ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9.Развитие логического мышления (задание 6. с. 28).

Логопед:Щука с вашей помощью выполнила три желания Емели и оставила ему на прощание волшебное кольцо, повернув которое можно загадать любое желание. Но у щуки есть одно условие. Вы должны помочь Емеле отгадать загадки. В названии отгадок будут буквы занятия. Отгадайте загадки и запишите отгадки, выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым.

Рогалик, рогалик,

Золотые рожки!

Тучке сел на плечи,

С тучки свесил ножки. (Месяц)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

Та вдруг станет чище. (Щетка)

Дифференциация букв «ц — щ» 71




В траве шныряет;

Хвостом мелькает;

Хвост отдаёт -

Другой наживёт. (Ящерица)

III. Итог занятия

Логопед:Назовите для героев занятия слова с буквой ц, а затем с щ.
ЗАНЯТИЕ 22


Тема: Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память.

Оборудование: палочки, шнурки и спички для конструирования букв занятия (каждому ребёнку); буквы ц - щ (запись на доске); демонстрационные картинки: цыплёнок, щенок и ящерица; схемы для образования слов; пособие «Цветы»; индивидуальные таблицы «Ящики»; листы картона 15x15, посыпанные пшеном (для записи букв занятия пальчиком) и салфетки; спички и палочки для конструирования и образцы картинок для выкладывания; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1.Развитие кинетических представлений.

Логопед:Запишите пальцем на листе, посыпанным пшеном, букву ц, а затем щ.

2. Конструирование букв занятия из элементов.

Логопед:Сложите из палочек заглавную печатную букву

72 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




Ц, затем Щ; выложите из шнурков строчную рукописную букву ц, затем щ.

3. Сформулировать теми занятия и записать её в тетрадь.
II. Основная часть занятия

  1. Закрепление знаний о буквах занятия. Припоминание сходства и различий букв занятия. Припоминание символов для схематичного обозначения букв ц-щ.

  2. Развитие логического мышления. Определение предмета по предложенным признакам.

Логопед:Отгадайте героев занятия по описанию.

Первый - желтый, пушистый, пищит, дружит с буквой Ц, появляется из скорлупы. (Цыплёнок.)

Вторая - бывает различного цвета: зелёного, синего, серого, лапки с перепонками. Имеет длинный хвост

, появляется из скорлупы, умеет ползать. «Дружит» с обеими буквами занятия. (Ящерица.)

Третий - пушистый, игривый, шаловливый, когда вырастет, будет охранять дом. Ему нравится буква щ. (Щенок.) После называния всех героев логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия. Дети расставляют буквы ц-щ под картинки.

3. Развитие навыков слогового анализа и синтеза (задание 7. с. 28).

Логопед:Щенок, цыпленок и ящерица принесли вам много заданий. Вот первое из них.




Слова:пища, роща, гуща, щавель, щадить, лисица, лица, шлица*, цапля, цари, царица.


Составьте новые слова при помощи моделей и объясните значение полученных слов.

Дифференциация букв «ц — щ» 73




Объяснить детям значение слов, отмеченных звездочкой.

4. Развитие умения подбирать родственные слова (задание 8. с. 28).

Логопед:Запишите к словам ВЕЩЬ, ЦВЕТОК, ПОМОЩНИЦА родственные слова и укажите наличие в них общей части и буквы занятия.

Дети выполняют задание с предварительным анализом.

  1. Развитие слухового внимания и логического мышления.

Логопед:Герои занятия записали слова, но очень торопились и пропустили свои любимые буквы. Вставьте в записанные на доске слова буквы и прочитайте слова.



  1. Развитие зрительного внимания.

Логопед:Цыпленок очень хотел, чтобы его друзья поселились рядом с ним. Щенку это не сложно - его будка стоит как раз на птичьем дворе. А вот ящерка боится приходить на двор, она опасается других птиц и домашних животных. Тогда щенок и цыплёнок решили построить для неё домик.

Пособие «Ящик» (карточки на каждого ребенка)



Логопед:Подчеркните все буквы ц - синим карандашом, а все буквы щ - зелёным карандашом, и дом для ящерки будет готов.

7.Пальчиковая гимнастика.

Упражнения «Цапли», «Деревцо», «Ящерица».

8. Развитие навыков конструирования. Работа с палочками или спичками.

Логопед:Выложите по заданию логопеда или по образцу фигуры: «Цапли», «Дерево», «Ящик», «Цветок».


74 Конспекты занятий по коррекции оптической биографии




9. Развитие звукового анализа.

Логопед:Ящерица очень довольна новым домом. Она принесла в подарок своим друзьям необычные цветы.

Логопед выставляет пособие «Цветы».



Посмотрите, бабочки летят к понравившимся цветам, чтобы образовать с написанными на них словами новые. Какие слова у них получатся?

Ответы:каменщик, носильщик, певица. Что общего между этими словами? (Это профессии.)

10. Работа на уровне текста (задание 9. с. 28-29).

1 й класс. Логопед:Вставьте буквы в слова и запишите предложения.

У меня живёт ...енок.

Борис сложил огур..ы в я...ик.

...енок выскочил на ули...у.

2-й класс. Логопед:Вставьте буквы в слова и прочитайте предложения. Переставьте предложения так, чтобы получился рассказ.

Когда мальчик уходил в школу, ...енок шалил со ...ёткой.

У Бори жил маленький ...енок.

Боря и ...енок были настоя...ими друзьями.

Боря кормил ...енка молоком.

Запишите текст в тетрадь. Прочитайте его. Выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым.

Дифференциация букв «З-Е» 75




III. Итог занятия (задание 10, с. 29).

Логопед:Посмотрите на картинку. Какие предметы вы на ней видите? Назовите их и запишите названия под соответствующими буквами.
ЗАНЯТИЕ 23

Тема: Дифференциация букв З-Е.

Цели: познакомить детей с буквами занятия; закрепить знания детей о написании букв Е - 3; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; закрепить знания детей о правописании имён собственных; развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; научить детей дифференцировать понятия «правый» - «левый »; закрепить у детей навыки ориентировки в схеме тела.

Оборудование: заглавные рукописные буквы 3-Е (запись на доске); стрелки (рисунок на доске); верёвочки для конструирования букв занятия; раздаточные карточки с изображением букв 3-Е; картинки с изображением героев занятия (Золушка и Емеля); стрелки двух цветов: красная, чёрная - символы для обозначения букв занятия (красная направлена вправо, чёрная - влево); предметные картинки: Знайка, Златовласка, Зевс; карточки со словами: «всемогущий», «бедная», «умный», «добродушный», «прекрасная»; ребусы; альбом 2.


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1.Развитие зрительного восприятия.

Логопед:Посмотрите на картинку и скажите, какие две рукописные заглавные буквы спрятались в этом изображении? (3 - Е.)

2. Сформулировать тему занятия и записать ее па доске.

76 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




II. Основная часть занятия

1. Развитие пространственных представлений.

Логопед:Посмотрите на рисунки и назовите направления нарисованных стрелок.



Послушайте названия направлений и начертите стрелочки сами так, как я назову.

Логопед диктует направления, дети чертят в тетради, затем проверяют.

2.Развитие оптических и пространственных представлений, навыков конструирования.

Логопед:Выложите из шнурков буквы занятия.

3. Сравнение букв занятия. Выбор символов для обозначения {задание 1.С.29).

Буквы имеют сходство и различия в начертании.

Сходство:состоят из одинаковых элементов.

Различия:буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква 3 - влево. Обозначает согласную. Для обозначения букв занятия выбираем стрелки двух цветов: красная, направлена вправо - буква Е, черная, направлена влево - 3.

  1. Знакомство с героями занятия (задание 3. с. 30).

Логопед:Два сказочных героя решили заглянуть к нам,

поиграть вместе. Посмотрите на предметы, которые они прислали вам. Запишите, кому какие предметы принадлежат.

5.Дифференциация букв занятия изолированно.

Задание 1:Выберите буквы, которые нужны Емеле, и те, которые нужны Золушке: соедините буквы и предметные картинки стрелками.

Логопед демонстрирует запись букв 3 — Е на доске и прикрепляет демонстрационные картинки с изображением героев занятия. Дети выходят по очереди к доске и соединяют буквы и картинки стрелками, объясняют своё решение.

Дифференциация букв «3-Е» 77