ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Дифференциация букв и — ш в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель: закрепить знания детей о буквах и — ш; научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические '"* нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета.
Оборудование: буквы и - ш (запись на доске), карточки с изображением их символов; изографы; 2 таблицы (запись на доске); цветовая таблица-подсказка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Логопед:Назовите, что вы видите на картинках? Какие буквы, сходные по начертанию, повторяются в словах?
Дифференциация букв «ц — ш» 29
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (буквы и - ш).
II. Основная часть занятия
1. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.
Вывод:буква и - красная двойка, буква ш - синяя тройка.
2. Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания (задание 7. с. 9).
Логопед:Вставьте прописные буквы и прочитайте слова левого и правого столбика.
Логопед:Составьте из слов словосочетания. Запишите словосочетания в тетрадь и укажите наличие в словах букв занятия. Припомните, как мы обозначаем буквы и-ш на письме.
3. Развитие языкового анализа и синтеза (задание 8. с. 10).
Логопед:Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.
30 Мазанова Е.В. Как преодолеть оптическую дисграфию?
Пошла, кухню, (мышка), на.
Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с
Нашла, там, (сыр), она.
Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),
(чашка), разбилась, упала, и.
Но, не, (кошка), поймала, никого.
Это, (кошка), услышала.
Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.
Дети читают вслух получившиеся предложения.
4. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
5. Работа с деформированным текстом.
Логопед:Давайте ещё раз прочитаем эти предложения и подумаем, что можно из них составить? (Если переставить предложения, можно составить рассказ.)
Посмотрите, все слова записаны на карточках разного цвета: есть предложения на карточках синего цвета, есть на карточках зелёного цвета... и т.д. Рассмотрите полоску-подсказку и поставьте все предложения в том порядке, как они расположены на опоре.
Логопед выставляет на доску полоску из цветных квадратов, которая будет служить опорой для дальнейшего составления текста.
Прочитайте получившийся рассказ.
Все ушли из дома. Осталась одна кошка. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Пошла мышка на кухню. Нашла она там сыр. Толкнула мышка чашку с сыром. Чашка упала и разбилась. Услышала это кошка. Спрыгнула кошка с окошка. Побежала мышка, а за ней кошка. Но кошка никого не поймала.
6. Работа с текстом.
Логопед:Перескажите текст по памяти. Запишите его на слух. Укажите буквы занятия.
Для облегчения задания можно использовать заранее подготовленные карточки с записанными на них предложениями, с пропущенными буквами занятия, которые логопед выставляет в беспорядке на доске. Дети записывают предложения с опорой на цветовую полоску, вставляют буквы занятия и помечают их символами.
Дифференциация букв «б — д» 31
III. Итог занятия
Логопед:Прочитайте получившийся текст и назовите слова с буквами занятия.
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Дифференциация букв б - д.
Цель: познакомить детей с буквами б - д; научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти
буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. Оборудование: написанные на карточках элементы рукописных строчных букв б - д; слоговая демонстрационная таблица для чтения (запись на доске); карточки со слогами; кроссворд (запись на доске), альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие зрительного восприятия букв.
Логопед:Соберите из данных элементов буквы занятия.
Первая буква - строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый - овал, а второй хвостиком наверх. (Б.)
Вторая буква - строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз. (Д.)
II. Основная часть занятия
32 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Логопед:Послушайте стихотворение и скажите, куда спрятались буквы занятия?
Белка хвостик изогнула Дятел жил в дупле пустом,
У пенёчка отдохнула ... Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил, Дырку в дереве пробил.
Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв д — б.
Логопед:Прочитайте слоговую таблицу.
5.Дифференциация букв б — д изолированно.
Логопед:Допишите буквы по образцу, записанному на доске.
Логопед раздаёт карточки, на которых нарисованы только овалы. Взрослый диктует буквы, а дети дорисовывают овалы элементами букв б-д.
6.Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?»
Логопед:Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).
Дифференциация букв «б — д» 33
7. Дифференциация букв б — д в словах (задание 2. с. 11 ).
Логопед:Отгадайте слова и запишите их. Обведите «хвостики» у букв занятия.
Слова:оант, оазар, оушно, оорога, оилет, руоашка, раоо-та, раоуга, гвозоики, орошка, загаока, оаоушка.
8. Развитие логического мышления (задание 3. с. 11).
Логопед:Отгадайте слова кроссворда, и белочка подарит
вам гостинцы из леса.
Логопед выставляет на доску изображение белки, в лапках которой большая корзина с грибами, шишками и орехами.
X
Если вы все записали правильно, то в выделенных клеточках кроссворда сможете прочитать, какого цвета бывают заяц, мел, снег.
9. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
10. Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Логопед:Вставьте буквы занятия в текст чистоговорки, записанной на доске, и прочитайте. Запишите текст в тетрадь и обведите «хвостики» букв б - д.
3 4 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Буквы Б и Д играли,
Слово к слову подбирали.
«Хо...ит Лю....а возле ...уба
Лю...о нам смотреть на Лю...у».
Объясните значение слов: Люба и любо.
III. Итог занятия
Логопед:Назовите слова из чистоговорки для белки, а потом для дятла.
ЗАНЯТИЕ 10
Тема: Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель: закрепить у детей знания о буквах б - д; научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), диифференцировать буквы б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления.
Оборудование: раздаточные карточки с бувами б - д, буквы б - д (запись на доске); модели слов; картинки со стилизованными буквами (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие фонематического анализа (задание 4. с. 11-12).
Логопед:Рассмотрите картинки (воробей, зебра, барсук, индюк, белка, кошка) и поставьте под ними буквы б - д.
Кто лишний? Почему? (Кошка, так как в этом слове нет букв б - д.) На какие группы можно разделить предметные картинки? (Животные. - птицы.)
2. Сделать вывод и сформулировать тему занятия (задание 5. с. 12).
Логопед:Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Поделите их между гостями занятия. Какие буквы мы будем сегодня изучать? (Буквы б - д.)
Дифференциация букв «б — д» 35
II. Основная часть занятия
1. Работа со словами-паронимами.
Логопед:Рассмотрите модели слов. Вставьте буквы б - д в слова. Укажите значение слов.
2. Дифференциация букв занятия на уровне слова (задание 6, с. 12).
Логопед:Белка делала в лесу запасы на зиму, и дятел решил ей помочь. Вместе они нашли много орешков, грибов и шишек. Рассмотрите внимательно дары леса.
Логопед раздаёт карточки с контурными изображениями шишек, грибов и орехов, на которых записаны слова с пропущенными буквами б - д.
Логопед:Вставьте буквы в слова и поделите дары леса между друзьями.
Какие слова вам показались самыми сложными? Какие слова незнакомы вам по значению? (Логопед объясняет значение новых слов.)
(задание 7. с. 12).
Логопед:Белка и дятел предлагают вам новую игру: прочитайте предложения и закончите их при помощи картинок (логопед раздает детям соответствующие картинки). Назовите букву занятия в названии каждой картинки.
Ребята набрали в лесу много ...
В магазин привезли карандаши и ...
Боря сделал игрушки из цветной ...
Боров нашел под дубом ...
У Бори красивая ...
3 6 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Картинки:бумага, тетради, жёлуди, клумба, грибы, собака.
5.Физминутка.
На усмотрение логопеда.
6. Работа на уровне текста. Дифференциация б – д в тексте (задание 8. с. 13).
Логопед:Вставьте буквы б — д в слова текста и прочитайте. Что получилось? Почему это текст? Назовите признаки текста.
Цель: закрепить знания детей о буквах и — ш; научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические '"* нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета.
Оборудование: буквы и - ш (запись на доске), карточки с изображением их символов; изографы; 2 таблицы (запись на доске); цветовая таблица-подсказка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Логопед:Назовите, что вы видите на картинках? Какие буквы, сходные по начертанию, повторяются в словах?
Дифференциация букв «ц — ш» 29
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (буквы и - ш).
II. Основная часть занятия
1. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.
Вывод:буква и - красная двойка, буква ш - синяя тройка.
2. Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания (задание 7. с. 9).
Логопед:Вставьте прописные буквы и прочитайте слова левого и правого столбика.
Логопед:Составьте из слов словосочетания. Запишите словосочетания в тетрадь и укажите наличие в словах букв занятия. Припомните, как мы обозначаем буквы и-ш на письме.
3. Развитие языкового анализа и синтеза (задание 8. с. 10).
Логопед:Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.
30 Мазанова Е.В. Как преодолеть оптическую дисграфию?
Пошла, кухню, (мышка), на.
Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с
Нашла, там, (сыр), она.
Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),
(чашка), разбилась, упала, и.
Но, не, (кошка), поймала, никого.
Это, (кошка), услышала.
Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.
Дети читают вслух получившиеся предложения.
4. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
5. Работа с деформированным текстом.
Логопед:Давайте ещё раз прочитаем эти предложения и подумаем, что можно из них составить? (Если переставить предложения, можно составить рассказ.)
Посмотрите, все слова записаны на карточках разного цвета: есть предложения на карточках синего цвета, есть на карточках зелёного цвета... и т.д. Рассмотрите полоску-подсказку и поставьте все предложения в том порядке, как они расположены на опоре.
Логопед выставляет на доску полоску из цветных квадратов, которая будет служить опорой для дальнейшего составления текста.
Прочитайте получившийся рассказ.
Все ушли из дома. Осталась одна кошка. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Пошла мышка на кухню. Нашла она там сыр. Толкнула мышка чашку с сыром. Чашка упала и разбилась. Услышала это кошка. Спрыгнула кошка с окошка. Побежала мышка, а за ней кошка. Но кошка никого не поймала.
6. Работа с текстом.
Логопед:Перескажите текст по памяти. Запишите его на слух. Укажите буквы занятия.
Для облегчения задания можно использовать заранее подготовленные карточки с записанными на них предложениями, с пропущенными буквами занятия, которые логопед выставляет в беспорядке на доске. Дети записывают предложения с опорой на цветовую полоску, вставляют буквы занятия и помечают их символами.
Дифференциация букв «б — д» 31
III. Итог занятия
Логопед:Прочитайте получившийся текст и назовите слова с буквами занятия.
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Дифференциация букв б - д.
Цель: познакомить детей с буквами б - д; научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти
буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. Оборудование: написанные на карточках элементы рукописных строчных букв б - д; слоговая демонстрационная таблица для чтения (запись на доске); карточки со слогами; кроссворд (запись на доске), альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие зрительного восприятия букв.
Логопед:Соберите из данных элементов буквы занятия.
Первая буква - строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый - овал, а второй хвостиком наверх. (Б.)
Вторая буква - строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз. (Д.)
II. Основная часть занятия
-
Сравнение букв занятия по начертанию. Нахождение сходств и различий. -
Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия {задание 1. с. 11).
32 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Логопед:Послушайте стихотворение и скажите, куда спрятались буквы занятия?
Белка хвостик изогнула Дятел жил в дупле пустом,
У пенёчка отдохнула ... Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил, Дырку в дереве пробил.
Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв д — б.
-
Соотнесение букв занятия с символами. -
Чтение слоговых таблиц.
Логопед:Прочитайте слоговую таблицу.
5.Дифференциация букв б — д изолированно.
Логопед:Допишите буквы по образцу, записанному на доске.
Логопед раздаёт карточки, на которых нарисованы только овалы. Взрослый диктует буквы, а дети дорисовывают овалы элементами букв б-д.
6.Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?»
Логопед:Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).
Дифференциация букв «б — д» 33
7. Дифференциация букв б — д в словах (задание 2. с. 11 ).
Логопед:Отгадайте слова и запишите их. Обведите «хвостики» у букв занятия.
Слова:оант, оазар, оушно, оорога, оилет, руоашка, раоо-та, раоуга, гвозоики, орошка, загаока, оаоушка.
8. Развитие логического мышления (задание 3. с. 11).
Логопед:Отгадайте слова кроссворда, и белочка подарит
вам гостинцы из леса.
Логопед выставляет на доску изображение белки, в лапках которой большая корзина с грибами, шишками и орехами.
X
-
Герой занятия. -
Маленькая собака. -
В мультфильме его звали Геной. -
Он ещё не курица и не петух. -
Маленькая, шустрая городская птичка.
Если вы все записали правильно, то в выделенных клеточках кроссворда сможете прочитать, какого цвета бывают заяц, мел, снег.
9. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
10. Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Логопед:Вставьте буквы занятия в текст чистоговорки, записанной на доске, и прочитайте. Запишите текст в тетрадь и обведите «хвостики» букв б - д.
3 4 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Буквы Б и Д играли,
Слово к слову подбирали.
«Хо...ит Лю....а возле ...уба
Лю...о нам смотреть на Лю...у».
Объясните значение слов: Люба и любо.
III. Итог занятия
Логопед:Назовите слова из чистоговорки для белки, а потом для дятла.
ЗАНЯТИЕ 10
Тема: Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель: закрепить у детей знания о буквах б - д; научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), диифференцировать буквы б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления.
Оборудование: раздаточные карточки с бувами б - д, буквы б - д (запись на доске); модели слов; картинки со стилизованными буквами (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие фонематического анализа (задание 4. с. 11-12).
Логопед:Рассмотрите картинки (воробей, зебра, барсук, индюк, белка, кошка) и поставьте под ними буквы б - д.
Кто лишний? Почему? (Кошка, так как в этом слове нет букв б - д.) На какие группы можно разделить предметные картинки? (Животные. - птицы.)
2. Сделать вывод и сформулировать тему занятия (задание 5. с. 12).
Логопед:Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Поделите их между гостями занятия. Какие буквы мы будем сегодня изучать? (Буквы б - д.)
Дифференциация букв «б — д» 35
II. Основная часть занятия
1. Работа со словами-паронимами.
Логопед:Рассмотрите модели слов. Вставьте буквы б - д в слова. Укажите значение слов.
2. Дифференциация букв занятия на уровне слова (задание 6, с. 12).
Логопед:Белка делала в лесу запасы на зиму, и дятел решил ей помочь. Вместе они нашли много орешков, грибов и шишек. Рассмотрите внимательно дары леса.
Логопед раздаёт карточки с контурными изображениями шишек, грибов и орехов, на которых записаны слова с пропущенными буквами б - д.
Логопед:Вставьте буквы в слова и поделите дары леса между друзьями.
Какие слова вам показались самыми сложными? Какие слова незнакомы вам по значению? (Логопед объясняет значение новых слов.)
-
Запись слов из предыдущего задания и обозначение букв занятия. -
Работа по грамматическому оформлению предложений
(задание 7. с. 12).
Логопед:Белка и дятел предлагают вам новую игру: прочитайте предложения и закончите их при помощи картинок (логопед раздает детям соответствующие картинки). Назовите букву занятия в названии каждой картинки.
Ребята набрали в лесу много ...
В магазин привезли карандаши и ...
Боря сделал игрушки из цветной ...
Боров нашел под дубом ...
У Бори красивая ...
3 6 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Картинки:бумага, тетради, жёлуди, клумба, грибы, собака.
5.Физминутка.
На усмотрение логопеда.
6. Работа на уровне текста. Дифференциация б – д в тексте (задание 8. с. 13).
Логопед:Вставьте буквы б — д в слова текста и прочитайте. Что получилось? Почему это текст? Назовите признаки текста.