Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3-я группа – регионы, для которых характерен самый низкий уровень среднедушевого дохода (Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Кызыл-Ординская и Южно-Казахстанская области).
Согласно приводимой типологии, в число приоритетов территориального развития республики входят регионы 1-й и 2-й групп. На регионы с высоким уровнем развития (по казахстанским меркам), так называемых «лидеров», на территории которых сосредоточен основной экономический и промышленный потенциал, возлагаются большие надежды по выводу экономики республики из кризиса и дальнейшему ее росту.
Регионы 3 группы - отсталые области с низким уровнем социально-экономического развития, так называемые «аутсайдеры», должны быть в центре внимание в силу необходимости оказания им государственной поддержки.
Для решения вышеназванных проблем и реализации государственного регулирования экономики государство использует различные механизмы и методы воздействия на социально-экономические процессы.
Важнейшими механизмами государственного регулирования экономики региона являются:
• комплексный прогноз социально-экономического развития регионов и размещения производительных сил Республики Казахстан на долгосрочную перспективу, обеспечивающий взаимосвязь и согласование общегосударственных и региональных интересов, укрепление и рациональное использование имеющихся в регионах производственно-экономического, интеллектуального и экспортного потенциалов;
• система стратегических планов на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях, нацеленных на реализацию выделенных в комплексном прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического развития страны;
• разработка и осуществление общегосударственных программ по решению крупномасштабных межрегиональных проблем;
• реализация целевых программ по решению наиболее острых проблем развития конкретных регионов, в том числе специальных программ государственной поддержки экологически бедствующих районов, депрессивных малых и средних городов, развития отдаленных сельских районов;
• создание специальных экономических зон с соответствующим законодательным, институциональным и методологическим обеспечением в целях ускорения развития соответствующего региона, более полного использования его потенциала, привлечения иностранных инвестиций, современных технологий, зарубежного научно-технического управленческого опыта, экономической интеграции с ближним и дальним зарубежьем;
• финансово-кредитные и налоговые рычаги.
Как уже отмечалось, методы государственного регулирования регионов делятся на две группы: прямые (административные) и косвенные (экономические).
Прямые методы регулирования экономики адресны и направлены на вмешательство в экономическую деятельность определенного объекта регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определенного объема конкретного товара (услуги), выделение централизованных капитальных вложений, дотации, субсидирование (субвенсирование), установление верхних и нижних пределов цен, тарифов и др.
Косвенные методы конкретно не адресованы, но обязательны для всех хозяйствующих субъектов рынка. К ним можно отнести такие методы, как налоговое регулирование, финансово-кредитная, денежная, амортизационная политика и др.
Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.
Для регионов, обладающих стратегически важными видами минеральных ресурсов, специализирующихся на переработке продукции базовых отраслей промышленности, а также для регионов с высоким научно-производственным потенциалом, где получили развитие предприятия военно-промышленного комплекса, методы государственного регулирования должны быть ориентированы, в первую очередь, на содействие и создание условий структурной перестройки экономики региона, в том числе техническое перевооружение предприятий, с целью увеличения выпуска экспортоориентированной продукции и товаров народного потребления в конверсируемых отраслях. Для этих регионов существенное значение имеют вопросы государственного регулирования в сфере внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, определение условий приватизации крупных предприятий; государственного содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций. Фактором, стимулирующим структурную перестройку в этих регионах, может быть создание амортизационных льгот по приоритетным отраслям, дифференцированный инвестиционный и налоговый кредит. Существенную роль может сыграть привлечение в эти районы с помощью системы налоговых льгот иностранных инвестиций, прежде всего, в те отрасли, которые могут в короткие сроки выйти на мировой уровень и активно участвовать в техническом перевооружении всего хозяйства, в т. ч. общерегиональную инфраструктуру.
Для группы регионов, формирующих продовольственный фонд страны, экономические рычаги и стимулы должны способствовать развитию малого и среднего бизнеса, повышению занятости населения, расширению видов и способов переработки сельскохозяйственной продукции, организации центров технического обслуживания, оптово-производственных рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых служб, лизинговых компаний, формированию новых эффективных форм агропромышленной интефации предприятий и организаций различных форм собственности.
Методы государственного регулирования для экологически бедствующих и отсталых регионов, а также депрессивных малых и средних: городов, отдаленных районов должны быть направлены, в первую очередь, на оказание им необходимой помощи для активизации экономики и социальной поддержки населения, реализации определенных проектов и целевых комплексных программ по улучшению экологии и социально-экономическому развитию, а также содействию в привлечении зарубежной технической и гуманитарной помощи
2. С целью выделения внутрирегиональных приоритетов и конкретизации механизмов реализации рыночных процессов используется типология по принципу специализации регионов, в соответствии с которой выделяются четыре группы регионов.
Первая группа – регионы, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрировать экономику республики в мировое хозяйство, но имеющие экономическую и социальную отсталость аула и села, а в большинстве из них - неблагоприятную серьезную экологическую обстановку.
Приоритетными для этой группы регионов являются следующие проблемы:
• интенсивное освоение богатых месторождений стратегических видов сырья (углеводородного, хромитов, калийных солей, золота, серебра, меди, свинца, цинка, фосфатов, боратов, никеля, кобальта и др.) на базе внедрения новейших технологий добычи и комплексной переработки углеводородного и минерального сырья;
• создание высокоразвитой производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и определяющей благоприятный инвестиционный климат для отечественных и иностранных инвесторов (строительство гостиниц, зданий под офисы международных портов и причалов, аэропортов, сетей связи, сети автодорог и железнодорожного транспорта, обеспечивающих выход на внешние международные рынки).
Вторая группа – регионы с высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией отраслей тяжелой индустрии, достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологических наукоемких производств, в основном самообеспеченные природными ресурсами.
Приоритетными направлениями реформирования экономики этих регионов должны стать:
• дальнейшая реконструкция имеющегося крупного производственного потенциала как базы технико-технологического прорыва и формирования экспортного потенциала, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций;
• организация выпуска новой наукоемкой продукции, машин и оборудования на базе новейших технологий – средств электроники, информатизации, автомобилестроения, выпуска приборов и систем автоматизированного управления и др.
• создание новых организационных форм управления крупными пред приятиями ведущих отраслей промышленности, обеспечивающих оживление и подъем их производства, в том числе путем передачи предприятий вуправление зарубежным и отечественным фирмам ,привлечение иностранных консалтинговых фирм аспециалистов формирование рационального уровня территориальной организации производственной и социальной инфраструктуры, создание материальной базы по сбалансированию потребительского рынка.
Третья группа – регионы, агропромышленные комплексы которых являются ведущими в формировании продовольственного Фонда страны. Приоритетными направлениями их социально-экономического развития являются:
• осуществление эффективной специализации производства сельскохозяйственной продукции;
• создание системы лизинга передовой сельскохозяйственной техники;
• преодоление диспропорций в развитии различных сфер деятельности региональных АПК;
• организация широкой сети небольших предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и современной индустрии по его хранению в целях формирования устойчивого продовольственного комплекса республики;
• создание необходимой производственной и социальной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и отраслей промышленности, производящих предметы потребления в целях сбалансированного развития потребительского рынка. Для трудоизбыточных регионов этой группы целесообразно, наряду с небольшими предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья, развитие малого и среднего бизнеса в целях создания новых рабочих мест и смягчения проблем занятости населения.
Четвертая группа – депрессивные регионы, имеющие экстремальные почвенно-климатические, социально-экономические условия, жестко лимитирующие возможность экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру хозяйства, а также районы экологического кризиса. В этих регионах нарушения сложившихся хозяйственных существуют две группы методов, с помощью которых решаются эти проблемы:
а) изменения в системе налогов и уровне налоговых ставок;
б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам с целью воздействия на размеры их инвестиционной деятельности. С помощью государственного бюджета может осуществляться:
а) финансирование государственных инвестиций, направляемых на финансирование приоритетных научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, формирование и реализацию программ модернизация инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии;
б) финансовое поощрение модернизации основного капитала и роста его производительности, финансирование мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию, финансирование отраслей социальной инфраструктуры и обеспечение функционирования системы социального обеспечения;
в) закупка государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов, других общегосударственных нужд.
Амортизационная политика используется для обеспечения ускорения основного капитала, а также, научно-технического прогресса.
Кредитно-денежные инструменты являются средствами воздействия государства на воспроизводственный процесс. Используя их, государство через Национальный банк воздействует на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной системе именно они являются базой всей денежно-кредитной системы страны. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях: учетная политика; политика минимальных резервов; управление денежной эмиссией; операции на открытом рынке; добровольные соглашения.
Комплексная программа и основное содержание стратегических планов регионального развития
Объективная необходимость разработки стратегических программ развития местного хозяйства в условиях местного самоуправления. Основы методологии стратегического планирования.
1. В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, обеспечения нормального функционирования всех субъектов рынка особое место занимает планирование.
Согласно приводимой типологии, в число приоритетов территориального развития республики входят регионы 1-й и 2-й групп. На регионы с высоким уровнем развития (по казахстанским меркам), так называемых «лидеров», на территории которых сосредоточен основной экономический и промышленный потенциал, возлагаются большие надежды по выводу экономики республики из кризиса и дальнейшему ее росту.
Регионы 3 группы - отсталые области с низким уровнем социально-экономического развития, так называемые «аутсайдеры», должны быть в центре внимание в силу необходимости оказания им государственной поддержки.
Для решения вышеназванных проблем и реализации государственного регулирования экономики государство использует различные механизмы и методы воздействия на социально-экономические процессы.
Важнейшими механизмами государственного регулирования экономики региона являются:
• комплексный прогноз социально-экономического развития регионов и размещения производительных сил Республики Казахстан на долгосрочную перспективу, обеспечивающий взаимосвязь и согласование общегосударственных и региональных интересов, укрепление и рациональное использование имеющихся в регионах производственно-экономического, интеллектуального и экспортного потенциалов;
• система стратегических планов на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях, нацеленных на реализацию выделенных в комплексном прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического развития страны;
• разработка и осуществление общегосударственных программ по решению крупномасштабных межрегиональных проблем;
• реализация целевых программ по решению наиболее острых проблем развития конкретных регионов, в том числе специальных программ государственной поддержки экологически бедствующих районов, депрессивных малых и средних городов, развития отдаленных сельских районов;
• создание специальных экономических зон с соответствующим законодательным, институциональным и методологическим обеспечением в целях ускорения развития соответствующего региона, более полного использования его потенциала, привлечения иностранных инвестиций, современных технологий, зарубежного научно-технического управленческого опыта, экономической интеграции с ближним и дальним зарубежьем;
• финансово-кредитные и налоговые рычаги.
Как уже отмечалось, методы государственного регулирования регионов делятся на две группы: прямые (административные) и косвенные (экономические).
Прямые методы регулирования экономики адресны и направлены на вмешательство в экономическую деятельность определенного объекта регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определенного объема конкретного товара (услуги), выделение централизованных капитальных вложений, дотации, субсидирование (субвенсирование), установление верхних и нижних пределов цен, тарифов и др.
Косвенные методы конкретно не адресованы, но обязательны для всех хозяйствующих субъектов рынка. К ним можно отнести такие методы, как налоговое регулирование, финансово-кредитная, денежная, амортизационная политика и др.
Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.
Для регионов, обладающих стратегически важными видами минеральных ресурсов, специализирующихся на переработке продукции базовых отраслей промышленности, а также для регионов с высоким научно-производственным потенциалом, где получили развитие предприятия военно-промышленного комплекса, методы государственного регулирования должны быть ориентированы, в первую очередь, на содействие и создание условий структурной перестройки экономики региона, в том числе техническое перевооружение предприятий, с целью увеличения выпуска экспортоориентированной продукции и товаров народного потребления в конверсируемых отраслях. Для этих регионов существенное значение имеют вопросы государственного регулирования в сфере внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, определение условий приватизации крупных предприятий; государственного содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций. Фактором, стимулирующим структурную перестройку в этих регионах, может быть создание амортизационных льгот по приоритетным отраслям, дифференцированный инвестиционный и налоговый кредит. Существенную роль может сыграть привлечение в эти районы с помощью системы налоговых льгот иностранных инвестиций, прежде всего, в те отрасли, которые могут в короткие сроки выйти на мировой уровень и активно участвовать в техническом перевооружении всего хозяйства, в т. ч. общерегиональную инфраструктуру.
Для группы регионов, формирующих продовольственный фонд страны, экономические рычаги и стимулы должны способствовать развитию малого и среднего бизнеса, повышению занятости населения, расширению видов и способов переработки сельскохозяйственной продукции, организации центров технического обслуживания, оптово-производственных рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых служб, лизинговых компаний, формированию новых эффективных форм агропромышленной интефации предприятий и организаций различных форм собственности.
Методы государственного регулирования для экологически бедствующих и отсталых регионов, а также депрессивных малых и средних: городов, отдаленных районов должны быть направлены, в первую очередь, на оказание им необходимой помощи для активизации экономики и социальной поддержки населения, реализации определенных проектов и целевых комплексных программ по улучшению экологии и социально-экономическому развитию, а также содействию в привлечении зарубежной технической и гуманитарной помощи
2. С целью выделения внутрирегиональных приоритетов и конкретизации механизмов реализации рыночных процессов используется типология по принципу специализации регионов, в соответствии с которой выделяются четыре группы регионов.
Первая группа – регионы, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрировать экономику республики в мировое хозяйство, но имеющие экономическую и социальную отсталость аула и села, а в большинстве из них - неблагоприятную серьезную экологическую обстановку.
Приоритетными для этой группы регионов являются следующие проблемы:
• интенсивное освоение богатых месторождений стратегических видов сырья (углеводородного, хромитов, калийных солей, золота, серебра, меди, свинца, цинка, фосфатов, боратов, никеля, кобальта и др.) на базе внедрения новейших технологий добычи и комплексной переработки углеводородного и минерального сырья;
• создание высокоразвитой производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и определяющей благоприятный инвестиционный климат для отечественных и иностранных инвесторов (строительство гостиниц, зданий под офисы международных портов и причалов, аэропортов, сетей связи, сети автодорог и железнодорожного транспорта, обеспечивающих выход на внешние международные рынки).
Вторая группа – регионы с высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией отраслей тяжелой индустрии, достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологических наукоемких производств, в основном самообеспеченные природными ресурсами.
Приоритетными направлениями реформирования экономики этих регионов должны стать:
• дальнейшая реконструкция имеющегося крупного производственного потенциала как базы технико-технологического прорыва и формирования экспортного потенциала, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций;
• организация выпуска новой наукоемкой продукции, машин и оборудования на базе новейших технологий – средств электроники, информатизации, автомобилестроения, выпуска приборов и систем автоматизированного управления и др.
• создание новых организационных форм управления крупными пред приятиями ведущих отраслей промышленности, обеспечивающих оживление и подъем их производства, в том числе путем передачи предприятий вуправление зарубежным и отечественным фирмам ,привлечение иностранных консалтинговых фирм аспециалистов формирование рационального уровня территориальной организации производственной и социальной инфраструктуры, создание материальной базы по сбалансированию потребительского рынка.
Третья группа – регионы, агропромышленные комплексы которых являются ведущими в формировании продовольственного Фонда страны. Приоритетными направлениями их социально-экономического развития являются:
• осуществление эффективной специализации производства сельскохозяйственной продукции;
• создание системы лизинга передовой сельскохозяйственной техники;
• преодоление диспропорций в развитии различных сфер деятельности региональных АПК;
• организация широкой сети небольших предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и современной индустрии по его хранению в целях формирования устойчивого продовольственного комплекса республики;
• создание необходимой производственной и социальной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и отраслей промышленности, производящих предметы потребления в целях сбалансированного развития потребительского рынка. Для трудоизбыточных регионов этой группы целесообразно, наряду с небольшими предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья, развитие малого и среднего бизнеса в целях создания новых рабочих мест и смягчения проблем занятости населения.
Четвертая группа – депрессивные регионы, имеющие экстремальные почвенно-климатические, социально-экономические условия, жестко лимитирующие возможность экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру хозяйства, а также районы экологического кризиса. В этих регионах нарушения сложившихся хозяйственных существуют две группы методов, с помощью которых решаются эти проблемы:
а) изменения в системе налогов и уровне налоговых ставок;
б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам с целью воздействия на размеры их инвестиционной деятельности. С помощью государственного бюджета может осуществляться:
а) финансирование государственных инвестиций, направляемых на финансирование приоритетных научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, формирование и реализацию программ модернизация инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии;
б) финансовое поощрение модернизации основного капитала и роста его производительности, финансирование мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию, финансирование отраслей социальной инфраструктуры и обеспечение функционирования системы социального обеспечения;
в) закупка государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов, других общегосударственных нужд.
Амортизационная политика используется для обеспечения ускорения основного капитала, а также, научно-технического прогресса.
Кредитно-денежные инструменты являются средствами воздействия государства на воспроизводственный процесс. Используя их, государство через Национальный банк воздействует на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной системе именно они являются базой всей денежно-кредитной системы страны. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях: учетная политика; политика минимальных резервов; управление денежной эмиссией; операции на открытом рынке; добровольные соглашения.
Комплексная программа и основное содержание стратегических планов регионального развития
Объективная необходимость разработки стратегических программ развития местного хозяйства в условиях местного самоуправления. Основы методологии стратегического планирования.
1. В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, обеспечения нормального функционирования всех субъектов рынка особое место занимает планирование.