Файл: Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте
1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности
1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления
с жанрами изобразительного искусства
Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента
Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства
Выпускная квалификационная работа
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности 6
1.1. Образная речь: понятие, виды 6
1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте 12
1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности 16
1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления 25
с жанрами изобразительного искусства 25
Выводы по 1 главе: 29
Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента 37
2.3 Анализ результата педагогического эксперимента 46
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 55
Введение
Актуальность исследования. В наши дни речь детей все меньше отличается глубиной содержания, чаще всего, она скудна по набору используемых приёмов и средств. Взаимовлияние образной речи и познавательного развития учащегося невозможно переоценить. Опыт и труд Рубинштейна С.Л. доказывает необходимость способствования развитию речи младшего школьника в единстве двух её сторон: логической и выражающей эмоции. Также Рубинштейн С.Л. подчёркивал, что, как бы ни была существенна связность речевого построения, проблема речи не только заключается в одной лишь логической связности и точности, она включает и проблему образности. По словам ученого, образ, выражая общее содержание, выходит за его пределы, вводит характерные оттенки, которые не передаются в отвлечённой формулировке обобщённой мысли. Рубинштейн С.Л. придерживался мнения о том, что развитие образности речи является одной из основных и важных характеристик связной речи
, а также является необходимым условием для построения контекста новыми литературными средствами. [29]
Теоретические вопросы развития образной речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков: это К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.
Развитие образной речи это важный момент в жизни ребёнка, наряду с развитием обычной речи. Образная речь является составной частью связной речи. Благодаря образной речи, дети способны лучше выражать свои мысли и эмоции, глубже осмысливать художественные формы произведения. Её развитие является необходимым условием формирования эстетических представлений и эстетического вкуса при ознакомлении как с литературными произведениями, фольклором, так и при изучении жанров изобразительного искусства. Поэтому участие педагога в этом важном процессе оправдано и необходимо. В связи с этим, наша тема является актуальной.
Противоречие исследования: недостаточное использование технологии изучения жанров изобразительного искусства в процессе учебной деятельности.
Проблема исследования: влияет ли изучение различных жанров изобразительного искусства на развитие образной речи у младших школьников?
Цель исследования: выявить влияние изучения жанров изобразительного искусства на развитие образной речи младших школьников.
Объект исследования: процесс развития образной речи.
Предмет исследования: способы развития образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: использование на уроках изобразительного искусства ознакомление с разными жанрами способствует более активному развитию образной речи у младших школьников.
Задачи исследования:
-проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
-изучить подходы к использованию жанров изобразительного искусства на уроках художественной деятельности в начальных классах;
-обобщить различные приёмы использования жанров в обучении изобразительному искусству в начальных классах;
-проследить динамику изменения уровня развития образной речи младших школьников в процессе экспериментальной работы.
Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в подготовке к урокам изобразительного искусства.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностика;
- качественный и количественный анализ полученных результатов.
Для определения уровня развития образной речи младших школьников применялся метод написания сочинений по картинам В.М. Васнецова и И.И. Левитана.
База исследования: МБОУ Гимназия № 6 города Глазова; учащиеся 4 «а» класса.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из двух частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития образной речи младших школьников. Вторая часть посвящена диагностике образной речи младших школьников и включает в себя контрольную диагностику развития образной речи младших школьников экспериментального класса. В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.
Глава I. Теоретические основы развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
-
. Образная речь: понятие, виды
Одним из важнейших достижений человека, которое позволило ему использовать, как прошлый, так и настоящий опыт, является речь. С помощью такого инструмента, как речь осуществляется человеческое общение. Без данной функции люди не смогли бы передавать и получать информацию, в особенности ту, которая несет в себе смысловую нагрузку или помогает зафиксировать то, что невозможно усвоить при помощи органов чувств. Также речь является особенностью человека, отличающей его от животных, при этом она выступает основным средством не только общения, но и мышления.
Что же такое речь? Речь в толковом словаре С.И. Ожегова рассматривается, как способность говорить, проговаривание; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа. [25]
Современное понимание речи заключается в том, что она рассматривается как конкретное говорение, которое протекает во времени и облекается в звуковую или письменную форму. [25]
Роберт Семенович Немов, пишет, что речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. [23]
Маклаков видит речь - как процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения информации, указания, вопроса и приказания. [21]
По мнению С.Л. Рубинштейна, речь - это деятельность общения посредством языка, это язык в действии.[32]
Аннушкиным В.И. выделен ряд качеств речи:
- точность: предполагает четкость и ясность мышления, важную роль играет логика. Также особое значение приобретает предметная точность, опирающаяся на знание свойств предметов и явлений;
- уместность: характеризуется соответствием содержания цели ситуации, в рамках которых возникла речь;
- богатство или разнообразие: подразумевает использование синонимических ресурсов языка;
- выразительность: включает в себя использование различных выразительных возможностей языка
, например, тропов и стилистических фигур. [2]
Овладение речью является необходимым условием для формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно выстраивать свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.
Одним из важнейших компонентов речи является образная речь.
Большая часть ученых, таких как А.А. Потебня [28], А.В. Петровский [26], Л.И. Тимофеев [40], В.М. Мокиенко объясняют понятие «образность» в таком виде: образность – это способность языковых единиц создавать наглядно-чувственные представления о предметах и явлениях действительности. [22]
В ряде отечественных научных работ таких деятелей науки: Т.Л. Ветлужских, С.М. Мажура [7], В.В. Виноградов [8], М.М. Силакова [34], образность рассматривается, как составляющая общеэстетического функционирования речи и характерная особенность выразительного, многокрасочного и лаконичного слова.
Языковед Е.А. Юрина образную речь расценивает как «…национально и культурно исторически создавшаяся система образов, метафорически реализованная в семантике единиц лексико-фразеологического уровня, регулярно воспроизводимая в актах коммуникации и образовывающая языковую картину мира носителей языка». Лингвисты фиксируют образную речь и как способствующее познанию устройство, проникающее в структуру знаний лингвокультурной личности, на которой базируются определенные языковые умения, используемые в речи. [46]
Образная речь - это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины.
Образность языка и речи определяется рядом условий, таких как:
– тренировкой речевых навыков;
– направленностью на осознание живых и действительных возможностей языка;
– развитием специального речевого стремления;
– приумножением опыта применения возможностей и средств языка;
– развитием познавательных сторон смысловых значений единиц языка. [11]
Одними из важных очагов развития образной речи младших школьников являются тропы. В языковедении тропы дают условное обозначение образам, которые основываются на использовании слова или словосочетания в переносном значении и используются для усиления интенсивности и насыщенности речи.
В настоящее время содержатся два вида тропов. Простые тропы, такие как сравнение и эпитет, а также сложные тропы, например, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др. [3]