ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.Развитие логического мышления (задание 6. с. 28).
Логопед:Щука с вашей помощью выполнила три желания Емели и оставила ему на прощание волшебное кольцо, повернув которое можно загадать любое желание. Но у щуки есть одно условие. Вы должны помочь Емеле отгадать загадки. В названии отгадок будут буквы занятия. Отгадайте загадки и запишите отгадки, выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым.
Рогалик, рогалик,
Золотые рожки!
Тучке сел на плечи,
С тучки свесил ножки. (Месяц)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
Та вдруг станет чище. (Щетка)
Дифференциация букв «ц — щ» 71
В траве шныряет;
Хвостом мелькает;
Хвост отдаёт -
Другой наживёт. (Ящерица)
III. Итог занятия
Логопед:Назовите для героев занятия слова с буквой ц, а затем с щ.
ЗАНЯТИЕ 22
Тема: Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели: закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память.
Оборудование: палочки, шнурки и спички для конструирования букв занятия (каждому ребёнку); буквы ц - щ (запись на доске); демонстрационные картинки: цыплёнок, щенок и ящерица; схемы для образования слов; пособие «Цветы»; индивидуальные таблицы «Ящики»; листы картона 15x15, посыпанные пшеном (для записи букв занятия пальчиком) и салфетки; спички и палочки для конструирования и образцы картинок для выкладывания; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1.Развитие кинетических представлений.
Логопед:Запишите пальцем на листе, посыпанным пшеном, букву ц, а затем щ.
2. Конструирование букв занятия из элементов.
Логопед:Сложите из палочек заглавную печатную букву
72 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Ц, затем Щ; выложите из шнурков строчную рукописную букву ц, затем щ.
3. Сформулировать теми занятия и записать её в тетрадь.
II. Основная часть занятия
-
Закрепление знаний о буквах занятия. Припоминание сходства и различий букв занятия. Припоминание символов для схематичного обозначения букв ц-щ. -
Развитие логического мышления. Определение предмета по предложенным признакам.
Логопед:Отгадайте героев занятия по описанию.
Первый - желтый, пушистый, пищит, дружит с буквой Ц, появляется из скорлупы. (Цыплёнок.)
Вторая - бывает различного цвета: зелёного, синего, серого, лапки с перепонками. Имеет длинный хвост
, появляется из скорлупы, умеет ползать. «Дружит» с обеими буквами занятия. (Ящерица.)
Третий - пушистый, игривый, шаловливый, когда вырастет, будет охранять дом. Ему нравится буква щ. (Щенок.) После называния всех героев логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия. Дети расставляют буквы ц-щ под картинки.
3. Развитие навыков слогового анализа и синтеза (задание 7. с. 28).
Логопед:Щенок, цыпленок и ящерица принесли вам много заданий. Вот первое из них.
Слова:пища, роща, гуща, щавель, щадить, лисица, лица, шлица*, цапля, цари, царица.
Составьте новые слова при помощи моделей и объясните значение полученных слов.
Дифференциация букв «ц — щ» 73
Объяснить детям значение слов, отмеченных звездочкой.
4. Развитие умения подбирать родственные слова (задание 8. с. 28).
Логопед:Запишите к словам ВЕЩЬ, ЦВЕТОК, ПОМОЩНИЦА родственные слова и укажите наличие в них общей части и буквы занятия.
Дети выполняют задание с предварительным анализом.
-
Развитие слухового внимания и логического мышления.
Логопед:Герои занятия записали слова, но очень торопились и пропустили свои любимые буквы. Вставьте в записанные на доске слова буквы и прочитайте слова.
-
Развитие зрительного внимания.
Логопед:Цыпленок очень хотел, чтобы его друзья поселились рядом с ним. Щенку это не сложно - его будка стоит как раз на птичьем дворе. А вот ящерка боится приходить на двор, она опасается других птиц и домашних животных. Тогда щенок и цыплёнок решили построить для неё домик.
Пособие «Ящик» (карточки на каждого ребенка)
Логопед:Подчеркните все буквы ц - синим карандашом, а все буквы щ - зелёным карандашом, и дом для ящерки будет готов.
7.Пальчиковая гимнастика.
Упражнения «Цапли», «Деревцо», «Ящерица».
8. Развитие навыков конструирования. Работа с палочками или спичками.
Логопед:Выложите по заданию логопеда или по образцу фигуры: «Цапли», «Дерево», «Ящик», «Цветок».
74 Конспекты занятий по коррекции оптической биографии
9. Развитие звукового анализа.
Логопед:Ящерица очень довольна новым домом. Она принесла в подарок своим друзьям необычные цветы.
Логопед выставляет пособие «Цветы».
Посмотрите, бабочки летят к понравившимся цветам, чтобы образовать с написанными на них словами новые. Какие слова у них получатся?
Ответы:каменщик, носильщик, певица. Что общего между этими словами? (Это профессии.)
10. Работа на уровне текста (задание 9. с. 28-29).
1 й класс. Логопед:Вставьте буквы в слова и запишите предложения.
У меня живёт ...енок.
Борис сложил огур..ы в я...ик.
...енок выскочил на ули...у.
2-й класс. Логопед:Вставьте буквы в слова и прочитайте предложения. Переставьте предложения так, чтобы получился рассказ.
Когда мальчик уходил в школу, ...енок шалил со ...ёткой.
У Бори жил маленький ...енок.
Боря и ...енок были настоя...ими друзьями.
Боря кормил ...енка молоком.
Запишите текст в тетрадь. Прочитайте его. Выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым.
Дифференциация букв «З-Е» 75
III. Итог занятия (задание 10, с. 29).
Логопед:Посмотрите на картинку. Какие предметы вы на ней видите? Назовите их и запишите названия под соответствующими буквами.
ЗАНЯТИЕ 23
Тема: Дифференциация букв З-Е.
Цели: познакомить детей с буквами занятия; закрепить знания детей о написании букв Е - 3; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; закрепить знания детей о правописании имён собственных; развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; научить детей дифференцировать понятия «правый» - «левый »; закрепить у детей навыки ориентировки в схеме тела.
Оборудование: заглавные рукописные буквы 3-Е (запись на доске); стрелки (рисунок на доске); верёвочки для конструирования букв занятия; раздаточные карточки с изображением букв 3-Е; картинки с изображением героев занятия (Золушка и Емеля); стрелки двух цветов: красная, чёрная - символы для обозначения букв занятия (красная направлена вправо, чёрная - влево); предметные картинки: Знайка, Златовласка, Зевс; карточки со словами: «всемогущий», «бедная», «умный», «добродушный», «прекрасная»; ребусы; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1.Развитие зрительного восприятия.
Логопед:Посмотрите на картинку и скажите, какие две рукописные заглавные буквы спрятались в этом изображении? (3 - Е.)
2. Сформулировать тему занятия и записать ее па доске.
76 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
II. Основная часть занятия
1. Развитие пространственных представлений.
Логопед:Посмотрите на рисунки и назовите направления нарисованных стрелок.
Послушайте названия направлений и начертите стрелочки сами так, как я назову.
Логопед диктует направления, дети чертят в тетради, затем проверяют.
2.Развитие оптических и пространственных представлений, навыков конструирования.
Логопед:Выложите из шнурков буквы занятия.
3. Сравнение букв занятия. Выбор символов для обозначения {задание 1.С.29).
Буквы имеют сходство и различия в начертании.
Сходство:состоят из одинаковых элементов.
Различия:буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква 3 - влево. Обозначает согласную. Для обозначения букв занятия выбираем стрелки двух цветов: красная, направлена вправо - буква Е, черная, направлена влево - 3.
-
Знакомство с героями занятия (задание 3. с. 30).
Логопед:Два сказочных героя решили заглянуть к нам,
поиграть вместе. Посмотрите на предметы, которые они прислали вам. Запишите, кому какие предметы принадлежат.
5.Дифференциация букв занятия изолированно.
Задание 1:Выберите буквы, которые нужны Емеле, и те, которые нужны Золушке: соедините буквы и предметные картинки стрелками.
Логопед демонстрирует запись букв 3 — Е на доске и прикрепляет демонстрационные картинки с изображением героев занятия. Дети выходят по очереди к доске и соединяют буквы и картинки стрелками, объясняют своё решение.
Дифференциация букв «3-Е» 77