Не прислушивается к колокольчику, не следит за погремушкой
2 3
Не удерживает головку в вертикальном положении хотя бы 30 сек.
3 4
Не улыбается в ответ на разговор и улыбку
3 5
Не тянет руки к игрушке
4 6
Не поворачивается со спины на живот
5 7
Не просится на руки к матери
6 224
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
*
Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. — СПб.: «Фолиант», 2000. Стр.
163–164.