ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Дифференциация букв к-н, К - Н.

Цели: познакомить детей с буквами занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия, работать с анаграммами; формировать у детей навыки слогового анализа и синтеза; уточнять значения слов, расширять словарный запас детей; способствовать преодолению детьми кинетических нарушений; развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: буквы к-н, К-Н, к-н, К-Н (запись на доске); демонстрационные картинки «Гном» и «Кот»; предметные картинки; альбом 2.

52 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1.Развитие зрительного восприятия.

Логопед:Посмотрите на картинки, какие здесь можно увидеть буквы?

Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв к - к, К - Н, к — н, К - Н.

2.Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть занятия

1.Сравнение букв по начертанию (задание 1. с. 19).

Логопед:Рассмотрите буквы и сравните их по начертанию (сравнивают буквы к- н различного шрифта).

2. Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 19).

Логопед:Сегодня, к нам на занятие пришли гости. В их именах есть буквы занятия. Первый гость в своём имени имеет три буквы и обозначает домашнее животное (кот), а второй - маленький сказочный человек, в названии которого 4 буквы (гном). Гном дружит с буквой н, а кот — с буквой к.

Логопед выставляет демонстрационные картинки с изображением героев занятия.

3. Развитие представлений о буквах занятия (задание 3. с. 19).

Логопед:Гном и кот написали свои любимые буквы, но некоторые из них записаны неверно. Рассмотрите буквы и зачеркните те, которые кот и гном написали неправильно.



Дифференциация букв «к — н» 53




4. Дифференциация букв занятия на уровне слога.

Логопед:Запишите вместе с котом и гномом названия картинок и скажите, какие картинки возьмёт себе кот, а какие - гном?

Картинки:кнопка, конфета, градусник, кувшин, ножницы, веник, кран, книга, лестница, ноты.

Логопед:Какие картинки не удалось поделить? Почему?

5. Работа с анаграммами (задание 4. с. 20).

Логопед:Переставьте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. Кот и гном проверят ваши задания.



Слова, которые должны получиться:накат - канат, носик - носки, ночка - кочан*, накал - канал*, никель - ельник*, немота - монета, крона - норка.

Проводится работа по расширению и уточнению словаря (логопед объясняет детям значение отмеченных звездочкой слов).

Логопед:Какие слова нравятся коту, а какие гному?

6. Дифференциация букв занятия на уровне слова (задание 5. с. 20).

Логопед:Коту и гному понравилось с вами играть. Они приготовили новое задание.

Кот приготовил для своей любимой буквы ромб коричневого цвета, а гном - квадрат голубого цвета. Они зашифровали слова. Попробуйте их прочитать.

Логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия.


III. Итог занятия

Логопед:Припомните слова из последнего задания и назовите их для гнома и для кота.

54 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




ЗАНЯТИЕ 16

Тема: Дифференциация букв к — н, К - Н в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить знания детей о буквах занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, предложениях и тексте; развивать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умения построения предложений из отдельных слов, зрительное восприятие, логическое мышление.

Оборудование: буквы к-н, К-Н, К-Н, к-н (запись на доске); карточки со словами; пособие «Чайнворд»; альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1.

Развитие зрительного внимания и логического мышления.

Логопед:Соедините слова парами и припомните тему занятия.

Карточки со словами:

КОТЫ НОТЫ КОРКИ

НАША НОРКИ КАША

(Коты - ноты, каша - наша, корки - норки)

2. Сформулировать и записать на доске теми занятия.

Тема занятия - буквы к-н.

II. Основная часть занятия

1. Развитие логического мышления.

Логопед:Отгадайте загадки кота и гнома.

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...

(капуста)

Кругла, рассыпчата, бела.

На стол она с полей пришла

Ты посоли её немножко

Ведь, правда, вкусная...

(картошка)

- Расскажи, охотник, толком:

Как же встретился ты с волком?

- Убежать хотел он, ан

Прямиком попал в ... (капкан)

Дифференциация букв «к н» 55




2. Работа с пособием «Нос» (задание 6. с. 20).

Логопед:Гном принёс вам интересную игру.

Лишних слов не говори-ка,

Помоги-ка гномам ты!

Посмотри-ка, отыщи-ка

Слов начала и хвосты.

Не забудь: во всех словах спрятано слово «НОС».

Ответы:поднос, перенос, занос, носорог, носилки, носок.

3.Работа с чайнвордом.

Логопед:Отгадайте слова в чайнворде. Каждое слово должно заканчиваться и начинаться с одной и той же буквы — буквы к. Например: колокольчик - кошелёк, ...

Логопед выставляет пособие «Чайнворд».

Слова:колокольчик — кошелёк — козлёнок — кушак — крыжовник — кулик - конёк - клубок - кузнечик - кофейник - котёнок.

4. Кодирование слов (задание 7. с. 20-21).

Логопед:Зашифруйте слова из предыдущего задания. Цифра обозначает порядковое число букв к - н в слове.

Например: колокольчик - к к к

1 - 5 - 11

5.Дифференциация букв занятия в предложении.

Логопед:Выберите из слов чайнворда такие, в которых встречаются обе буквы занятия, и составьте с ними предложения.

Слова:козлёнок, крыжовник, конёк, кузнечик, кофейник, котёнок.

6.Работа по дифференциации букв занятия на уровне текста (задание 8. с. 21).

Логопед:Прочитайте стихотворение и вставьте в слова буквы занятия, запишите текст.

Рыб...а плавает в водице.

Рыб...е весело играть.

Рыб..а, рыб..а-балов...ица,


Я хочу тебя поймать.

56 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




Рыб...а хвостизм мах...ула,

...рош...у хлеб...ую взяла.

Рыб...а хвости...ом мах...ула.

Рыб...а - раз, и уплыла!

III. Итог занятия

Логопед:Выберите из текста сначала слова для кота, а потом слова для гнома. Какие слова подойдут им обоим? Почему?
ЗАНЯТИЕ 17

Тема: Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ.

Цели: познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш-щ,Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ-; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.

Оборудование: буквы ш-щ,Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ (запись на доске); стилизованные изображения букв занятия; шнурки для выкладывания букв; карточки с символами букв занятия; предметные картинки с изображением щенка, мышонка, дворового кота; альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

  1. Сформулировать тему занятия. Записать ее на доска.

  2. Развитие зрительного восприятия (задание 3. с. 22).

Логопед:По команде зачеркните синей ручкой все буквы Ш,зелёной ручкой - все буквы Щ.



Дифференциация букв «ш — щ» 57




II. Основная часть занятия.

1. Произношение звуков, которые обозначают буквы Ш - Щ. Сравнение звуков по артикуляции.

Ш - согласный глухой, твёрдый.

Щ - согласный глухой, всегда мягкий.

2. Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения (задание 1.с. 21).

Ш — для обозначения выбираем синий наушник, на письме обозначаем синим символом.

Щ - для обозначения выбираем зелёный наушник, на письме обозначаем зелёным символом.

  1. Сравнение букв по написанию (задание 2. с. 21).Конструирование рукописных строчных букв занятия из шнурков и печатных - из палочек.

  2. Развитие слухового внимания.


Логопед:Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите символы, когда услышите соответствующий звук. Для звука ш - синий наушник, для щ зелёный наушник.

Ряд звуков:Ш, щ, п, и, ц, щ, ш, ч, ть, ц. щ, ш, ш...

Ряд слогов:ша, ща, ши, що, цо, цу, иш, ищ...

Ряд слов:щипать, шить, шерсть, щепка, щётка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест.

5. Знакомство с героями занятия (задание 1.с. 21).

Логопед:Сегодня я пригласила к нам двух друзей. Вы их

сможете без труда назвать, если обведёте по контуру их изображения.

После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия.

Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы занятия.)

6.Дифференциация букв занятия в слогах (задание 4. с. 22).

Логопед:Щенок и мышонок были большими друзьями. Они вместе пили молоко из миски, шалили, лакомились

58 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




сыром, играли во дворе. Однажды, когда они играли во дворе, пошёл сильный дождь. Огромные капли дождя падали с неба. Малыши кинулись наутёк. Они успели спрятаться в будке щенка. Однако детёныши успели порядком промокнуть.

Прочитайте слоги, записанные на капельках дождя, и попробуйте догадаться, какие из этих капель могли намочить мышонка, а какие щенка? Почему?

7. Развитие навыков образования слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и суффикса. -ИЩ-

Логопед:Дождь не прекращается. Вот блеснула молния, прогремел гром. Страшно стало мышонку. Щенок решил взбодрить своего товарища и начал писать лапкой на песке разные слова. Мышонку эти слова казались страшно большими, и он называл их как что-то огромное, а щенок быстро превращал эти слова в маленькие. Вот посмотрите, что у них получалось: Воробей - воробьище - воробышек.

Догадайтесь, какие цепочки могли получиться у щенка и мышонка из слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы.

Уши - ушищи - ушки Шкаф-шкафище - шкафчик

Нос - носище - носик Глаза - глазищи - глазки

Лапы - лапищи - лапки

8. Образование существительных от глаголов.

Логопед:Дождь прошёл. Малыши выбрались из своего убежища увидели много разных луж. Захотели друзья побегать по лужам.

Тут во дворе показался кот. Он был чёрного цвета, всегда появлялся внезапно, дрался со всеми соседскими котами и побеждал их, поэтому его уважали все обитатели двора, а малыши даже немного побаивались. Кот увидел играющих друзей и предложил им посмотреть фокус.