Файл: Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте
1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности
1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления
с жанрами изобразительного искусства
Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента
Таблица 2
Результаты контрольного эксперимента
ФИО школьника | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| | 1 балл | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
| 2 балла | | |
Для выявления динамики в развитии образной речи младших школьников был проведен сравнительный анализ результатов по итогам констатирующего и контрольного этапов. Сравнительный анализ представлен на диаграмме № 1.
Диаграмма № 1. Сравнительный анализ результатов учащихся по итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Сравнительный анализ показывает, что в классе наблюдается положительная динамика в развитии образной речи младших школьников.
Динамика выразилась в сокращении количества учащихся с низким уровнем на 12%, в уменьшении количества учащихся со средним уровнем на 42% и в увеличении количества учащихся с высоким уровнем на 54%. В данном случае уменьшение количества учащихся с низким и средним уровнем развития образной речи следует рассматривать как положительную динамику.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, проведя формирующий этап в опытно – экспериментальной работе, результаты в экспериментальном классе стали значительно выше.
Выводы по 2 главе
1. Чаще всего диагностика развития образной речи проводится на материале компонентов духовной культуры: литературных произведениях, произведениях живописи, устного народного творчества и других предметах искусства.
2. Была проведена диагностика уровня развития образной речи младших школьников.
3. Проанализировав работы, мы увидели, что уровень развития письменной речи у них развит по-разному и все учащиеся распределились на три группы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
4. На уроках в школе мы использовали ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.
6. Только систематическая работа по развитию речи разных видов даёт положительный результат.
7. Проведя формирующий этап в опытно – экспериментальной работе, результаты в экспериментальном классе стали значительно выше.
Заключение
Проблема развития образной речи у младших школьников является в наши дни все более актуальной. Несмотря на довольно большое внимание к речевому развитию обучающихся, наблюдаемое в последнее время, проблемы развития речевой деятельности являются решенными не до конца. Так большая часть младших школьников владеет недостаточно развитой образной речью. Поэтому именно в начальной школе более актуальна работа учителя, направленная на развитие речи. Развитие речи - педагогический процесс, цель которого формирование у младших школьников навыков теоретического и практического владения литературным национальным языком.
В процессе обучения ребенком в начальной школе происходят значительные изменения в психическом и психологическом развитии младшего школьника: качественно трансформируется познавательная сфера, формируется личность, возникают сложные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Обучение в школе является главной деятельностью в младшем школьном возрасте. Данная деятельность устанавливает важнейшие изменения, которые происходят в развитии психики обучающихся на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности обладает отличительной особенностью, которая заключается в том, что основная часть обучения состоит из научных понятий, законов науки, общих способов решения практических задач.
Основной целью и главным результатом учебной деятельности является усвоение научных знаний, умений и навыков младшими школьниками. Учащиеся под руководством учителя начинают пользоваться научными понятиями, а также младшие школьники усваивают основные способы выделения свойств понятий или решения какого либо класса конкретных, практических задач.
Речь человека является основой любой умственной деятельности, является главным инструментом коммуникации. Умения сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются и усваиваются младшими школьниками с помощью речи. Процесс овладения данными навыками и умениями, проявляется также в речевой деятельности. Одним из основных показателей умственного развития обучающегося является логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь. Проблема усвоения младшими школьниками в период обучения в начальной школе навыков владения образной речью является важной задачей не только для учителя, но и для родителей. В настоящее время созданы учебные пособия, которые направлены на решение этой трудности в обучении.
Необходимо способствовать формированию навыков образной устной и письменной речи младших школьников. В своей работе мы решали вопросы, связанные с затруднениями, с которыми сталкиваются учащиеся в начальных классах при деятельности, направленной на развитие образной речи. Данный вид речи приобретает огромную значимость во время обучения в школе. Также это отражается на навыках устной и письменной речи обучающихся, именно поэтому при целенаправленном изучении языка в школе появляются существенные изменения в речевой деятельности младших школьников.
В настоящий момент одной из главных задач в формировании грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, что означает развитие образной речи, а также связной письменной речи каждого учащегося. В связной речи отражена логика мышления обучающегося, его умение осмыслить воспринимаемое и продемонстрировать его в правильной, четкой логичной речи. Об уровне речевого развития учащихся можно судить по тому, как младший школьник может построить свои высказывания в речи, которая всегда рассматривается в единстве содержания и формы.
Мы провели экспериментальное исследование особенностей формирования образности речи обучающихся в начальных классах. Целью данного исследования стала разработка и проведение системы занятий по развитию образной речи у младших школьников с использованием различных типов и жанров изобразительного искусства.
Базой нашего исследования был 4 «А» класс МБОУ Гимназия №6 г. Глазов, всего 26 учеников. Мы предположили, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению младших школьников образности речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию и коррекции образной речи.
На этапе первичного исследования мы провели уроки, направленные на написание сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» и написание сочинения на тему «Как я провёл лето» в соответствии с требованиями ФГОС. На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что у 58% результат среднего уровня развитости образности речи.
Результаты данного исследования показывают, что младшие школьники имеют представления о изобразительно – выразительных средствах, владеют запасом данных средств языка, но для более глубокого владения ими нужна целенаправленная и планомерная работа.
Далее, нами был разработан и проведён комплекс уроков, включающий в себя занимательные упражнения и коррекционный материал, способствующий развитию и улучшению навыков образной речи учащихся начальных классов. Нами были разработаны 6 занятий: 1 урок изобразительного искусства, 3 урока по литературному чтению, 1 урок занимательного русского языка, а также была проведена индивидуальная работа с младшими школьниками. Работа по развитию образной речи младших школьников осуществлялась как на уроках, так и при работе учеников с домашним заданием.
По результатам проведенного контрольного эксперимента можно сказать, что у 88% результат высокого уровня развитости образной речи, у 12% результат среднего уровня развитости образной речи, и у 0% результат низкого уровня развитости образной речи. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, проведя формирующий этап в опытно – экспериментальной работе, результаты в экспериментальном классе стали значительно выше.
Список литературы
-
Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку школьников. / Алексеева М.М., В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с. -
Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М.: Флинта; Наука. – 2007. -
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: 2000. -
Белобородова Е. В. Формирование образных средств языка у школьников. Автореф. дисс. к.п.н. – М.: 2007. -
Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. -
Венгер Л.А. Диагностика умственного развития школьников / Под ред. Л. А. Венгера, В.М. Хомловской. – М.: Педагогика, 2005. – 312 с. -
Ветлужских Т.Л. Образные номинации в речи детей школьного и дошкольного возраста. Детская речь и пути ее совершенствования. // Под ред. Ветлужских Т.Л., Мажура С.М., Рут М.Э. – Свердловск: Изд-во СГПИ, 1989. – С.12-21. -
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – Москва: Гослитиздат, 1959. – 654 с. -
Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 – М.: 1982. -
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965. -
Гавриш Н. В. Формирование образности речи младших школьников в процессе обучения родному языку. Автореф. дисс. к.п.н. — М.: Просвещение, 1991. -
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 427 с. -
Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. -
Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика, 1954 - № 6.С. 1-22. -
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М., 1998. -
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997 -
Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. — М.: Педагогика, 1980. – 210 с. -
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р. Львов. – 3 – е изд., перераб. и доп. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238 c. -
Люблинская А. А. Детская психология // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: «Просвещение», 1971 г. -
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб: 2002. -
Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы // Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 1. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 270 с. -
Мокиенко, В.М. Славянская фразеология: учебное пособие / В.М. Мокиенко. – М.: Высш. школа, 1980. – 207 с. -
Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. – М.: Высшее образование, 2005. -
Недосейкина Л.А. Работа с текстом — средство проверки знаний учащихся // Начальная школа. 2012.№9. С. 32-35. -
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ООО «Издательство Оникс», 2005. -
Петровский А.В. Общая психология: Учеб. для студентов педагогических институтов // Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: 1976. – 479 с. -
Политова Н.И. развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 91 с. -
Потебня А.А. Слово и миф. – М.: Издательство «Правда», 1989. -
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 317 с. -
Пыхалова Т.Г. Работа с деформированным текстом // Начальная школа. 2014. №2. С. 65-68. -
Рубинштейн С.Л. К психологии речи. // Уч. зап. ЛГПИ. Т 35. Л.: 1941. – 302 с. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. -
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с. -
Силакова М.М. Роль речевых и образных средств в творческом конструировании младших школьников: Дисканд. пед. наук. – М.: 1997. – 136 с. -
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. -
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2002. -
Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения // Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др. – М.: Академия, 1997. — 383 с. -
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников:, учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с. -
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2006. -
Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И.Тимофеев. – М.: 1976. -
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159с. -
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспит. дошк. обр. учреждений / Ушакова О.С, Струнина Е.М. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. -
Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 287 с. -
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2007. -
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -
Юрина Е.А. Образный строй языка. — Томск: Изд-во Том. у-на, 2005. — 156 с.