Файл: Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основе проведенного анализа ряда научных работ таких исследователей, как Н.В. Гавриш, Н.А. Дмитриева, Г.В. Пархоменко, можно выделить основные виды троп образной речи: сравнение, метафора, эпитет, фразеологический оборот. [11]

Раскроем значения основных лексических средств:

  • Сравнение, как самая упрощенная форма образной речи, выступает объектом исследования лингвистики, логики и психологии. Оно основывается на сопоставлении или противопоставлении одного предмета (явления) другому, когда своеобразие и оригинальность объектов анализируются под другим, непредвиденным углом зрения. В результате этого, изображаемый предмет (явление) конкретизируется, делается элементарным и более выразительным. Сравнение является центром лексических средств образности, так как на него опираются остальные группы. [11]

  • Метафора, в переводе с греческого, означает «перенос». Ее основное свойство соответствует греческому переводу: перенесение признаков одного явления на другое на основе сходства или контраста. В этом тропе можно разглядеть скрытое сравнение. Данное образное средство речи может быть проявлено двумя способами: как овеществление предмета или явления и как его одушевление.

  • Олицетворение — это лексическое средство, заключающееся в том, что неживым предметам привносятся свойства и характерные черты одушевленных предметов. В высказываниях, содержащих данный литературный прием, неодушевленные предметы имеют возможность говорить, могут вступать в отношения, характерные только человеку. [4]

  • Следующим основным тропом является эпитет. Значение данного понятия учитывается как образное определение, которое помогает более точно и ярко представить предмет или явление, в котором отмечается один из признаков объекта или одно из впечатлений и ощущений о нем. [13]

  • Метонимия – перенос значения предмета или явления, основываясь на замену его понятия другим, неотрывно связанным в нашем понимании с представлением об этом предмете.

  • Гипербола – это образное выражение, которое содержит чрезмерное преувеличение параметров, силы, размера и значения какого-либо предмета или явления.

  • Литота - это образное выражение, которое содержит чрезмерное приуменьшение параметров, силы, размера и значения какого-либо предмета или явления.

  • Перифраз – замена названия предмета или явления описанием их более существенных свойств или указанием на их основные черты, например, «царь зверей» вместо «лев».

  • Значительной формой образных средств речи выступает фразеологический оборот, под которым подразумевается устойчивое сочетание двух или более слов, имеющее целостное значение, т. е. все выражение можно заменить одним словом. К примеру, можно использовать словосочетание «как об стенку горох» вместо понятия «бесполезно». [4]

  • Фразеологические выражения вкладывают в речь человека черты национального характера. В них символизируются образы, относящиеся с духовной культуре народа, а также представлена возможность образного высказывания. [13]


В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. [4]

Критериумами высокого уровня сформированности образной речи младших школьников являются многокрасочность словарного запаса, конкретность и выразительность. Богатство речи определяется как широкий лексический запас, понимание и рациональное использование в своей речи слов и словосочетаний, разнообразие употребляемых в речи языковых средств. Конкретность и точность речи предполагают использование таких слов, которые лучше всего отражают самое существенное в высказывании. Выразительность речи фиксируется как использование языковых единиц, которые находятся в соответствии задачам и условиям общения.

Из этого следует, что образная речь это сложное, многостороннее понятие и является синонимичным определениям «образность» и «образность речи». Способность слова создавать наглядно-чувственные образы предметов и явлений называют образностью. Видами образной речи, исходя из анализа научных исследований, выступают сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и фразеологический оборот.

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что благодаря речи человек формируется как социальное существо. Чем информативнее речь, чем больше она насыщенна поэтическими средствами, тем ярче и точнее воспринимается собеседниками.


1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте


Человек совершенствует свою речь всю жизнь, в том числе и образную, овладевая богатством родного языка. На каждом возрастном этапе вносится что-то новое в формирование речевых умений человека, но самыми главными ступенями в овладении умений и навыков, связанных с речью являются дошкольный и школьный периоды.

Современная периодизация психического и психологического развития младших школьников делится на период от 6 – 7 до 9 – 11 лет. [45]

Советский психолог Л.С. Выготский описывает данный возрастной период учащегося как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а, наоборот, имеет ключевое новообразование, определяющее все психические особенности ребенка шести-семи лет. [9]

"Младший школьный возраст является периодом воспитания и накопления знаний, а также периодом освоения по преимуществу. Успешное выполнение этой важной функции дает положительные результаты благодаря характерным особенностям детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету учителя, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так описывает данный возрастной период психолог Н.С. Лейтес.

Таким образом, младший школьный возраст учащихся является наиболее чувствительным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом для способствования речевому развитию ребенка. [23]

К моменту поступления в первый класс ребенок практически в целом усваивает родной язык, владеет основными важными средствами морфологии и, в пределах разговорного стиля, владеет многими формами синтаксиса. Дети овладевают языком с помощью восприятия речи и говорения. Вместе с тем в процессе обучения в развитии образной речи ребёнка происходят огромные сдвиги, которые обусловлены тем, что с момента поступления ребёнка в школу родной язык становится для него учебным предметом, что означает вступление ребенка в совершенно новое отношение к языку. [2]

Именно поэтому очень важно создание правильных условий для успешного развития речи детей, чтобы учащиеся могли реализовывать общение со сверстниками и выражать свои мысли и чувства.


Что же входит в условия развития и формирования образности речи у младших школьников?

Филолог Ладыженская Т.А. выделяет ряд условий для успешного развития образной речи учащихся в начальных классах:

- у младшего школьника должна существовать потребность в общении. Именно поэтому общение с обучающимися реализуется только с помощью общепонятных для них знаков, слов, словосочетаний и различных оборотов речи;

- необходимо создавать для младших школьников правильную речевую среду;

- для развития образной речи учащихся, учителю требуется владеть качественным языковым и фактическим материалом [17].

По мнению М.С. Соловейчика можно выделить следующие условия, необходимые для развития образной речи младших школьников:

- прежде чем выполнить с учащимся задание на восприятие и воспроизведение высказывания, необходимо сделать так, чтобы у ребенка возникло желание вступить в общение;

- необходимо обеспечить целенаправленную работу по следующим направлениям: способствовать расширению кругозора учащихся, а также способствовать развитию умений наблюдать, сравнивать, оценивать и обобщать;

- способствовать пониманию младшими школьниками системы языка и предназначения отдельных системных единиц;

- учителю необходимо обучать школьников умению правильно подбирать средства языка, учитывая ситуацию для общения;

- также младший школьник должен научиться правильно подбирать содержание своего высказывания в соответствии с замыслом. [37].

В свою очередь Жинкина Н.И. [13] и Бобровской Г.В. [5] считают, что решающую роль в формировании познавательной сферы учащихся, овладения речевыми умениями и навыками играет развитие, расширение, уточнение словаря учащихся, как основы речи.

По мнению Сапоговой Е.Е. можно выделить ряд следующих условий для успешного развития и формирования образности речи у младших школьников:

1. Речь возникает из потребности человека высказываться, а высказывания порождаются определенными побуждениями. Данную сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и что ему хочется поделиться ими, т.е. у ребенка имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». [33]


2. Важным условием развития образной речи является создание речевой среды. Нужно дать ученикам образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, средства массовой информации, образная речь учителя, учебники и книги. Речь, которая обогащена различными поэтическими средствами, помогает ребёнку общаться и лучше познавать мир. Чем качественнее речевая среда, тем успешнее развивается образная речь.

3. Овладение речью – это способ познания действительности человеком. Обучающиеся хорошо расскажут или напишут только о том, в чем они сами хорошо осведомлены: у младших школьников должен быть развит словарный запас знаний и необходимый материал по теме рассказа. Только при таком условии учащийся сможет вынести из этого что-то существенное. [25]

Образная речь не должна усваиваться младшими школьниками стихийно и неорганизованно, иначе усвоенная ими речь рискует оказаться достаточно примитивной и не всегда правильной. К чему же следует стремиться учащимся? Существуют некоторые требования, которые стоит учитывать и выполнять для овладения грамотной образной речью:

1. должна соблюдаться содержательность, т.е. говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь;

2. необходимо соблюдение логичности в речи, младшему школьнику необходимо уметь не повторять одно и то же, когда происходит переход от одной части к другой в его рассказе;

3. речь должна быть точной, это заключается в умении младшего школьника описывать факты, чувства и наблюдения, выбирая при этом подходящие языковые средства, которые способны передать именно то, о чем хочет сказать ученик;

4. выразительность речи, данное требование заключается в умении ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией и настроением;

5. также необходимо соблюдать ясность в речи, т.е. речь должна быть доступной для тех, к кому она обращена;

6. развитая произносительная сторона речи, подразумевающая хорошую дикцию, умение выговаривать все звуки, правильное владение интонацией, логическими ударениями и паузами;

7. чистота в речи – отсутствие слов «паразитов»: ну, значит, так и пр., а также грубых просторечных слов и выражений;