ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006). Обозначен как «альбом 2».
10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).
Логопед:Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.
-
Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».
Логопед:Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
6.Работа со словами-паронимами.
Логопед:Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка — качка, вол — вал, дол - дал).
Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.
7.Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.
-
Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.
-
Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.
Дифференциация букв «о — а» 11
-
Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов. -
Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края. -
Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка.
Ответы:Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.
III. Итог занятия
Логопед:
Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - аи символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-
12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.
Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у
вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.
2.Запись букв о - а.
Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.
II. Основная часть занятия
1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.
Логопед:Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.
Слова:палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.
-
Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед:Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова:урок, комар... -
Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед:Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.
4.Развитие зрительной памяти.
Логопед:Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.
Пары слов:стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.
5.Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.
6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).
Логопед:Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?
7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед:Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и
прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.
-
ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ. -
К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.
8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед:Зашифруйте предложения при помощи букв о - апо образцу.
Образец.Скоро сказка сказывается.
О – О А – А А – А – А.
Астры зацветут осенью.
Ровный асфальт радует людей.
Смолк соловей в лесной чаще.
Лампа погасла внезапно.
Старая лодка ушла на дно.
14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).
Логопед:Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.
Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик
П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,
А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю
За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия
Логопед:Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Дифференциация букв у -и.
Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у — и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).
Л огопед:Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?
Элементы букв:
Дифференциация букв «у — и» 15
Дети:Получились буквы у - и.
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть занятия
1.Сравнение букв занятия по начертанию.
- Сколько элементов используется при написании каждой буквы?
-
Какие элементы одинаковые?
-
Чем отличаются эти буквы?
Логопед предлагает детям продолжить строку букв и - у(задание 3, с.5).
-
Соотнесение буквы со звуком.
-
Соотнесение букв с символами для обозначения на письме.
4.Развитие фонематического восприятия.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед:Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и.
Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.
Слоги:ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.
Слова:лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.
5. Развитие логического мышления и зрительной памяти.
Логопед:Посмотрите на картинки в тетради (задание 2, с. 5).
Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета.
Картинки:Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём.
6. Дифференциация букв и — у на уровне слова.
Развитие логического мышления.
Логопед:Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове.
16 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Под метлой-метёлкой Растут на грядке
Виснут пряди шёлка. зелёные ветки,
(Кукуруза) А на них красные детки.
(Помидоры)
Вырос я на грядке, Летом рад я свежей
Мой характер гадкий: Ягоде медвежьей;
Куда не приду, А сушёная в запас
Всех до слёз доведу. От простуды лечит нас.
(Лук) (Малина)
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом.
(Редис)
Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.)
7,Физминутка.
Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова.
8. Развитие логического мышления. Работа с кроссвордом.
Логопед:Отгадайте слова кроссворда.
1. Домашняя птица.
Дифференциация букв «у — и» 17
-
Она носит на себе свой дом.
-
Зимующая птица с жёлтой грудкой.
-
Это есть у собаки и у якоря.
-
Хищник, похожий на хорька.
-
Разбойник на море.
-
Овощ, растущий на огороде.
-
Предмет мебели.
Ответы:курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.
-
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)
III. Итог занятия
Логопед:Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели: закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у — и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин.
Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа.
18 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
1.Развитие умения подбирать антонимы (задание 5. с. 6).
Логопед:Прочитайте слова в тетради и подберите «слова наоборот».
широкий твёрдый старый
скучный бесполезный неряшливый
Из первых букв подобранных слов составьте слово. (Умница.)
2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6 ).
Логопед:Вспомните по 5 слов с буквами и — у.
Запишите их в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и — у.)
II. Основная часть занятия
1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6).
Логопед:Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.
...Л...ТКА ...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К
...ГР...ШКА ...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д...
В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК....
М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...
2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6).
Логопед:Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и
у в каждом слове. Ответы: Рубашка, ушки, кулак.
-
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Развитие связной речи (задание 8. с. 6-7).
Логопед:Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.
Дифференциация букв «у — и» 19
Собака Пушок
У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.
III. Итог занятия
Назовите слова для журавля и лисы. Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы у -и.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Дифференциация букв и
у в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у — и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).
Л огопед:Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?
Элементы букв:
Дифференциация букв «у — и» 15
Дети:Получились буквы у - и.
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть занятия
1.Сравнение букв занятия по начертанию.
- Сколько элементов используется при написании каждой буквы?
-
Какие элементы одинаковые? -
Чем отличаются эти буквы?
Логопед предлагает детям продолжить строку букв и - у(задание 3, с.5).
-
Соотнесение буквы со звуком.
-
Соотнесение букв с символами для обозначения на письме.
4.Развитие фонематического восприятия.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед:Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и.
Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.
Слоги:ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.
Слова:лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.
5. Развитие логического мышления и зрительной памяти.
Логопед:Посмотрите на картинки в тетради (задание 2, с. 5).
Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета.
Картинки:Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём.
6. Дифференциация букв и — у на уровне слова.
Развитие логического мышления.
Логопед:Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове.
16 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Под метлой-метёлкой Растут на грядке
Виснут пряди шёлка. зелёные ветки,
(Кукуруза) А на них красные детки.
(Помидоры)
Вырос я на грядке, Летом рад я свежей
Мой характер гадкий: Ягоде медвежьей;
Куда не приду, А сушёная в запас
Всех до слёз доведу. От простуды лечит нас.
(Лук) (Малина)
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом.
(Редис)
Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.)
7,Физминутка.
Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова.
8. Развитие логического мышления. Работа с кроссвордом.
Логопед:Отгадайте слова кроссворда.
1. Домашняя птица.
Дифференциация букв «у — и» 17
-
Она носит на себе свой дом. -
Зимующая птица с жёлтой грудкой. -
Это есть у собаки и у якоря. -
Хищник, похожий на хорька. -
Разбойник на море. -
Овощ, растущий на огороде. -
Предмет мебели.
Ответы:курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.
-
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)
III. Итог занятия
Логопед:Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели: закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у — и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин.
Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа.
18 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
1.Развитие умения подбирать антонимы (задание 5. с. 6).
Логопед:Прочитайте слова в тетради и подберите «слова наоборот».
широкий твёрдый старый
скучный бесполезный неряшливый
Из первых букв подобранных слов составьте слово. (Умница.)
2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6 ).
Логопед:Вспомните по 5 слов с буквами и — у.
Запишите их в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и — у.)
II. Основная часть занятия
1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6).
Логопед:Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.
...Л...ТКА ...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К
...ГР...ШКА ...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д...
В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК....
М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...
2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6).
Логопед:Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Цели: познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения.
Оборудование: карточки с изображением элементов букв и - у; пособие «Зашифрованные слоги»; слова с пропущенными буквами у - и на карточках; пособие «Домики» (изображение двух домиков с написанными буквами: на одном - и, на другом - у); картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу»; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1.Развитие навыков конструирования.
Логопед: Рассмотрите элементы букв и постройте из них две буквы, чтобы они различались вторыми элементами и обозначали гласные звуки.
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (Буквы и-у).
20 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв занятия по начертанию. Соотнесение букв с символами.
Логопед:Для и - выбрали красный кружок. Для у - красный овал.
2. Развитие зрительного внимания. Дифференциация букв занятия на уровне слога.
Логопед:Прочитайте слоги, зашифрованные при помощи символов.
Дети:им, ин, ир, иш, ик, из, ум, ун, ур, уш, ук, уз.
3. Соотнесение звука с буквой.
Логопед:Рассмотрите домики на доске и помогите словам выбрать верно, кому, куда нужно идти?
Карточки со словами:
Запишите в тетрадь слова в два столбика и укажите в них наличие букв занятия.
4. Физминутка. «Кузнечики» (см. занятие 3).
Дифференциация букв «у — и» 21
-
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Логопед:Вставьте в слова буквы и — уи прочитайте слова.
Л...ПА Л...ЖА Л...ДА
Д...МА М...НА КЛ...МБА Р...ЧКА
-
Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.