Файл: Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Используя на уроках картины, как метод развития образной речи, следует руководствоваться следующими основными положениями:

1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.

2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ученика, а потому картины должны предлагаться младшим школьникам в соответствующей последовательности.

3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока школьник проявляет интерес и внимание.

4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании педагогом и детьми речевого общения.

7. Картина, показывается младшим школьникам, выставляется на доске или мольберте против света. Ученики усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.[6]

Рассматривая картинку, педагог должен поддерживать беседу вместе с учащимися, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

Следует отметить, что виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Ни в коем случае нельзя надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогически правил. Надо стремиться учителю, чтобы рассматриваемые картины или репродукции картин способствовали развитию в младших школьниках эстетического чувства.

Школа должна позаботиться о том, чтобы у неё был подбор картин, который будет удовлетворять всем запросам текущей работы. Содержание картин, вывешиваемых на стене, должно быть обусловлено запросами предстоящей педагогической работы, требованиями и условиями текущего момента, а потому они должны соответственно меняться. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию младших школьников, т.е. отвечать возрастным особенностям детей.

Таким образом, картины играют огромную и значительную роль в развитии образной речи младших школьников, поэтому необходимо стараться как можно шире использовать их в практике.



1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления

с жанрами изобразительного искусства


Жанр в изобразительном искусстве означает совокупность произведений, объединенных общей совокупностью тем, предметов изображения, а также авторским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж), либо способом их понимания и толкования. Перечислим основные жанры изобразительного искусства: бытовой, исторический, портрет, пейзаж, натюрморт, батальный жанр и др. [35]

Жанры на примере живописи следующие:

  • пейзаж – подразумевает изображение природы (сельской, городской, героической, эпической и морской). Например, И.И. Левитан «Золотая осень», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»;

  • натюрморт – изображение мира вещей и предметов. К примеру, П.В. Кузнецов «Натюрморт с хрусталём», П. Сезанн «Персики и груши»;

  • портрет – изображение человека. В.А. Тропинин «Кружевница»;

  • также существует исторический жанр, т.е. на картине изображается некое историческое событие. В данном жанре можно привести следующий пример: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»;

  • бытовой жанр, он подразумевает изображение обычной, повседневной жизни людей. Примерами могут выступить следующие картины: Ж.Б. Шарден «Прачка», А.А. Пластов «Ужин тракториста»;

  • батальный жанр – изображение военных действий. А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»;

  • анималистический жанр, т.е. изображение животных и их окружающего мира. В.А. Ватагин «Медведь»;

  • сказочно-былинный жанр. Примером служит одна из самых известных картин отечественного художника В.М. Васнецова «Алёнушка».

Сущность и значимость данного средства в развитии образной речи младших школьников рассматривается в  исследованиях  О. С. Ушаковой и Л. С. Выготского. [42, 10] Они придавали огромное значение использованию такого жанра, как пейзажная живопись, в работе, направленной на успешное развитие образной речи учеников. Педагогами сделан акцент на особенности произведений пейзажной живописи. Данная мысль заключалась в том, что при помощи картин в пейзажном жанре младшие школьники способны воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной деятельности, в первую очередь, обращая внимание на окружающую красоту природы.


Огромное количество различных жанров изобразительного искусства способно доставлять какие-либо эмоции, вдохновлять на творчество, а также они помогают развивать воображение, эстетический вкус, ассоциативное и образное мышление, что является немаловажным в развитии младших школьников.

Изобразительное искусство может не только соответствовать возрастным особенностям детей школьного возраста, но и наглядно, понятно и доступно для детского восприятия, также особенно по своему содержанию, а именно композициям. Младший школьник способен воспринимать художественный образ живописного произведения, будь то пейзаж, натюрморт или жанровая картина, и соотносить это восприятие с созданием словесного образа, в дальнейшем осмыслить его, и уметь передать свои впечатления в словесном творчестве. [15]

Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет младшим школьникам в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у обучающихся интерес к произведениям искусства. Обучение включает развитие умения видеть, понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней самое главное. Параллельно обязательно должна идти работа по обогащению речи младших школьников выразительными средствами, развитию умений выстраивать высказывание, навыков использования предложений разных типов, соблюдая структуру. К таким занятиям можно подобрать фольклорные, литературные и музыкальные произведения, которые будут способствовать углублению впечатлений от рассматриваемой картины, заставляют детей младшего школьного возраста находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений.

Взаимосвязь разных жанров и видов искусств углубляет эмоциональное впечатление обучающихся, развивает их чувства и образную речь. В речи появляется четкая структура, содержатся разнообразные средства выразительности. [36]

Главное место в картине занимает первый план, помогающий распознать основную идею произведения, которую хотел передать художник. В свою очередь, большую роль играет цветовое и объективное соотношение.

В работе с  картиной или её репродукцией перед педагогом ставится основная задача, заключающая в пробуждении у младших школьников интереса к живописи, расширяя при этом их представления об изображенном на картине, и способствовать тем самым обогащению словарного запаса учеников. В этом случае используется особый вид высказывания — рассказы описания. Основными элементами таких рассказов выступают живые объекты и объекты природы.


Рассмотрев и проанализировав множество подходов по использованию различных жанров живописи в развитии образной речи, нами были определены основные требования к выбору соответствующего жанра произведений. Картина обязательно должна быть высокохудожественной, при этом доступной для детского взгляда по изображению и содержанию, быть интересной, понятной и предполагающей воспитательное значение, проявляющей положительное, сочувственное отношение ко всему живому и неживому в окружающем мире.

Существует основная методика рассматривания и описания репродукций художественной живописи, разработанная Н. М. Зубаревой. Согласно данной методике младшие школьники должны не просто увидеть всю прелесть изображаемого объекта, но и активизировать свой словарь для более точной передачи своих впечатлений и мыслей. Как отмечает исследователь Н. М. Зубарева, обязательным условием рассматривания картины является сочетание с наблюдениями в окружающей среде, а также восприятие художественной литературы, которая богата своим познавательным материалом. [1]

Примерами могут служить: рассказы В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Е.И. Чарушина, являющиеся речевыми образцами для младших школьников. В работе с детьми младшего школьного возраста по формированию умений составлять описательные рассказы и по способствованию успешного развития образной речи учащихся, могут быть использованы такие репродукции картин, как: А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Васнецов «Аленушка», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», И. Левитан «Золотая осень», «Март» и многие другие интересные композиции.

Н. М. Зубарева приводит в пример нестандартный прием рассматривания картины, включающий в себя сопровождение музыкой, что способствует, в свою очередь, повышению эмоционального восприятия [1]. В таком случае можно использовать прослушивание не только высокохудожественных произведений, но и простых по содержанию мелодий. Например, различные звуки природы.

Еще одним действующим приемом является рассматривание не одной картины, а двух, причем разных художников, но на одну и ту же тему. Это позволяет и помогает младшему школьнику увидеть различные приемы выражения замысла разных авторов, но на одну и ту же тематику.