Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 659
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 10
Подобно тому, как еда и питье возвышенны Торой до уровня служения ВсеC
вышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходиC
мо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда приносит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чисC
тым и нечистым, святым и низменным.
В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда закон запрещает блиC
зость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщиC
ны с прибавлением семи «очистительных» дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадати дней. В это время мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.
Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:
— воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувC
ство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять ими управлять собой;
— соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательC
ной;
— уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое наступает со вреC
менем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;
— возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувстом вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодноC
сти другого; в этом случае супруги не ощущают психологической ответственности за воздержание.
Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чисC
тоты семейной жизни. По окончании отсчета семи «чистых» дней жену и мужа соC
единяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений — миквы. С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида — «отделенная».
Омовение в микве всегда было основой еврейского обряда очищения.
Еврейская женщина должна посещать микву ежемесячно вплоть до наступлеC
ния климакса.
Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элеC
ментарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед риC
туалом следует тщательно вымыться.
Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы. Куда бы судьба не забросиC
ла евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву. Закон предпиC
сывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы.
Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем темпеC
ратуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы креC
пости Моссада, что на вершине горы у Мертвого моря, но назначение их одинаC
ково. Так сохраняется духовная связь поколений. В наше время многие евреи наC
рушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут. Но делают это скорее по полному незнанию, чем по злому умыслу. ИзуC
чение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалеC
нию, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. БольC
388
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Рекомендации для семей мусульманского вероисповедания
подготовлены Духовным управлением мусульман
Санкт,Петербурга и Северо,Западного региона России
В настоящее время на территории России проживает 20 млн мусульман.
В СанктCПетербурге проживает 110 тысяч мусульман под духовным окормлением
Муфтий ЖафярCХазрат Почаевым. Они имеют возможность посещать мечеть,
построенную в 1914 году. Все законы мусульманской семьи по шириату изложены в Коране.
В брак молодые люди вступают сохранив целомудрие (чистоту). Брак благоC
словляет и венчает священнослужитель в присутствии родителей при обоюдном согласии жениха и невесты. Муж и жена дают слово, что будут во всем помогать друг другу. Контрацепция не запрещена. Брак совершается в любой день, но суC
пружеская близость, зачатие допускается при отсутствии месячных у жены и вне поста (ночное время) во имя Милосердного Священного Творца словами: «БисC
милляхи ррахмэни ррахим». Если жена забеременела, то во время намаза — моC
литв, которые обычно совершаются 5 раз в день, супруги дополнительно молятся о легкой беременности и родах, о помощи в воспитании ребенка в духе семейных традиций, о защите от злых сил (аузе биллярри миняш — шайтанорCражим —
прошу Всевышнего защитить от соблазнов шайтана).
Акушерка принимает ребенка именем Творца. Мужу не рекомендуется приниC
мать участие в родах. Через неделю после родов в дом приглашается священносC
лужитель для чтения Корана и молитв.
В Коране указано, что кормление грудью следует продолжать до 2 лет. В КораC
не нет указаний на отмену поста во время беременности и кормления грудью, но возможно перенесение пропущенных дней на период после окончания кормлеC
ния грудью. Мать должна воспитывать детей верующими в Бога и исполняющими законы шириата. Мать для ребенка стоит на втором месте после Бога. Она учит детей уважать родителей и старших, соблюдать нравственную чистоту, быть добC
рыми и полезными для окружающих, достойно продолжать род и обычаи семьи. В
Коране запрещено беззаконно убивать человека любого вероисповедания, воровC
ство, распитие алкогольных напитков, наркотики, блуд (половые отношения вне брака), азартные игры на деньги, клевета, ложное свидетельство, ростовщичестC
во. Запрещены колдовство, посещение экстрасенсов, окультные техники. Аборт запрещен на любом сроке, кроме состояний угрожающих жизни матери. Сам
Творец говорит о матери: «Если человек получил благословение от матери, выC
полняющей законы Шириата, то я доволен этим человеком».
Много поучительного содержится в хадисах (поучениях Пророка Мухаммада,
мир ему):
— «После зачатия, через 42 дня Аллах присылает одного из своих Ангелов,
чтобы наделить зачатого нравом и характером, вложить в него чувство (посредстC
вом глаз и ушей), сотворить ему мясо и кость, и в конце Ангел спрашивает: “О АлC
лах, это мужчина или женщина”.
— “Никакое молоко не может быть питательней и полезней для грудного младенца, чем молоко матери”.
390
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
в три года я до того развратился, что после (благодаря молитвам матери), в проC
должение 12 лет, все полагал намерение исправиться, но не находил сил этого выC
полнить. Даже после того, как сделал переворот к решительному перелому воли,
еще медлил два года, отлагая обращение со дня на день. Так расслабла воля от первых страстей! Но, по решительным обращениям и принятии благодати св.
Крещении, ЧТО я должен был претерпеть, борясь со своими страстями, сильно влекшими меня на прежний путь!»
Этот пример яснее всего показывает, в какой великой опасности находится человек, не получивший добрых правил в юности и Богу себя заранее не посвяC
тивший. Поэтому счастлив тот, кто получил доброе воспитание, вступил с ним в лета юности, и потом в том же духе вступит в лета мужества (Василий ПреобраC
женский «Традиционное духовное воспитание детей», www.partalCslovo.ru).
ИНОСЛАВНЫЕ РЕЛИГИИ
Иудейское вероисповедание
Для семей иудейского вероисповедания рекомендации подготовлены
региональным объединением еврейских религиозных общин,
раввином Раши Рабаевым
Еврейский народ представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авроама. Поэтому не удивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и дуC
ховно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.
Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее моменты вплоть до самых интимных отношений.
Эти законы основаны на следующих фундаментальных признаках:
— уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;
— мирные и гармоничные отношения (шалом байт);
— признание определенных прав каждым членом семьи;
— сохранение душевной чистоты и цельности в интимной сфере.
Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к деC
кларированным выше принципам.
Еврейская религия возвышает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что нужно удовлетвоC
рять все сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное,
как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные всевышC
ним заповеди, найденное ими «счастье» впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.
Нет никаких сомнений, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это конечно не может предотвраC
тить личные драмы и неурядицы, однако создает фундамент для спокойных гарC
386
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
должение 12 лет, все полагал намерение исправиться, но не находил сил этого выC
полнить. Даже после того, как сделал переворот к решительному перелому воли,
еще медлил два года, отлагая обращение со дня на день. Так расслабла воля от первых страстей! Но, по решительным обращениям и принятии благодати св.
Крещении, ЧТО я должен был претерпеть, борясь со своими страстями, сильно влекшими меня на прежний путь!»
Этот пример яснее всего показывает, в какой великой опасности находится человек, не получивший добрых правил в юности и Богу себя заранее не посвяC
тивший. Поэтому счастлив тот, кто получил доброе воспитание, вступил с ним в лета юности, и потом в том же духе вступит в лета мужества (Василий ПреобраC
женский «Традиционное духовное воспитание детей», www.partalCslovo.ru).
ИНОСЛАВНЫЕ РЕЛИГИИ
Иудейское вероисповедание
Для семей иудейского вероисповедания рекомендации подготовлены
региональным объединением еврейских религиозных общин,
раввином Раши Рабаевым
Еврейский народ представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авроама. Поэтому не удивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и дуC
ховно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.
Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее моменты вплоть до самых интимных отношений.
Эти законы основаны на следующих фундаментальных признаках:
— уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;
— мирные и гармоничные отношения (шалом байт);
— признание определенных прав каждым членом семьи;
— сохранение душевной чистоты и цельности в интимной сфере.
Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к деC
кларированным выше принципам.
Еврейская религия возвышает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что нужно удовлетвоC
рять все сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное,
как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные всевышC
ним заповеди, найденное ими «счастье» впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.
Нет никаких сомнений, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это конечно не может предотвраC
тить личные драмы и неурядицы, однако создает фундамент для спокойных гарC
386
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
моничных и доставляющих удовольствие отношений между мужем и женой, роC
дителями и детьми.
Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейских традициях, касаC
ющихся брака, поскольку они вероятно менее понятны современному человеку,
чем взаимоотношения родителей и детей. Разлад и отчуждение, царящие во мноC
гих еврейских семьях, свидетельствуют о том, что эти традиции к несчастью забыC
ты.
Главной целью замужества иудаизм считает воспроизведение потомства. РоC
жать детей — значит исполнять заповеди Торы: «Плодитесь и размножайтесь».
Это способствует осуществлению Божественного замысла, приближает человека к Всевышнему в вечном акте Творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для исполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинаC
ми, но в любом случае отказаться от воспроизведения потомства — значит наруC
шить заповедь Всевышнего.
Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Наши мудрецы говорили:
«Всевышний с нетерпеньем ожидает, когда человек возьмет себе жену». Человек отказывающийся от брака лишен благословения, святости мира и покоя.
Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе (Псахим, 113а). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, не может считаться полноценC
ным человеком. «Мужчина не может быть без жены, женщина без мужа», — напиC
сано в мидраше (Брейшит раба, 8: 9).Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.
Подчеркивание духовного в браке ни в коем случае не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает противоестественного подавления дарованного всевышним физиC
ческих и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений на продолжение рода. Тора расC
сматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, не должен лишать ее супружеской близости. Эти права признаются за женщиной и в том случае, если она не может рожать изCза возраста или по соC
стоянию здоровья. В рамках освященного законами Торы союза секс никогда не считался греховным низменным постыдным.
Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверC
ность, а также любые формы кровосмешения, проституции, гомосексуализма,
считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовноC
му падению отдельного человека, так и моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он ратует за любовь между мужчиной и женщиC
ной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.
Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов пеC
ред супружеской близостью. Он предостерегает от принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: «Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены».
387
Тема № 10
дителями и детьми.
Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейских традициях, касаC
ющихся брака, поскольку они вероятно менее понятны современному человеку,
чем взаимоотношения родителей и детей. Разлад и отчуждение, царящие во мноC
гих еврейских семьях, свидетельствуют о том, что эти традиции к несчастью забыC
ты.
Главной целью замужества иудаизм считает воспроизведение потомства. РоC
жать детей — значит исполнять заповеди Торы: «Плодитесь и размножайтесь».
Это способствует осуществлению Божественного замысла, приближает человека к Всевышнему в вечном акте Творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для исполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинаC
ми, но в любом случае отказаться от воспроизведения потомства — значит наруC
шить заповедь Всевышнего.
Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Наши мудрецы говорили:
«Всевышний с нетерпеньем ожидает, когда человек возьмет себе жену». Человек отказывающийся от брака лишен благословения, святости мира и покоя.
Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе (Псахим, 113а). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, не может считаться полноценC
ным человеком. «Мужчина не может быть без жены, женщина без мужа», — напиC
сано в мидраше (Брейшит раба, 8: 9).Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.
Подчеркивание духовного в браке ни в коем случае не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает противоестественного подавления дарованного всевышним физиC
ческих и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений на продолжение рода. Тора расC
сматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, не должен лишать ее супружеской близости. Эти права признаются за женщиной и в том случае, если она не может рожать изCза возраста или по соC
стоянию здоровья. В рамках освященного законами Торы союза секс никогда не считался греховным низменным постыдным.
Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверC
ность, а также любые формы кровосмешения, проституции, гомосексуализма,
считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовноC
му падению отдельного человека, так и моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он ратует за любовь между мужчиной и женщиC
ной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.
Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов пеC
ред супружеской близостью. Он предостерегает от принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: «Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены».
387
Тема № 10
Подобно тому, как еда и питье возвышенны Торой до уровня служения ВсеC
вышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходиC
мо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда приносит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чисC
тым и нечистым, святым и низменным.
В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда закон запрещает блиC
зость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщиC
ны с прибавлением семи «очистительных» дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадати дней. В это время мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.
Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:
— воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувC
ство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять ими управлять собой;
— соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательC
ной;
— уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое наступает со вреC
менем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;
— возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувстом вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодноC
сти другого; в этом случае супруги не ощущают психологической ответственности за воздержание.
Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чисC
тоты семейной жизни. По окончании отсчета семи «чистых» дней жену и мужа соC
единяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений — миквы. С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида — «отделенная».
Омовение в микве всегда было основой еврейского обряда очищения.
Еврейская женщина должна посещать микву ежемесячно вплоть до наступлеC
ния климакса.
Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элеC
ментарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед риC
туалом следует тщательно вымыться.
Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы. Куда бы судьба не забросиC
ла евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву. Закон предпиC
сывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы.
Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем темпеC
ратуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы креC
пости Моссада, что на вершине горы у Мертвого моря, но назначение их одинаC
ково. Так сохраняется духовная связь поколений. В наше время многие евреи наC
рушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут. Но делают это скорее по полному незнанию, чем по злому умыслу. ИзуC
чение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалеC
нию, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. БольC
388
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
шинство же остается в полном неведении или, что еще хуже, получает превратное представление об этих простых и мудрых законах. «Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем» (Бемидбар раба, 89). «Кто богат?», — спросил Раби
Акива и ответил: «Тот, чья жена ласкова и добра» (Шабат, 256).
Жена отправляется в микву вечером, непосредственно за следующим днем поC
сле семи «чистыми» днями. В микве женщина с помощью обслуживающего перC
сонала готовится к ритуальному омовению: снимает все, что может помешать проникновению воды ко всем участкам тела (заколки, кольца, протезы, даже лак с ногтей), принимает горячую ванну, расчесывает волосы. После однократного полного погружения с головой она встает и произносит благословение: «БлагоC
словен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, осветивший нас своими запоC
ведями и заповедавший нам омовение». Впервые женщина посещает микву после вступления в брак. Поэтому следует назначить свадьбу на то время, когда супруC
гам дозволена близость (до брака супруги сохраняют целомудрие). Во время береC
менности и кормления грудью разрешается супружеская близость. В процессе роC
дов может принимать участие муж (семейные роды). После родов супружеская близость разрешается по истечении семи дней после рождения сына и четырнадC
цати дней после рождения дочери, прибавляя семь «чистых» дней. В некоторых общинах микву посещают через сорок дней после рождения сына и восемьдеC
сят дней после рождения дочери. На восьмой день после рождения сына проC
водится обряд обрезания. Родители возносят молитвы о здоровье своих детей и приводят в синагогу, когда дети начинают различать понятия хорошо и плохо.
Вопрос об аборте решается отдельно в каждом конкретном случае; и в каждом таком случае следует обращаться к раввину. В общем же, все галахические автоC
ритеты согласны с тем, что терапевтический аборт, то есть производимый с целью спасения жизни матери, не только допустим, но и обязателен. Срок беременноC
сти не имеет при этом значения. Аборт из соображений удобства, материальных выгод или преследующий другие эгоистические цели совершенно нетерпим. Хотя плод и не считается живым существом вплоть до появления ребенка на свет, он тем не менее представляет собой росток потенциальной жизни, уничтожение коC
торого является тяжелейшим грехом. Раввины расходятся во мнениях относитеC
льно таких ситуаций, когда существует большая вероятность, что ребенок родится уродом.
Галаха уделяет большое внимание вопросу о допустимости методов предотвраC
щения зачатия. Современные раввины не высказали возражений против употребC
ления противозачаточных таблеток, поскольку это формально не противоречит запрету уничтожения семени. Однако предотвращение большего числа детей.
Рамбам писал: «Даже если человек исполнил заповедь “Плодитесь и размножайC
тесь”, не следует ему отказываться от продолжения рода до тех пор, пока он на это способен, ибо тот, кто добавляет новую душу к Израилю, подобен Тому, Кто соC
творил мир.»
Мусульманское вероисповедание
389
Тема № 10
Акива и ответил: «Тот, чья жена ласкова и добра» (Шабат, 256).
Жена отправляется в микву вечером, непосредственно за следующим днем поC
сле семи «чистыми» днями. В микве женщина с помощью обслуживающего перC
сонала готовится к ритуальному омовению: снимает все, что может помешать проникновению воды ко всем участкам тела (заколки, кольца, протезы, даже лак с ногтей), принимает горячую ванну, расчесывает волосы. После однократного полного погружения с головой она встает и произносит благословение: «БлагоC
словен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, осветивший нас своими запоC
ведями и заповедавший нам омовение». Впервые женщина посещает микву после вступления в брак. Поэтому следует назначить свадьбу на то время, когда супруC
гам дозволена близость (до брака супруги сохраняют целомудрие). Во время береC
менности и кормления грудью разрешается супружеская близость. В процессе роC
дов может принимать участие муж (семейные роды). После родов супружеская близость разрешается по истечении семи дней после рождения сына и четырнадC
цати дней после рождения дочери, прибавляя семь «чистых» дней. В некоторых общинах микву посещают через сорок дней после рождения сына и восемьдеC
сят дней после рождения дочери. На восьмой день после рождения сына проC
водится обряд обрезания. Родители возносят молитвы о здоровье своих детей и приводят в синагогу, когда дети начинают различать понятия хорошо и плохо.
Вопрос об аборте решается отдельно в каждом конкретном случае; и в каждом таком случае следует обращаться к раввину. В общем же, все галахические автоC
ритеты согласны с тем, что терапевтический аборт, то есть производимый с целью спасения жизни матери, не только допустим, но и обязателен. Срок беременноC
сти не имеет при этом значения. Аборт из соображений удобства, материальных выгод или преследующий другие эгоистические цели совершенно нетерпим. Хотя плод и не считается живым существом вплоть до появления ребенка на свет, он тем не менее представляет собой росток потенциальной жизни, уничтожение коC
торого является тяжелейшим грехом. Раввины расходятся во мнениях относитеC
льно таких ситуаций, когда существует большая вероятность, что ребенок родится уродом.
Галаха уделяет большое внимание вопросу о допустимости методов предотвраC
щения зачатия. Современные раввины не высказали возражений против употребC
ления противозачаточных таблеток, поскольку это формально не противоречит запрету уничтожения семени. Однако предотвращение большего числа детей.
Рамбам писал: «Даже если человек исполнил заповедь “Плодитесь и размножайC
тесь”, не следует ему отказываться от продолжения рода до тех пор, пока он на это способен, ибо тот, кто добавляет новую душу к Израилю, подобен Тому, Кто соC
творил мир.»
Мусульманское вероисповедание
389
Тема № 10
Рекомендации для семей мусульманского вероисповедания
подготовлены Духовным управлением мусульман
Санкт,Петербурга и Северо,Западного региона России
В настоящее время на территории России проживает 20 млн мусульман.
В СанктCПетербурге проживает 110 тысяч мусульман под духовным окормлением
Муфтий ЖафярCХазрат Почаевым. Они имеют возможность посещать мечеть,
построенную в 1914 году. Все законы мусульманской семьи по шириату изложены в Коране.
В брак молодые люди вступают сохранив целомудрие (чистоту). Брак благоC
словляет и венчает священнослужитель в присутствии родителей при обоюдном согласии жениха и невесты. Муж и жена дают слово, что будут во всем помогать друг другу. Контрацепция не запрещена. Брак совершается в любой день, но суC
пружеская близость, зачатие допускается при отсутствии месячных у жены и вне поста (ночное время) во имя Милосердного Священного Творца словами: «БисC
милляхи ррахмэни ррахим». Если жена забеременела, то во время намаза — моC
литв, которые обычно совершаются 5 раз в день, супруги дополнительно молятся о легкой беременности и родах, о помощи в воспитании ребенка в духе семейных традиций, о защите от злых сил (аузе биллярри миняш — шайтанорCражим —
прошу Всевышнего защитить от соблазнов шайтана).
Акушерка принимает ребенка именем Творца. Мужу не рекомендуется приниC
мать участие в родах. Через неделю после родов в дом приглашается священносC
лужитель для чтения Корана и молитв.
В Коране указано, что кормление грудью следует продолжать до 2 лет. В КораC
не нет указаний на отмену поста во время беременности и кормления грудью, но возможно перенесение пропущенных дней на период после окончания кормлеC
ния грудью. Мать должна воспитывать детей верующими в Бога и исполняющими законы шириата. Мать для ребенка стоит на втором месте после Бога. Она учит детей уважать родителей и старших, соблюдать нравственную чистоту, быть добC
рыми и полезными для окружающих, достойно продолжать род и обычаи семьи. В
Коране запрещено беззаконно убивать человека любого вероисповедания, воровC
ство, распитие алкогольных напитков, наркотики, блуд (половые отношения вне брака), азартные игры на деньги, клевета, ложное свидетельство, ростовщичестC
во. Запрещены колдовство, посещение экстрасенсов, окультные техники. Аборт запрещен на любом сроке, кроме состояний угрожающих жизни матери. Сам
Творец говорит о матери: «Если человек получил благословение от матери, выC
полняющей законы Шириата, то я доволен этим человеком».
Много поучительного содержится в хадисах (поучениях Пророка Мухаммада,
мир ему):
— «После зачатия, через 42 дня Аллах присылает одного из своих Ангелов,
чтобы наделить зачатого нравом и характером, вложить в него чувство (посредстC
вом глаз и ушей), сотворить ему мясо и кость, и в конце Ангел спрашивает: “О АлC
лах, это мужчина или женщина”.
— “Никакое молоко не может быть питательней и полезней для грудного младенца, чем молоко матери”.
390
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА