Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 663

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) являC
ются среда и пятница. В эти дни на Руси не употреблялась мясная и молочная пища. Кроме того, в году соблюдали четыре больших поста.
Рождественский пост
Продолжительность 40 дней. С 28 ноября по 7 января.
Великий пост
Продолжительность 40 дней. Подвижный — апрель.
Петров пост
Продолжительность от года к году различная. Этот пост также подвижный. Он начинается через неделю после празднования Пятидесятницы (дня Святой ТроиC
цы) и кончается 12 июля на Петров день.
Успенский пост
Продолжительность — две недели. С 14 по 27 августа.
Вопросы, касающиеся взаимодействия семьи, общества и Церкви, подробно освещены в документе Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Приведем здесь некотоC
рые фрагменты анализа этого документа (Протоиерей Николай Балашов, МоскC
ва, «Даниловский благовестник 2001»):
а) Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подроC
сткам знания об отношении полов и телесной природе человека, Церковь не моC
жет поддерживать тех программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно непC
риемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоC
ять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, гоC
товить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте
(Х. 6). Светский характер Российского государства и образования не предполагаC
ет воспитания детей в духе противоречащем традициям семьи, но наоборот предC
полагает невмешательство в уже выбранные семьей религиозные принципы восC
питания, соответствующие ее конфессиональной принадлежности, и создание благоприятных условий для реализации прав граждан на свободу совести, в соотC
ветствии с принципами государственной политики в области образования.
б) Человеческое тело является дивным созданием Божиим, а телесные отноC
шения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную люC
бовь, полную общность, единомыслие душ и телес супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания (Х. 6).
в) Продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоусC
тановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистичеC
ских побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Это может побуждать супругов отсрочить рождение следующих детей, если по состояC
нию здоровья, необходимости ухода за членом семьи или другим основательным причинам они не могут обеспечить необходимого воспитания. В этих случаях допуC
стимо применение неабортивных контрацептивных средств, не связанных с пресеC
чением уже зачавшейся жизни.
376
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

г) Средства, уничтожающие человеческую жизнь на любых стадиях ее развиC
тия, приравниваются к аборту. Православная Церковь ни при каких обстоятельC
ствах не может дать благословение на аборт. Канонические правила Церкви пряC
мо приравнивают аборт к убийству и назначают за него десятилетнее отлучение от церковного общения в таинствах. В наше время, чаще всего этот срок сокращаетC
ся, с учетом человеческой немощи. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери и женщина прерывает такую беременность, она не отлучается от
Таинств при условии исполнения личного покаянного молитвенного правила.
Никакие социальные институты не могут заменить семью в формировании личности ребенка. Семья, это малая Церковь. Она стоит твердо только на любви и жертве, на служении каждого целому. И этому надо учить детей и подавать им в этом пример. Церковь первохристианских времен победила мир любовью. ПоC
смотрите, говорили внешние, как они любят друг друга. Первохристиане соблюC
дали заповеди Божии, будучи малой горсткой среди огромного мира порочных людей, утопающего в разврате Рима. Человек сам выбирает добро или зло, так как
Бог сотворил человека со свободной волей. Долг родителей научить ребенка, что есть добро, а что есть зло в соответствии с тем, что заповедал нам Господь. На
Руси по традиции за нравственное воспитание членов семьи отвечал отец (глава семьи). Ему давался наказ: «...Следует тебе самому, господину, жену и детей, и доC
мочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, с младшим и убогим — приветливым и милостивым»
(«Домострой»). Вера состоит не только в признании бытия Бога. И бесы веруют,
что Бог есть, и трепещут, но не спасаются, так как не исполняют заповедей ГосC
подних.
Верующий человек, вовсе не безгрешный. Он постоянно борется со своими страстями, со своими грехами, кается в них. Чем ближе человек к Богу, тем явстC
венней он видит свои грехи и осознает бесконечное милосердие и любовь ГоспоC
да, тем больше его душа стремится к Богу, как к высшей радости и любви. Видя сердце такого человека, Господь прощает и укрепляет его через Церковные ТаинC
ства, помогает ему бороться со своими грехами и трудностями. Христос говорит в
Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15.5). Мы изменяем окруC
жающий мир в соответствии со своим внутренним миром. Насколько же ужасен внутренний мир современных людей, если сегодня разразилась глобальная экоC
логическая катастрофа. Потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. Св. преподобный Максим Исповедник писал: «человек моC
жет превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в самом себе».
Это возможно только путем духовного совершенствования каждого взрослого и духовного воспитания детей. В этом нам поможет примерный план духовного православного воспитания человека (в том числе ребенка) на всех стадиях его разC
вития. Православные родители отвечают не только за духовное здоровье детей, но и телесное. Святые старцы сравнивали тело человека с ослом, на котором нужно доехать до Небесного Иерусалима.
К сожалению, сегодня состояние здоровья детей в православных семьях не отC
личается от состояния его в других семьях и является таким же плохим. НебрежеC
ние к страданиям детей, оправдание родительской бездеятельности в отношении
377
Тема № 10

здоровья детей волей Божией, или занятостью служением Богу и другим людям,
или делами является грехом. Православие — это религия любви. Бог — это люC
бовь. Любящие родители всегда делают все возможное для своих детей, для польC
зы их духа, души и тела с благословения пастырей Православной Церкви. В поC
мощь православным родителям подготовлены рекомендации по духовному разC
витию в соответствии с возрастом ребенка (см. ниже).
ПРИЛОЖЕНИЯ К ТАБЛИЦАМ
№ 1, 4, 21, 23, 25, 34–37
Условия полноценного духовного развития
Табл. 1. Условия, необходимые подросткам, молодежи, для
того чтобы стать здоровыми родителями:
Табл. 4. Условия, которые следует соблюдать для рожде,
ния здорового ребенка
до и после свадьбы
во время беременности
1. Жизнь в соответствии с евангельскими заповедяC
ми, целомудренные отношения между юношами и девушками.
2. Регулярное обращение к Таинствам ПравославC
ной Церкви (покаяние, причастие, елеепомазаC
ние). Первая исповедь охватывает период с моменC
та крещения. При подготовке к исповеди рекоменC
дуется пользоваться перечнем грехов.
3. Соблюдение постов: среда, пятница, 4 длительC
ных поста, особые дни.
4.
Выполнение утреннего и
вечернего молитвенного правила. Ежедневное чтение ЕванC
гелия.
5. Утром натощак следует принимать святую воду и просфору; рекомендуется провести освящение квартиры.
6. Брак не только регистрируется в ЗАГСе, но также совершается Таинство венчания (будущие родитеC
ли получают благословение не только на счастлиC
вую семейную жизнь, но и на зачатие и рождение ребенка).
7. Соблюдение церковных дней запрета на супруC
жеские отношения, тем более на зачатие ребенка в:
среду, пятницу, посты, праздничные дни (в том числе воскресенье), день причастия, день венчаC
ния.
8. Супружеская молитва о благополучном зачатии ребенка
1. Жизнь по евангельским заповедям.
2. Духовная подготовка к родам: тщательная исC
поведь за жизнь с момента крещения — покаяC
ние в грехах (блуд, аборты и т. п., см. перечень грехов).
3. Еженедельное причастие Святых Даров.
4. В период беременности можно венчаться, есC
ли брак не венчан.
5. Соблюдение постов: среда, пятница. В период длительных постов по благословению к духовC
ному посту может быть добавлен запрет на мясC
ную пищу и яйца.
6. Выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило. Утром натощак принимать святую воC
ду и просфору.
7. Молиться о благополучной беременности и родоразрешении. Перед родами заказать молеC
бен о благополучном родоразрешении.
8. Провести освящение квартиры.
9. Ежедневно читать будущему младенцу духовC
ные произведения, Евангелие.
10. Воздержание от половых контактов во время беременности при обоюдном согласии супругов
Табл. 21. Контур развития ребенка в период запечатления.
Стадия 1: 0–2,5 мес.
Табл. 23. Контур развития ребенка в период запечатле,
ния. Стадия 2: от 2,5 до 7 мес.
от рождения до 2,5 месяцев
от 2,5 до 7 месяцев
378
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


В родильной комнате кормление с молитвой. Дома:
1) ребенка приносят в освященный дом; 2) кормлеC
ние грудью с молитвой и чистыми мыслями; 3) роC
дительская молитва за ребенка; 4) 1 раз в день поить ребенка святой водой (1 ч.л.); 5) молитва родителей перед сном ребенка; 6) молитва родителей в треC
вожных ситуациях (капризы, болезни и т. д.); 7) утC
реннее и вечернее молитвенное правило родитеC
лей; 8) 40 дней — крещение малыша; 9) ограждение ребенка крестным знамением перед сном, во время просыпания, перед едой и т. д.; 10) регулярно закаC
зывать молебны о здравии матери и ребенка (в т. ч.
сорокоуст о здравии); 11) регулярное причащение ребенка и матери (желательно еженедельно, особенC
но — если ребенок родился больным, при этом наC
блюдается разительное улучшение состояния, в чаC
стности, у детей с родовыми травмами; в любом слуC
чае — не реже 1 раза в месяц, обязательно — в день ангела ребенка и в день рождения); 12) четкое соC
блюдение постов матерью: запрет на мясную пищу во время поста, в среду и пятницу; 13) если брак неC
венчаный, то венчание родителей с согласия 2Cх сторон
Продолжать рекомендации стадии 1.
Исключительно благотворно влияние на ребенC
ка всего богатства традиционной народной куC
льтуры. Обязательно присутствие ребенка на традиционных праздниках
Табл. 25. Контур развития ребенка в период запечатления.
Стадия 3: от 7 мес. до 1 года
Табл. 34. Контур развития ребенка в период запечатле,
ния. Стадия 4: от 1 года до 1,5 лет
от 7 месяцев до 1 года
от 1 года до 1,5 лет
См. рекомендации для стадии 1, дополняя их знаC
комством с жизнью храма, а дома — с различными предметами: иконы, свеча и т. п. Активное участие ребенка в традиционных праздниках и народных играх. Радость праздника, как считают ученые, —
лучшее средство для профилактики наркомании,
асоциального поведения и т. д.
См. рекомендации для стадий 1–3. Первое знаC
комство с детской духовной литературой. ФорC
мирование понятий «хорошо» и «плохо»
Табл. 35. Контур развития ребенка в период запечатления.
Стадия 5: от 1,5 до 3 лет
Табл. 36. Контур развития ребенка в период запечатле,
ния. Стадия 6: с 3 до 6 лет
от 1,5 до 3 лет
с 3 до 6 лет
Для ребенка первостепенное значение имеет радоC
стная, ответственная, неизменная до самопожертC
вования любовь, которой его окружает мать. В дуC
ховном развитии поCпрежнему, как и в стадии 1,
важнейшим является действие Божией благодати,
которая питает ребенка. В этом возрасте ребенок прекрасно воспринимает праздничную атмосферу
Рождества, Пасхи, дней рождения и именин и сам активно участвует в праздниках
С 5 лет возможно систематическое обучение,
традиционное духовное воспитание детей. ФорC
мируется духовное сознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и соC
знательных действий в будущем. Формирование этических представлений ребенка. В 6 лет дети способны искренне раскаиваться в своих поC
ступках
379
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51

Тема № 10

В 7 лет каждый православный ребенок должен уметь анализировать свои поступки и подготоC
виться к исповеди, читать молитвенное правило
Серафима Саровского. Ребенок активно знакоC
мится с жизнью храма, посильно помогая в храC
ме и общаясь там со сверстниками. С удовольстC
вием участвует в богослужении. Ребенку необC
ходима деятельность как на уроках («Покажите,
как полетели птички, когда их сотворил Бог»),
так и в храме (постановка свечей, участие в хоре,
подача записок и т. п.). См. В. Преображенский
«Традиционное духовное воспитание детей».
Адрес в интернете www.partalCslovo.ru
Табл. 37. Контур развития ребенка в период запечатления.
Стадия 7: 6 лет и более
Каждая добрая черта характера ребенка должна
взращиваться любящими родителями как нежный
цветок. Так, например, св. свщ. муч. Елизавета
Федоровна, прошла по русской земле как светлый
луч добра и милосердия. Эти ее качества с большой
любовью воспитывались ее родителями, когда она
еще была маленькой девочкой (Великая княжна
Елизавета Федоровна была дочерью Великого гер'
цога Людвига IV). «Каждую субботу с большими
букетами цветов дети ходили в больницу на Мау'
ерштрассе, ставили эти цветы в вазы и разносили
их по палатам больным. Они беседовали с больны'
ми и со многими из них подружились. Таким обра'
зом, подсознательно, им прививались любовь и со'
страдание к несчастным». (Миллер Л. Светлая
мученица Российская великая княгиня Елизавета
Федоровна. — М., Лодья, 2001. — С. 288).
Дети императора Николая II воспитывались в
строгости, простоте и в глубокой вере к Богу.
Спали они на походных кроватях, каждый день
принимали холодную ванну, трудились на огороде,
помогали бедным, ухаживали за ранеными. В семье
царила необыкновенная атмосфера любви и забо'
ты друг о друге.
Традиционное духовное воспитание детей позво'
ляет правильно сформировать личность ребенка и
обеспечить психическую устойчивость его даже в
условиях духовного кризиса современного обще'
ства
6 лет и более
К 7 годам ребенок может провести самоанализ своего поведения, оценить свой жизненный опыт в свете заповедей Божиих (подготовиться к первой исповеди). О. Фома Хопко: «В этом возрасте главC
ной проблемой детской исповеди является двойстC
венный характер связи ребенка и Бога: 1) Бог дает законы, которые мы должны исполнять; мы долC
жны поступать хорошо; 2) Бог прощает, любит и никогда не бросает нас, какие бы плохие поступки мы не совершали, если мы сожалеем об этом и пыC
таемся поступать хорошо». Продолжение катехизаC
ции, чтение правила Серафима Саровского. ПриC
чащение святых тайн от 1 до 4 раз в месяц, в день рождения и в именины. Большое значение имеет выбор организации внешкольного и внесемейного воспитания, отвечающей принципам вашего восC
питания, т. к. к 12 годам это основной авторитет для ребенка, родители только «страхуют» самостоC
ятельную деятельность ребенка
Из Опыта воспитания в православных семьях
(из книг Е. Богушевой «О воспитании мальчика в неполной семье
верующей матерью», «Воспитание девочки верующими родителями
от рождения до брака», Фабор, М., 2002)
Главное в воспитании — установить правильные взаимоотношения с ребенC
ком. Это позволяет решать неразрешимые проблемы воспитания, от которых поC
рой опускаются руки. Елена Богушева в своей первой книге делится своим матеC
ринским опытом воспитания сына в неполной семье. Несмотря на то, что с 3CмеC
380
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Условия полноценного духовного развития