Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие макроэкономического планирования в современных условиях связано с последовательным ростом уровня его формализации.
Математическая модель экономического объекта — его гомоморфное отображение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков, объединяющее группы отношений элементов изучаемого объекта в аналогичные отношения элементов модели. Модель — условный образ объекта, построенного для упрощения исследования последнего. Предполагается, что изучение модели имеет двоякий смысл: дает новые знания об объекте; позволяет определить оптимальное решение применительно к различным ситуациям.
Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария. Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.
Макроэкономические модели описывают экономику как единое целое, связывая между собой укрупненные материальные и финансовые показатели, например, валовой национальный продукт, потребление, инвестиции и государственные расходы; занятость и норму безработицы; процентную ставку и количество денег в обращении.
Микроэкономические модели описывают либо взаимодействие различных структурных и функциональных составляющих экономики, либо поведение какой-либо отдельной составляющей в рыночной среде. Вследствие разнообразия типов экономических элементов и форм их взаимодействия на рынке микроэкономическое моделирование занимает основную часть экономико-математической теории.
Теоретические модели позволяют изучать общие свойства экономики и ее характерных элементов дедукцией выводов из формальных предпосылок.
Прикладные модели дают возможность оценить параметры функционирования конкретного экономического объекта и сформулировать рекомендации для принятия практических решений. К числу прикладных относятся, например, эконометрические модели, оперирующие числовыми значениями экономических переменных и позволяющие статистически значимо оценивать их на основе имеющихся наблюдений.
Равновесные модели занимают важное место в моделировании рыночной экономики и описывают состояния исследуемого объекта, когда результирующая разнообразных ситуаций, стремящихся вывести его из данного состояния, равна нулю.
Нормативный метод в моделировании основан на принципе оптимизации. В теории рыночной экономики оптимизация на микроуровне — это максимизация полезности потребителем или прибыли фирмой, а на макроуровне — результатом рационального выбора поведения экономическими субъектами становится оказывается некоторое состояние равновесия.
В статических моделях описывается состояние экономического объекта в конкретный момент или период времени; обычно фиксируются значения ряда величин, являющихся переменными в динамике, например, капиталообразующих и финансовых инвестиций, издержек производства и обращения, прибыли и цен и т. п.
Динамические модели, включающие взаимосвязи переменных величин во времени, не сводятся к простому суммированию нескольких статических моделей, а описывают различные силы и взаимодействия в экономике, которые определяют в ней ход реальных процессов.
Детерминированные модели предполагают жесткие функциональные связи между переменными величинами модели,
Стохастические модели допускают наличие случайных воздействий на исследуемые показатели и для их описания используют инструментарий теории.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Классификация прогнозов и планов.
2. Основы методологии прогнозирования и планирования
3. Принципы прогнозирования
4. Этапы прогнозирования
5. Методы прогнозных и плановых расчетов
6. Система разрабатываемых планов и значение их показателей
7. Балансовый метод планирования
8. Нормативный метод планирования
9. Программно-целевой метод планирования
10. Метод экстраполяции и экспертных оценок параметров развития в перспективе
11. Организация планирования на макроуровне в РК
Тема 4. Организация прогнозирования и планирования
1. Порядок разработки и утверждения прогнозов и планов
2. Подготовка сценарных условий перспективного развития
3. Информационное обеспечение прогнозирования
4. Организация плановой работы на предприятии
Организационные аспекты разработки стратегического плана предприятия.
Рассмотрение стратегического планирования как непрерывного процесса приводит к выводу о необходимости выработки соответствующей идеологии, что, в свою очередь, требует творческого подхода к этому процессу всех его участников. И в этом смысле нельзя согласиться с распространенным мнением, что стратегическое планирование является исключительной прерогативой высшего руководства предприятия.
Несомненно, что стратегию предприятия вырабатывает именно его высшее руководство, но сам процесс стратегического планирования реализуется персоналом предприятия, поэтому отдельные управленческие решения могут быть достаточно весомыми и нередко определяющими для достижения стратегических целей предприятия. С этой точки зрения, творческое участие в процессе стратегического планирования большого числа работников предприятия является воплощением одного из важнейших принципов планирования в условиях рынка — принципа участия.
Это накладывает определенную ответственность на всю организацию работы плановых служб на предприятии, принципиально изменяя сам смысл и направленность их деятельности.
Если в условиях централизованной системы планирования от работников планово-экономических служб требовалось найти пути для обеспечения выполнения плановых заданий, то в условиях неопределенности внешней среды от них требуется не только умение гибко адаптироваться к ней, но и предложить свои неординарные решения возникающих проблем.
При централизованном планировании план рассматривается как документ, как директива, требующая неукоснительного выполнения.
План в условиях неопределенности превращается в процесс непрерывного планирования, поэтому часто бытующее пренебрежительное отношение к плановику неизбежно должно смениться осознанием важности принимаемых им решений с позиций будущего развития предприятия. Это обстоятельство по-новому ставит вопрос о месте и статусе плановых служб в организационной структуре предприятия.
Организация работы служб предприятия в процессе технико-экономического планирования
Система технико-экономического планирования представляет собой сочетание планирования развития предприятия, бизнес-планирования и инвестиционного проектирования по отдельным бизнес-линиям. План развития предприятия увязывает комплексное планирование технико-технологического, организационного и экономического развития с конкретными путями их достижения.
Общее руководство планированием осуществляет директор по экономике и финансам (традиционно — главный экономист).
Основные расчеты и общий свод производят стратегический центр планирования и подчиненный ему планово-экономический отдел (ПЭО).
В разработке разделов «Плана технико-экономического развития предприятия» участвуют все его службы и подразделения.
Служба маркетинга проводит исследования рынков совместно с работниками соответствующих служб, представляет информацию для руководства предприятия в целях выработки его стратегии, а также руководителям служб и подразделений для выработки совместно с ними их деловой стратегии, определяет бизнес-портфель и номенклатурно-ассортиментный план в соответствии с жизненным циклом товаров, работ, услуг и технологий, отслеживает изменения внешней среды для своевременной адаптации внутренних факторов производства, вырабатывает планы маркетинговых действий по комплексу маркетинга.
План производства и реализации продукции разрабатывает ПЭО совместно с производственным отделом, а также с техническими службами, определяющими наличие и необходимость развития производственных мощностей.
План организационно-технического развития разрабатывается всеми техническими службами — отделом главного технолога (ОГТ), отделом главного конструктора (ОГК), отделом главного механика и энергетика (ОГМ и ОГЭ), отделом капитального строительства (ОКС) и другими службами, а также цехами, производствами или другими производственными подразделениями.
В разработке плана материально-технического обеспечения принимают участие отдел материально-технического обеспечения (ОМТО), ОГТ, коммерческие службы, ОГМ, ОГЭ и др.
План по труду и его оплате разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТ и 3), ОГТ, финансовым отделом (ФО), отделом кадров (ОК).
План по себестоимости и прибыли разрабатывает ПЭО при непосредственном участии производственных подразделений, бухгалтерии, финансового отдела (ФО).
Финансовый план разрабатывает ФО совместно с ПЭО и бухгалтерией. Приведенная схема организации планирования на предприятии является в достаточной степени условной, далеко не исчерпывающей и зависит от масштабов предприятия, принятой организационной структуры. В частности, в описание организации планирования не включены отдел логистики, информационно-вычислительный центр, отдел стандартизации и сертификации, отдел контроллинга и другие, поскольку они существуют далеко не на всех предприятиях.
Кроме того, объективное развитие теории и практики управления вносит постоянные коррективы в построение организационных структур управления предприятиями. Так, развитие теории и практики маркетинга совместно с развитием теории и практики управления привело к пересмотру концепции управления, согласно которой маркетинг представлялся лишь одной из функций менеджмента. Управление предприятием должно быть построено на принципах маркетинга, т.е. подчиняться требованиям маркетинга. В современной трактовке это маркетинговое управление (маркетинг-менеджмент). В этих условиях выделение службы маркетинга не является непременным условием построения организационной структуры управления.
Анализ опыта зарубежных компаний свидетельствует о наличии в системе управления центров стратегического планирования, основной функцией которых является выработка общей стратегии предприятия, что особенно важно в условиях неопределенности внешней среды и инновационного характера развития общественного производства.
Место и статус стратегических центров планирования в организационной структуре предприятия.
Стратегическое планирование как процесс предъявляет определенные требования к организации внутренней среды предприятия. Речь может идти или о реорганизации прежних структур с приданием новых функций существующим подразделениям, или о создании принципиально новых подразделений в соответствии с новыми, нетрадиционными целями и задачами.
В настоящее время введены службы маркетинга, внутреннего аудита, значительно пересмотрена роль финансовых служб и бухгалтерии, усилено значение юридических служб. На многих предприятиях выделены центры ответственности (по доходам, по расходам, по прибыли, по инвестициям и смешанные варианты) для построения эффективной системы управления финансами.