Файл: Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте
1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности
1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления
с жанрами изобразительного искусства
Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента
В методике развития образной речи учащихся в начальной школе прописывается большое количество приемов по использованию репродукций картин: вопросы, образцы, речевые творческие задания, пояснения, игровые приемы, беседы, обобщения и многое другое. Именно от того, какими методами и приемами будет пользоваться педагог, зависит действенность изучения жанров изобразительного искусства.
Таким образом, использование разных жанров изобразительного искусства способно развивать воображение, эстетический вкус, ассоциативное и образное мышление, что является немаловажным в развитии младших школьников.
Выводы по 1 главе:
1. Речь служит важнейшим средством изучения процесса мышления.
2. Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности автора к сообщению.
3. Младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.
4. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики учеников. На протяжении этого периода у младшего школьника развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения.
5. Целенаправленное изучение в школе языка вызывает существенные изменения в речевой деятельности младших школьников.
6. Изучение различных жанров изобразительного искусства является эффективным средством развития образной речи, так как живопись раскрывает перед учениками всю красоту, все тонкости окружающего мира, природы. Благодаря этому, ребенок младшего школьного возраста способен научиться составлять связный последовательный описательный рассказ с опорой на свои впечатления и ощущения, который, в свою очередь, будет насыщена поэтическими средствами.
Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
2.1. Констатирующий этап
В первой главе дипломной работы нами были рассмотрены теоретические основы обучения младших школьников навыкам образной речи. Во второй главе мы исследовали особенности формирования навыков образной речи у младших школьников с помощью диагностического метода.
Цель: изучить уровень развития образной речи у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностическую и исследовательскую методику.
2. Проанализировать особенности развития образной речи у младших школьников.
3. Подобрать комплекс коррекционных упражнений по развитию образной речи у младших школьников.
Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №6 г. Глазов.
В исследовании приняли участие учащиеся 4 «А» класса.
Чаще всего диагностика развития образной речи проводится на материале компонентов духовной культуры: литературных произведениях, произведениях живописи, устного народного творчества и других предметах искусства.
Во время диагностического исследования в ноябре 2018 года мы провели урок, посвященный написанию сочинения на тему по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» для выявления исходного уровня развития образной речи у младших школьников.
Данный вид упражнения был взят из учебника ФГОС по образовательной программе «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 3-го класса (см. рис.1).
Д о того, как младшие школьники приступят к написанию сочинения, педагог вместе с учащимися проговаривает план написания сочинения, а также зачитывает пример описательного текста. По окончании выполнения задания ученик должен проверить выполненную работу на отсутствие орфографических и грамматических ошибок.
Рис.1 Упражнение составления описательного текста для диагностического исследования
Критерии оценки:
Высокий уровень (2 балла) — в сочинении присутствует достаточно полное
, последовательное, логичное составление собственного текста, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие.
Средний уровень (1 балл) — в сочинении достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных, в построении предложений или речевых).
Низкий уровень (0 баллов) — в сочинение наблюдается полное отсутствие
образности речи, не использованы поэтические средства, присутствует нарушение логики и последовательности изложения мысли.
По результатам проведенного диагностического эксперимента можно сказать, что у 34% учащихся результат высокого уровня развитости образной речи, у 54% результат среднего уровня развитости образной речи, и у 12% результат низкого уровня развитости образной речи (см. таблицу 1).
Так же можно сказать, что практически вся группа испытывала трудности в написании сочинения по картине, не успевая записывать придуманный текст.
Таблица 1
Результаты диагностического эксперимента 2018 г
ФИО школьника | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| | | 0 баллов |
| | | 0 баллов |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | | 0 баллов |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
Во время диагностического исследования в сентябре 2019 года мы проанализировали сочинения учащихся 4 «а» класса на тему «Как я провёл лето» для повторного выявления уровня по развитию образной речи у младших школьников.
Критерии оценки:
Высокий уровень (2 балла) — в сочинении присутствует достаточно полное, последовательное, логичное составление собственного текста, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие.
Средний уровень (1 балл) — в сочинении достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных, в построении предложений или речевых).
Низкий уровень (0 баллов) — в сочинение наблюдается полное отсутствие образности речи, не использованы поэтические средства, присутствует нарушение логики и последовательности изложения мысли.
По результатам проведенного диагностического эксперимента можно сказать, что у 42 % учащихся результат высокого уровня развитости образной речи, у 58 % учащихся результат среднего уровня развитости образной речи, и у 0 % учащихся результат низкого уровня развитости образной речи (см. таблицу 2).
Таблица 2
Результаты диагностического эксперимента 2019 г
ФИО школьника | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
Полученные результаты проведенной диагностики в ноябре 2018 года и в сентябре 2019 года, представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Уровни развития образной речи младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Уровни развития речи учащихся | Количество учащихся | % | ||
2018 | 2019 | 2018 | 2019 | |
Высокий | 9 | 11 | 34% | 42% |
Средний | 14 | 15 | 54% | 58% |
Низкий | 3 | 0 | 12% | 0% |
В результате проведенной диагностик мы выявили ошибки, которые допускают дети при выполнении задания.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента выявил недостаточный уровень развития образной речи учащихся. Поэтому перед нами стала задача разработать систему работы, которая будет направлена на развитие образной речи младших школьников средствами изобразительного искусства различного типа и жанра, что и обусловило проведение формирующего этапа эксперимента.