Файл: Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности развития образной речи в младшем школьном возрасте
1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности
1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления
с жанрами изобразительного искусства
Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента
2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента
Второй этап экспериментальной работы – формирующий, целью которого стала разработка и проведение системы занятий по развитию образной речи у младших школьников посредством различных типов и жанров изобразительного искусства.
На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и проведена серия уроков, к которым был подобран занимательный, коррекционный материал, способствующий развитию образной речи учащихся начальных классов.
В развитии образной речи особую роль играют художественная литература и произведения изобразительного искусства. Параллельно должна идти работа по обогащению речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами), развитию умений выстраивать высказывание, используя предложения разных типов, соблюдая структуру.
А взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Младшие школьники учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.
Нами были разработаны 6 занятий: 1 урок изобразительного искусства, 3 урока по литературному чтению, 1 урок занимательного русского языка, а также была проведена индивидуальная работа с младшими школьниками. (Приложение) Работа по развитию образной речи младших школьников осуществлялась как на уроках, так и при работе учеников с домашним заданием.
Работа по развитию образной речи у обучающихся в младших классах состояла из следующих этапов:
-
Способствовать формированию умений распознавать и передавать характер и настроение образа сказочных персонажей, используя художественные средства выразительности. С помощью ознакомления со сказочно-былинным и портретным жанрами изобразительного искусства. -
Выполнение заданий на выразительное составление словосочетаний, предложений, используя образные выражение, глаголы чувств, прилагательные и рисунки-эмблемы. -
Способствовать формированию умения разрабатывать сказочный сюжет по иллюстрации к сказке. Способствовать пополнению словарного запаса у младших школьников, закреплению грамматического строя речи, развитию устной монологической речи. -
Выполнение индивидуальной работы с обучающимися в младших классах, используя олимпиадные задания по русскому языку, для способствования формированию умения правильно использовать в образной речи средства художественной выразительности. Способствовать устранению речевых ошибок в письменной и устной речи. -
Способствовать развитию выразительной стороны речи, а также пополнению словарного запаса учеников и развитию устной монологической речи, при помощи театрализованной постановки.
На первом этапе осуществлялась работа при изучении сказочно-былинного и портретного жанров изобразительного искусства. Учащиеся рисовали портреты сказочных героев. На данном этапе младшие школьники работали фломастерами и карандашами, использовали схему рисования тела человека. В конце урока нами была организована выставка работ, где каждый учащийся описал своего сказочного героя, используя устную речь.
На втором этапе работа осуществлялась при помощи выполнения заданий. Учащиеся выполняли речевую разминку, выразительное чтение, исправляли ошибки в тексте, собирали рассказ, выполняли игровые задания и рисовали эмблемы слов. Для этого занятия мы использовали методическое пособие «Уроки речевого творчества в 3 классе», составитель: Н.Н. Каландарова, а также рабочую тетрадь «Занимательный русский язык: 3 класс, часть 2» Л.В. Мищенкова.
На следующем этапе работа была направлена на способствование формированию умения разрабатывать сказочный сюжет по иллюстрации к сказке, пополнению словарного запаса у младших школьников, закреплению грамматического строя речи, развитию устной монологической речи. Младшие школьники сочиняли сказочную историю, рассматривая в учебнике иллюстрацию «Рыба-кит» Н. Кочергина (см. рис.2), создавали свои иллюстрации к сочинению. Работа осуществлялась по учебнику «Русского языка: 4 класс, часть 1» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Рис.2 «Рыба-кит» Н. Кочергина
На четвертом этапе главной задачей стало выполнение индивидуальной работы с младшими школьниками для способствования формированию умения правильно использовать в образной речи средства художественной выразительности и устранению речевых ошибок в письменной и устной речи. Для данного занятия мы использовали олимпиадные задания из методического пособия «Уроки речевого творчества в 3 классе», составитель: Н.Н. Каландарова.
Олимпиада.
Задание 1. Выписать слова, в которых находятся рядом два гласных звука: струя, каучук, шпион, боец, какао, оазис.
Задание 2. Как могут быть прочитаны данные слова, укажите ударением все возможные варианты. Сколько слов получилось?
Атлас, квартал, гусеница, хлопок, свёкла, пироги
Задание 3. Определите в словах приставки:
- передовой – передоверить,
- изобразить – изолировать,
- оперение – операция,
- прозрачный – прозаичный,
- подворотня – подворье.
Задание 4. Составьте словосочетания, в которых слова будут употреблены в переносном смысле:
седой, бархатный, прямой.
Задание 5. К данным существительным подбери подходящие по смыслу прилагательные, согласованные в роде, числе, падеже:
вестибюль, фланель, шампунь, абонемент, сельд.
Задание 6. Устраните речевые ошибки. Какое из слов уместно использовать:
Она не любила (одевать, надевать) пальто.
Я не (дождал, дождался) товарища.
Внук по очереди гостил у (обоих, обеих) бабушек.
Задание 7. В данных словосочетаниях указать эпитеты:
Сонные берёзки, интересная книга, серебряные росы, шелковые косы, лист шуршит, лампа светит.
Задание 8. В данных словосочетаниях найдите сравнения:
ветер злой; гроздья рябин, как бусы; лес шумит; лес, как терем расписной.
Задание 9. Найдите метафоры:
луна вздохнула, туча брызнула, лужи светятся, деревья просыпаются, синее небо, трубят журавли, алмазные капли, красное платье.
Задание 10. Закончите пословицы и напишите сочинение-миниатюру по одной из них. Сочинение должно раскрыть смысл пословицы:
(Мал) … золотник да дорог.
(Человек) … без друзей, что дерево без корней.
У страха глаза … (велики).
На последнем этапе работа осуществлялась при помощи театрализованной постановки для способствования развитию выразительной стороны речи младших школьников. Обучающиеся поупражнялись в искусстве рассказчиков, сыграв роли в сказке-постановке «Конёк-Горбунок», при этом ребята самостоятельно придумывали себе образы и создавали костюмы. Чтобы все учащиеся могли принять участие в постановке сказки, нами было проведено два урока. На данном этапе мы работали с учебником «Литературное чтение: 4 класс» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Темы разработанных занятий и их планируемые результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Занятия, способствующие развитию образной речи младших школьников на формирующем этапе эксперимента
Тема урока: | Планируемые результаты: |
«Портрет сказочного героя» | Учащиеся научатся: - высказывать свои мысли, усовершенствуют умения планировать собственные действия; - распознавать и передавать характер и настроение образа сказочных персонажей, используя художественные средства выразительности; - сопереживать настроению героев сказки, станут более усидчивыми и аккуратными; - планировать и регулировать свою деятельность; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - ставить учебные задачи; - получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства; - выполнять иллюстрацию сказочного героя. |
«Укрась слово» | Учащиеся научатся: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - ставить учебные задачи; - планировать деятельность, работать по плану; - определять способы достижения цели; - выразительно составлять словосочетания и предложения, используя художественные средства выразительности; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; - принимать позицию одноклассников. |
Мини-сочинение «Рыба-кит» | Учащиеся научатся: - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи описания, повествования; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение собеседника; - использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому; - оформлять свои мысли в письменной форме; - слушать и понимать речь других; - способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Индивидуальная работа «Олимпиада» | Учащиеся научатся: - применять собственные знания и умения; - связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст; - делать самостоятельные выводы; - находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий; - правильно использовать в образной речи средства художественной выразительности и устранению речевых ошибок в письменной и устной речи; - способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Сказка-постановка «Конёк-Горбунок» в двух частях. | Учащиеся научатся: - познакомятся со сказкой «Конёк- Горбунок»; - делить текст на части; - распознавать и передавать характер и настроение образа сказочных персонажей, используя художественные средства выразительности; - сопереживать настроению героев сказки; - рассказывать слова персонажей, передавая с помощью интонации настроение героев; - способствовать развитию выразительной стороны речи, а также пополнению словарного запаса и развитию устной монологической речи; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
При проведении занятий с учащимися задания подбирались, исходя из их возрастных особенностей. Поэтому на уроках широкое применение нашли методы наглядности: это использование картин, схем, презентаций и т.д.
По результатам формирующего эксперимента с целью выявления динамики в развитии образной речи младших школьников был проведен контрольный этап эксперимента.
2.3 Анализ результата педагогического эксперимента
Цель контрольного этапа – сравнить результаты экспериментального класса после проведения формирующего этапа, выявить динамику в развитии образной речи младших школьников. Зафиксировать увеличение (или остановку на том же уровне) количества употребления выразительных средств младшими школьниками в речи.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая проводилась ранее на констатирующем этапе. Диагностика состояла из аналогичного задания.
Обучающимся даётся контрольное задание: написать сочинение – описание по картине Левитана И.И. «Золотая осень» см. рис. 3 (с целью проверки употребления изобразительных средств используем пейзажную лирику).
Рис.3 Исаак Левитан «Золотая осень», 1895.
Критерии оценки:
Высокий уровень (2 балла) — в сочинении присутствует достаточно полное, последовательное, логичное составление собственного текста, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие.
Средний уровень (1 балл) — в сочинении достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных, в построении предложений или речевых).
Низкий уровень (0 баллов) — в сочинение наблюдается полное отсутствие образности речи, не использованы поэтические средства, присутствует нарушение логики и последовательности изложения мысли.
По результатам проведенного контрольного эксперимента можно сказать, что у 88% результат высокого уровня развитости образной речи, у 12% результат среднего уровня развитости образной речи, и у 0% результат низкого уровня развитости образной речи (см. таблицу 2).