Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов экономической деятельности.

В рыночной экономике макроэкономическое планирование представлено:

- государственными социально-экономическими программами;

- бюджетным планированием;

- гделевыми комплексами программами;

- государственными заказами;

- планированием развития государственного сектора экономики. Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления между собой и с региональными органами управления в интересах совершенствования всей экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Индикативные планы позволяют органично и взаимосвязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, программы государственных поставок и государственных капитальных вложений, вопросы управления государственными предприятиями. При индикативном планировании используются централизованно определенные цели для координации инвестиций, как в государственный, так и в негосударственный (частный) сектора экономики, а также планов функционирования предприятий.

Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также становление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указательных индикаторов. В индикативном планировании преобладают косвенные методы регулирования экономики.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) должна давать количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой направляются все меры государственного регулирования.


Применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями позволяет эффективно управлять как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссиональными и недостаточно разработанными.

Центральное понятие системы индикативного планирования - индикатор - интегральный показатель (мультипликатор), количественно определяющий качественные характеристики того или иного процесса, состояния.

Осуществление влияния на объект управления предполагается при помощи регуляторов - особых механизмов поддержания оптимального функционирования процессов. Регулятор - это механизм реакции на значение индикатора.

Показателем самодостаточности станет устойчивый экономический рост, оценка которого производится с помощью сформированного набора индикаторов.

Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

В отличие от «показателя» индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, режимов развития много ресурсных систем.

Особое место занимает определение и использование значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов:

- индикаторы «тревоги»;

- индикатор «экстремального положения»;

- индикатор «банкротство» и т.д.

Внутри предельных границ образуется «коридор», необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом следует установить адекватные пороговые значения «коридора». Реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, для которого существуют регуляторы прямого воздействия на объект управления.

Формирование индикаторов - процесс, увязанный во временном аспекте. В данном случае ставится цель получить единый индикатор, характеризующий состояние объекта управления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие-либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга

, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

Разрабатываемые многими странами индикативные планы фактически являются планами-прогнозами, т.к. ресурсная обеспеченность плановых в перспективе имеет прогнозный характер, хотя в отношении государственного сектора такие планы более детализированы.

При разработке планов и прогнозов необходимо руководствоваться определенными научными принципами.

Прежде всего, в условиях рыночной экономики общегосударственный план перестал быть документом, директивно определяющим каждый шаг предприятия. Его воздействие на решения, принимаемые трудовым коллективом и предприятиями, во многом приобретает индикативный характер. В связи с этим ранее используемый принцип директивное™ планов заменяется принципом индикативности. Это означает, что общегосударственные планы теперь носят рекомендательный, направляющий характер. Хозяйствующие субъекты имеют право выбора тех направлений и методов своей деятельности, ее результативных показателей, которые для них являются наиболее эффективными при действующем экономическом механизме и ситуации, складывающиеся на рынке. При этом подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой - обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.

Наиболее важный принцип планирования - научная обоснованность и реальность плановых расчетов и заданий. Она достигается на основе учета требований объективных экономических законов, использования новейших достижений науки, техники и передовой технологии, организации производства и управления.

Другой важный принцип - пропорциональность, взаимоувязанности и сбалансированность показателей планов. Сущность этого принципа заключается в регулировании социально-экономических процессов в пределах определенной пропорции (общеэкономической, отраслевой, территориальной), в установлении их взаимной связи, в частности между спросом и предложением, между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию
, накоплением и потреблением и т.д. Увязка всех разделов планов по количественным и качественным, аналитическим и синтетическим характеристикам, натуральным и стоимостным показателям, по отраслям и звеньям - одна из важнейших функций всех планирующих органов и плановиков-экономистов.

Следующим принципом планирования является сочетание интересов государства, общества и хозяйствующих субъектов, отраслевого территориального признаков планирования. В качестве инструмента действия такого принципа могут использоваться целевые и национальные программы, определяемые государством, в которых участвуют те или иные субъекты рынка, исходя из своих интересов в органической увязке с интересами различных слоев населения, работников и общества в целом.

Одним их главных принципов планирования является выделение основного (ведущего) звена в общей системе мероприятий, нужных для решения поставленных задач. Это означает, что разрабатывая программы и другие виды плановых решений, необходимо на основе системного анализа выявлять наиболее важные, приоритетные направления, существенные сферы деятельности и приложения средств, выполнение которых позволит успешно решить все задачи по дальнейшему развитию народного хозяйства в целом, любой его отрасли и каждого предприятия.

Значимым в планировании также считается принцип непрерывности, заключающийся в необходимости заблаговременной разработке планов на очередной период. При этом важно обязательно сочетание оперативных и текущих планов с перспективным планированием, стратегическими задачами развития экономики.

Принцип единства разработки планов и повседневной проверки их выполнения позволяет современно внести необходимые поправки и уточнения, устранять возникающие диспропорции резервы подъема экономики.

Вышеуказанные важнейшие принципы планирования и прогнозирования имеют большое теоретическое и практическое значение, служат организующим началом и обеспечении выполнения планов хозяйственного развития на всех уровнях управления.

В обеспечении научной обоснованности, целенаправленности, эффективности планов и прогнозов большую роль играет система методов, применяемых при их разработке.

В настоящее время по оценкам ученых насчитывается свыше 150 методов прогнозирования и планирования. Однако на практике в качестве основных используются 15-20.
Вопросы для самоконтроля знаний

1. Значение и организационно-методологические основы экономического прогнозирования.


2. Роль, научные основы и методология перспективного планирования социально-экономического развития.

3. Научно-концептуальные основы стратегического планирования.

4. Что понимается под макроэкономическим планированием? Определите субъект и объект государственного планирования.

5.Какие основные задачи решаются в процессе макроэкономического планирования?

6. В чем сущность индикативного макроэкономического планирования? Какой вид планирования является альтернативной индикативному планированию?

7. Какова роль индикаторов в системе индикативного планирования?

8. В чем сущность макроэкономического стратегического планирования?
Тема 3. Система методов экономического прогнозирования

1. Классификация прогнозов и планов.

2. Основы методологии прогнозирования и планирования

3. Принципы прогнозирования

4. Этапы прогнозирования

5. Методы прогнозных и плановых расчетов

Термин «система» произошел от греческого слова и означает целое, составленное из частей или соединений. Система планирования представляет собой совокупность организационных форм и методов, посредством которых реализуются требования экономических законов общества. Она включает в себя взаимоувязанные по срокам перспективные и текущие планы социально-экономического развития всех уровней. Задача в этих планах, методы их разработки, показатели, используемые в них, взаимообусловлены. В условиях рыночной экономики в систему планирования входят дна взаимосвязанных направления. Первое - это государственное индикативное планирование на республиканском и региональных уровнях, содержащее разработку научных прогнозов, программ, других плановых документов, направленных на ориентирование производителей товаров и услуг. Индикативное планирование состоит из целей и приоритетов социально-экономического развития государства, системы параметров (индикаторов), соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения. Второе -хозяйственное (внутрифирменное) планирование бизнеса, учитывающее государственные программы, прогнозы, ориентирующее показатели и выполняющее функции организации целенаправленной деятельности, отвечающей интересам хозяйствующего субъекта потребителя его продукции и услуг (рис. 1).

Народно-хозяйственный или социально-экономический план на макро уровне должен определять: