Файл: Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте
1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности
1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления
с жанрами изобразительного искусства
Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента
На основе проведенного анализа ряда научных работ таких исследователей, как Н.В. Гавриш, Н.А. Дмитриева, Г.В. Пархоменко, можно выделить основные виды троп образной речи: сравнение, метафора, эпитет, фразеологический оборот. [11]
Раскроем значения основных лексических средств:
-
Сравнение, как самая упрощенная форма образной речи, выступает объектом исследования лингвистики, логики и психологии. Оно основывается на сопоставлении или противопоставлении одного предмета (явления) другому, когда своеобразие и оригинальность объектов анализируются под другим, непредвиденным углом зрения. В результате этого, изображаемый предмет (явление) конкретизируется, делается элементарным и более выразительным. Сравнение является центром лексических средств образности, так как на него опираются остальные группы. [11] -
Метафора, в переводе с греческого, означает «перенос». Ее основное свойство соответствует греческому переводу: перенесение признаков одного явления на другое на основе сходства или контраста. В этом тропе можно разглядеть скрытое сравнение. Данное образное средство речи может быть проявлено двумя способами: как овеществление предмета или явления и как его одушевление. -
Олицетворение — это лексическое средство, заключающееся в том, что неживым предметам привносятся свойства и характерные черты одушевленных предметов. В высказываниях, содержащих данный литературный прием, неодушевленные предметы имеют возможность говорить, могут вступать в отношения, характерные только человеку. [4] -
Следующим основным тропом является эпитет. Значение данного понятия учитывается как образное определение, которое помогает более точно и ярко представить предмет или явление, в котором отмечается один из признаков объекта или одно из впечатлений и ощущений о нем. [13] -
Метонимия – перенос значения предмета или явления, основываясь на замену его понятия другим, неотрывно связанным в нашем понимании с представлением об этом предмете. -
Гипербола – это образное выражение, которое содержит чрезмерное преувеличение параметров, силы, размера и значения какого-либо предмета или явления. -
Литота - это образное выражение, которое содержит чрезмерное приуменьшение параметров, силы, размера и значения какого-либо предмета или явления. -
Перифраз – замена названия предмета или явления описанием их более существенных свойств или указанием на их основные черты, например, «царь зверей» вместо «лев». -
Значительной формой образных средств речи выступает фразеологический оборот, под которым подразумевается устойчивое сочетание двух или более слов, имеющее целостное значение, т. е. все выражение можно заменить одним словом. К примеру, можно использовать словосочетание «как об стенку горох» вместо понятия «бесполезно». [4] -
Фразеологические выражения вкладывают в речь человека черты национального характера. В них символизируются образы, относящиеся с духовной культуре народа, а также представлена возможность образного высказывания. [13]
В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. [4]
Критериумами высокого уровня сформированности образной речи младших школьников являются многокрасочность словарного запаса, конкретность и выразительность. Богатство речи определяется как широкий лексический запас, понимание и рациональное использование в своей речи слов и словосочетаний, разнообразие употребляемых в речи языковых средств. Конкретность и точность речи предполагают использование таких слов, которые лучше всего отражают самое существенное в высказывании. Выразительность речи фиксируется как использование языковых единиц, которые находятся в соответствии задачам и условиям общения.
Из этого следует, что образная речь это сложное, многостороннее понятие и является синонимичным определениям «образность» и «образность речи». Способность слова создавать наглядно-чувственные образы предметов и явлений называют образностью. Видами образной речи, исходя из анализа научных исследований, выступают сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и фразеологический оборот.
Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что благодаря речи человек формируется как социальное существо. Чем информативнее речь, чем больше она насыщенна поэтическими средствами, тем ярче и точнее воспринимается собеседниками.
1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте
Человек совершенствует свою речь всю жизнь, в том числе и образную, овладевая богатством родного языка. На каждом возрастном этапе вносится что-то новое в формирование речевых умений человека, но самыми главными ступенями в овладении умений и навыков, связанных с речью являются дошкольный и школьный периоды.
Современная периодизация психического и психологического развития младших школьников делится на период от 6 – 7 до 9 – 11 лет. [45]
Советский психолог Л.С. Выготский описывает данный возрастной период учащегося как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а, наоборот, имеет ключевое новообразование, определяющее все психические особенности ребенка шести-семи лет. [9]
"Младший школьный возраст является периодом воспитания и накопления знаний, а также периодом освоения по преимуществу. Успешное выполнение этой важной функции дает положительные результаты благодаря характерным особенностям детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету учителя, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так описывает данный возрастной период психолог Н.С. Лейтес.
Таким образом, младший школьный возраст учащихся является наиболее чувствительным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом для способствования речевому развитию ребенка. [23]
К моменту поступления в первый класс ребенок практически в целом усваивает родной язык, владеет основными важными средствами морфологии и, в пределах разговорного стиля, владеет многими формами синтаксиса. Дети овладевают языком с помощью восприятия речи и говорения. Вместе с тем в процессе обучения в развитии образной речи ребёнка происходят огромные сдвиги, которые обусловлены тем, что с момента поступления ребёнка в школу родной язык становится для него учебным предметом, что означает вступление ребенка в совершенно новое отношение к языку. [2]
Именно поэтому очень важно создание правильных условий для успешного развития речи детей, чтобы учащиеся могли реализовывать общение со сверстниками и выражать свои мысли и чувства.
Что же входит в условия развития и формирования образности речи у младших школьников?
Филолог Ладыженская Т.А. выделяет ряд условий для успешного развития образной речи учащихся в начальных классах:
- у младшего школьника должна существовать потребность в общении. Именно поэтому общение с обучающимися реализуется только с помощью общепонятных для них знаков, слов, словосочетаний и различных оборотов речи;
- необходимо создавать для младших школьников правильную речевую среду;
- для развития образной речи учащихся, учителю требуется владеть качественным языковым и фактическим материалом [17].
По мнению М.С. Соловейчика можно выделить следующие условия, необходимые для развития образной речи младших школьников:
- прежде чем выполнить с учащимся задание на восприятие и воспроизведение высказывания, необходимо сделать так, чтобы у ребенка возникло желание вступить в общение;
- необходимо обеспечить целенаправленную работу по следующим направлениям: способствовать расширению кругозора учащихся, а также способствовать развитию умений наблюдать, сравнивать, оценивать и обобщать;
- способствовать пониманию младшими школьниками системы языка и предназначения отдельных системных единиц;
- учителю необходимо обучать школьников умению правильно подбирать средства языка, учитывая ситуацию для общения;
- также младший школьник должен научиться правильно подбирать содержание своего высказывания в соответствии с замыслом. [37].
В свою очередь Жинкина Н.И. [13] и Бобровской Г.В. [5] считают, что решающую роль в формировании познавательной сферы учащихся, овладения речевыми умениями и навыками играет развитие, расширение, уточнение словаря учащихся, как основы речи.
По мнению Сапоговой Е.Е. можно выделить ряд следующих условий для успешного развития и формирования образности речи у младших школьников:
1. Речь возникает из потребности человека высказываться, а высказывания порождаются определенными побуждениями. Данную сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и что ему хочется поделиться ими, т.е. у ребенка имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». [33]
2. Важным условием развития образной речи является создание речевой среды. Нужно дать ученикам образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, средства массовой информации, образная речь учителя, учебники и книги. Речь, которая обогащена различными поэтическими средствами, помогает ребёнку общаться и лучше познавать мир. Чем качественнее речевая среда, тем успешнее развивается образная речь.
3. Овладение речью – это способ познания действительности человеком. Обучающиеся хорошо расскажут или напишут только о том, в чем они сами хорошо осведомлены: у младших школьников должен быть развит словарный запас знаний и необходимый материал по теме рассказа. Только при таком условии учащийся сможет вынести из этого что-то существенное. [25]
Образная речь не должна усваиваться младшими школьниками стихийно и неорганизованно, иначе усвоенная ими речь рискует оказаться достаточно примитивной и не всегда правильной. К чему же следует стремиться учащимся? Существуют некоторые требования, которые стоит учитывать и выполнять для овладения грамотной образной речью:
1. должна соблюдаться содержательность, т.е. говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь;
2. необходимо соблюдение логичности в речи, младшему школьнику необходимо уметь не повторять одно и то же, когда происходит переход от одной части к другой в его рассказе;
3. речь должна быть точной, это заключается в умении младшего школьника описывать факты, чувства и наблюдения, выбирая при этом подходящие языковые средства, которые способны передать именно то, о чем хочет сказать ученик;
4. выразительность речи, данное требование заключается в умении ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией и настроением;
5. также необходимо соблюдать ясность в речи, т.е. речь должна быть доступной для тех, к кому она обращена;
6. развитая произносительная сторона речи, подразумевающая хорошую дикцию, умение выговаривать все звуки, правильное владение интонацией, логическими ударениями и паузами;
7. чистота в речи – отсутствие слов «паразитов»: ну, значит, так и пр., а также грубых просторечных слов и выражений;