Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 711

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка по шкале Апгар ______________________________________________________________
Занятия с ребенком
Недели
11
12
13
14
15
16
17
18
...
30
1. Прием экологического защитного гомео0
патического комплекса
2. Полное грудное вскармливание
3. Смешанное грудное вскармливание
4. Массаж и гимнастика с потешками*
5. Ползание не менее 4 ч* в день
6. Подъем ребенка в положение сидя, затем в положение стоя, вкладывая в ладони ребенка свои пальцы, затем палки
7. Вис на турнике
8. Пальчиковые игры*
9. Гимнастика на координацию*
10. Ношение ребенка в перевязи не менее 30х часов в день* (можно спящего)
11. Пение и танцы с ребенком на руках*
12. Прогулка на свежем воздухе не менее 20х часов в день
13. Плавание, игры в воде
14. Пение колыбельных песен перед сном*
15. Рассказывание сказок
16. Чтение А. С. Пушкина
17. Чтение книжек с толстыми страницами
18. Прослушивание классической музыки и звуков природы
19. «Кукольный театр» со звукоподражанием
20. Занятия с карточками: с простыми словами
(буквы крупные), со счетом: «домино»,
«десятисклад»; с «решетками»
21. Проговаривание названий частей и сторон тела во время переодевания и купания
22. Игры с игрушками разными по: размеру,
форме, наполнению, цвету, звучанию, из разных природных материалов
23. Мобиль над кроваткой
231
Тема № 6

Занятия с ребенком
Недели
11
12
13
14
15
16
17
18
...
30
24. Подвижные игры: прятки, «коза0бодатая»,
ладушки, «догоню», «полетели, на головку сели»
25. «Фокусы»
26. Разговор и гуление
26а. Логопедические упражнения
27. Проговаривание ваших действий
28. «Эскурсия по дому»
Дополнительные занятия:
Ответы: (+) почти каждый день; (
±) реже 30х раз в неделю; (–) не выполняли в течение недели.
Дополнительные игрушки: 1) Тряпичные мячик и кубики. 2) Мягкая кукла с крупными чертами лица. 3) «Ванька0встанька», поющий волчок. 4) Игрушки для игры в ванне. 5) Зеркальце.
6) Пластиковые прозрачные бутылки, наполненные крупами; купленные в магазине, прозрачные пластиковые тубусы, заполненные разноцветными шариками. 7) Мячи разных размеров.
8) Деревянная палочка, турник. 9) Книжки с твердыми страницами. 10) Дополнительные карточ0
ки. 11) Кубики (мин. 6 шт.). 12) Крупные портреты или фотографии родственников. 13) Будильник.
* Смотри комплекс «Пестование младенцев».
АНКЕТА № 3.
Итог к 7 месяцам
(отмечать «+» или «–»)
1. Двигательное развитие:
— ползает не менее 4,5 м T
— висит на турнике 10 секунд T
— опирается на ноги, когда его держат в вертикальном положении. T
— начинает подпрыгивать T
— сидит некоторое время один, без поддержки T
— поворачивается в обе стороны всем туловищем T
— из положения лежа на спине активно переворачивается на живот T
— переворачивается с живота на спину T
— лежа на животе, опирается на одну руку, другая тянется к игрушке T
2. Социальные навыки:
— начинает стесняться или бояться незнакомых людей T
— обнимает маму и показывает свою любовь к ней T
— «воркует» и активно ищет общения T
— играет в прятки с платком («ку0ку») T
— плачет, когда отбирают игрушку T
— смеется, когда взрослый строит смешные гримасы T
— громко хохочет, когда с ним играют в «козу» T
— поворачивается в сторону говорящего или поющего T
3. Речевые навыки:
— лепечет слоги [ла], [ва], [ма], [ба], [на], [ня], [дя] T
— поет T
— старается привлечь к себе внимание определенными слогами и зовущими звуками T
— сидя на руках у мамы, отслеживает глазами предметы или людей,
232
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Продолжение табл. 24

которых мама назвала перед этим три раза (папа, баба...) T
— «воркует», «пищит», издает радостный крик T
— понимает, когда его ругают T
— понимает действия: дай руку, садись, хлопай в ладоши T
4. Навыки наблюдения и исследования:
— ощупывает лицо, волосы, бусы, одежду взрослого T
— улыбается собственному отражению в зеркале T
— исследует свои ноги и играет с ними T
— пытается схватить движущийся предмет T
— берет в каждую руку по кубику T
— перекладывает игрушку из руки в руку T
— поворачивает игрушку в руках T
— ударяет игрушкой по столу T
— смотрит на упавшую игрушку T
— поднимает упавшую игрушку, если может ее достать T
— уверенно локализует один звук, источник которого находится за пределами поля зрения; поворачивает туда голову T
5. Навыки самообслуживания:
— ест новую пищу без капризов, когда ее предлагают T
— играет с игрушками в ванной T
— поднимает ноги, когда ему меняют подгузник T
— пьет из чашки, которую держит взрослый T
— стаскивает шапочку с головы T
— держит, кусает, дует на пирожок или печенье T
— может самостоятельно поднести бутылочку ко рту T
Таблица 25
Контур развития ребенка в период запечатления.
Стадия 3: от 7 месяцев до 1 года
Моторные функции (тело)
Двигательные навыки
Ползание на четвереньках (длинные штаны, толстый ковер) от нескольких сантиметров до 350 м в день, затем ребенок встает на ноги, держась за мебель. Делает первые шаги. Если ребенок не был ранее обучен, то в 9 мес. он ползает на четвереньках и сидит без поддержки руками 10 мин., в
10 мес. он встает, ходит при поддержке за обе руки в 12 мес.
Итог: ребенок должен проползти на четвереньках не менее 350 м. Ребенок любопытен и активен.
Главная его задача — сбор информации, исследование.
Мануальные навыки
Некоторое время ребенок наблюдает, как раскачиваются мама и папа на турнике. Затем ребенка раскачивают на пальцах или турнике каждые 15 мин. Когда ребенок сможет сам раскачиваться 20
сек,
мама и
папа показывают пример использования
«рукохода».
Появляется противопоставление большого и
указательного пальцев.
Действует двумя руками.
Рекомендуются игры с мелкими съедобными предметами, а также игры с пирамидкой,
матрешкой, кубиками, шнурами или палочками, на которые нанизаны предметы (могут пригодиться большие пуговицы, катушки, банки с крышками, ящики — умение собирать мелкие предметы). Игра с песком, «роняние«предметов на пол, в ведро. Игра в «ладушки». Машет рукой — «пока». Умеет стучать: игрушечный молоток, дощечка, по которой можно стучать.
Умеет нажимать на пищащую игрушку. Собирает игрушки после игры в ящик.
Итог: ребенок раскачивается на турнике 20 сек.
Координация
Каждые 15 мин. Продолжаем выполнять прежнюю программу на развитие координации. Одно занятие 15 сек, постепенно увеличивать до 1 мин. За весь день каждое упражнение повторяется дважды. Общая длительность занятия 20 мин. Плавание.
233
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   51

Тема № 6

Телесно обусловленные сенсорные функции (ум, чувства, воля)
Тактильные навыки
Оценка познавательных ощущений. Надевание на голову бус, на руку браслета (себе, маме,
игрушке). Игры в прятки.
Языковые навыки
Лепет, слоги. Первые слова (мама, папа, баба, би, ам; разговор зверей: ав0ав, му0му). Ребенок показывает, где мама, где папа. Рекомендуется петь колыбельные, частушки. Ребенок может жестами и звуками просить игрушку. Все действия сопровождает звуками. К концу года владеет
10–20 словами. Сообщает о своих желаниях, понимает, что говорят взрослые. Ребенок поет под музыку и танцует. Слова, которые следует активно использовать в разговоре: мама, папа, баба,
бай0бай, няня, дай, дядя, деда, тетя, ляля, ки (кошка), гага.
Слуховые навыки
Понимает названия игрушек, частей лица, действия («кушай», «спи»). Выполняет поручения и действия: «найди», «принеси», «где носик?», «вытяни ножку». Понимает слово «нельзя», но не может исправиться. Рекомендуется указывать на предмет и его называть. Следует развивать знание связи между предметом и присущим ему действием, приводящим к эффекту (звучащие при воздействии на них предметы: колокольчик, погремушка, пищащие игрушки, пластиковые бутылочки с рисом или фасолью).
Зрительные навыки
Активный интерес к игрушкам, которые дают взрослые. Рекомендуется показывать картинки.
Умеет оценить детали, входящие в состав сложной конфигурации. Общение без слов, звуками.
Игры в кукольный театр со словом «нельзя». Игра «Сорока0белобока». Следует развивать знание собственного лица (зеркало на стене, у пола, переносное, металлическое).
Чувства
Ощущает чувство вины, когда поступает плохо. В 1 год — первые друзья0сверстники (полезно общение с ними). Еда с семьей. Относится к куклам, как к живым существам — членам семьи
(мягкие звери, куклы, петрушки). Умеет играть с мячом, обращаться с книгой, молотком,
пищащими игрушками.
Духовные (совесть, выбор между добром и злом)
Данный обязательный раздел воспитания ребенка (нравственное воспитание должно опережать развитие способностей ребенка) осуществляется в соответствии с мировоззрением семьи (см.
тему № 10, Приложения к таблицам).
234
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Таблица 26
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ОТ 7 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
ФИО ребенка _______________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________________
Рост при рождении __________________________________________________________________
Вес при рождении ____________________________________________________________________
Оценка по шкале Апгар ______________________________________________________________
Занятия с ребенком
Недели
31
32
33
34
35
36
37
38
...
52
1. Прием экологического защитного гомеопатическо0
го комплекса
2. Грудное вскармливание
3. Массаж и гимнастика с потешками*
4. Свободное ползание по всей квартире
5. Раскачивание на пальцах или турнике не менее
20 сек
6. Освоение рукохода
7. Пальчиковые игры*
8. Гимнастика на координацию*
9. Ношение ребенка в перевязи*
10. Пение и танцы с ребенком на руках*
11. Прогулка на свежем воздухе не менее 20х часов в день
12. Плавание, игры в воде
13. Пение колыбельных песен перед сном*
14. Рассказывание сказок
15. Чтение А. С. Пушкина
16. Чтение книжек с толстыми страницами
17. Прослушивание классической музыки и звуков природы
18. «Кукольный театр» со звукоподражанием
19. Занятия с карточками
20. Проговаривание названий частей и сторон тела во время переодевания и купания
21. Игра с развивающими игрушками
22. Подвижные игры: прятки, «коза0бодатая», «дого0
ню», «роняниями» предметов на пол и в ведро,
игра с песком
23. Совместная с ребенком уборка игрушек на место после игры
24. Фокусы
25. Разговор с ребенком, логопедические упражнения
26. Экскурсия по дому с привлечением ребенка к домашнему труду
27. Экскурсия по городу
28. Духовное развитие младенца
235
Тема № 6


Ответы: «+» почти каждый день, «±» реже 30х раз в неделю, «–» не выполняли в теч. недели.
* См. комплекс «Пестование младенцев».
Дополнительные игрушки:
1) машинки, 2) пирамидка, 3) матрешка,
4) банки или коробки с крышками, в которых проделаны отверстия различных форм и размеров;
предметы разных форм и размеров, которые можно класть через эти отверстия,
5) стаканчики, вкладывающиеся друг в друга (игрушки0гнезда),
6) шнурок или палочка с нанизанными предметами,
7) развивающие игрушки со шнуровками, пуговицами, кнопками, липучками, молнией, пряж0
ками,
8) мягкая мозаика,
9) детский конструктор,
10) тележка,
11) игрушки0каталки,
12) молоточек с пищалкой; игрушечный молоток и деревянные колышки, которые можно заби0
вать,
13) набор строительных кубиков,
14) геометрические фигуры,
15) фигурки, отличающиеся по размеру, которые можно вынимать из отверстий на доске и встав0
лять на место,
16) музыкальные инструменты,
17) игровой музыкальный центр,
18) шкатулка с выскакивающим сюрпризом,
19) конь0качалка,
20) машинка, в которую можно сесть,
21) наклонный желоб с шариком,
22) заводные игрушки,
23) настольная лампа с кнопкой на панели,
24) рукоход.
Анкета № 4.
Итог к 1 году
(отмечать «+» или «–»)
1. Двигательное развитие
— ползает на четвереньках по всей квартире не менее 350 м в день T
— сам встает, держась за мебель T
— переступает с ноги на ногу T
— ходит боком T
— ходит при поддержке за обе руки T
— ходит при поддержке за одну руку T
— первые самостоятельные шаги T
— сидит без поддержки с прямой спиной T
— хорошо сидит на стуле T
— раскачивается на турнике 20 мин T
— появляется противопоставление большого и указательного пальца T
— плавает T
— наклоняется вбок, чтобы взять игрушки T
2. Социальные навыки
— машет рукой «пока0пока» T
— может отнять игрушку, когда ее у него попросят T
— указывает на предмет, который хочет получить T
— смотрит в том направлении, куда показывает взрослый T
— подражает знакомым действиям мамы (причесывается, дует на горячее и т. д.) T
— обнимает отца или другого родственника и показывает, что любит его T
— целует маму T
236
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


— смотрит в зеркало и восхищается своим отражением, улыбается, играет с отражением T
— хнычет или плачет, когда его ругают T
— прерывает действие, за которое его бранят T
— понимает, когда его хвалят T
— повторяет действия, за которое похвалили или над которыми смеялись T
3. Речевые навыки
— лепечет слоги, первые слова (2—20), «говорит» на своем языке T
— крутит головой — «нет» T
— понимает название игрушек, частей тела T
— понимает действия (кушай, спи и т. д.) T
— хлопает в ладоши, когда попросят T
— выполняет поручения: «найди», «принеси», «где носик?», «вытяни ножку» и т. д. T
— понимает слово «нельзя» T
— показывает, где мама, где папа T
— реагирует на слова «иди ко мне», протягивая руки T
— подражает покашливанию, мычанию, цоканью и другим звукам T
— пытается подпевать под музыку T
— прислушивается к тиканью часов, приставленных к уху T
— реагирует на свое имя T
4. Навыки наблюдения и исследования
— помнит, где в доме хранятся некоторые вещи T
— любит складывать предметы в коробки T
— катает мячик T
— интересуется фотографиями T
— заглядывает за угол, когда что0нибудь потерялось T
— снимает пеленку, которой на его глазах закрывали игрушку T
— вытаскивает игрушки из коробки T
— преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь T
— пытается протолкнуть пуговицу в отверстие бутылки так, чтобы она проваливалась внутрь T
— ставит один кубик на другой T
— снимает кольца с пирамидки T
— снимает крышку с коробки T
— подтягивает к себе за веревочку игрушку на колесах T
— одним кубиком в руке толкает по столу другой кубик и сбрасывает его на пол T
— ударяет кубик о кубик T
— вынимает из открытой коробки кубик и кладет его обратно, не выпуская из рук T
— качает колечко, подвешенное на шнурке T
— одной рукой хватает два кубика, двумя руками может взять три кубика T
— подает игрушку взрослому и выпускает ее T
— захватывает пуговицу согнутыми большим и указательным пальцами T
— сидя за столом, касается указательным пальцем деталей игрушки T
— кидает предметы T
— может удержать в руке карандаш и рисует каракули T
— звонит в звоночек T
— включает и выключает лампу T
5. Навыки самообслуживания
— поднимает чашку двумя руками T
— берет ложку за ручку T
— жует пищу T
— помогает одеванию, просовывает руки в рукава, ноги в штаны T
— стаскивает носки T
— пытается взять пищу ложкой T
— ест обычную твердую пищу T
— пытается причесываться T
237
Тема № 6