Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 361
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
собой стройную систему и органически связаны друг с другом, а также с нормами других отраслей советского социалистического права. Например, нормы воздушного права, касающиеся регулирования полетов в воздушном пространстве СССР, тесно увязаны с нормами, регулирующими вопросы правового положения экипажей воздушных судов, наземного оборудования, метеорологического обслуживания гражданской авиации и т. д. Нормы воздушного права, регулирующие воздушные перевозки, имеют связь с нормами гражданского права.
3. Систему советского воздушного права образуют взаимосвязанные правовые институты, перечень которых определен Воздушным кодексом СССР.1 Система воздушного права как отрасли воздушного законодательства может быть представлена следующим образом:
1. Общие положения.
2. Воздушные суда.
3. Экипаж воздушных судов.
4. Аэродромы и аэропорты.
5. Полеты в воздушном пространстве СССР.
6. Международные полеты.
7. Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.
8. Международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов.
9. Применение гражданской авиации в отдельных отраслях народного хозяйства.
10. Штрафы, налагаемые в административном порядке органами Министерства гражданской авиации СССР.
Установленная Воздушным кодексом СССР система воздушного законодательства охватывает все стороны деятельности гражданской авиации по использованию воздушного пространства и осуществлению воздушных перевозок и других видов обслуживания народного хозяйства.
4. Советское воздушное право как специальная юридическая дисциплина по своему составу
шире, чем воздушное право как отрасль законодательства. Оно включает в себя ряд специальных разделов теоретического характера.
Наука воздушного права представляет собой не совокупность правовых норм, а совокупность созданных на основе марксистско-ленинской методологии правовых идей и теоретических положений.
Центральный Комитет КПСС в постановлении «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» поставил перед правовыми науками большие задачи: исследование актуальных проблем государственного строительства; развитие социалистической демократии; разработку научных основ государственного управления, правового регулирования хозяйственной жизни и общественных отношений; разработку мер по предотвращению правонарушений, укреплению законности и правопорядка в стране; подготовку научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию советского законодательства; разоблачение реакционной сущности современного империалистического государства и права; изучение международно-правовых проблем и др.2 Эти задачи в полной мере относятся к науке советского воздушного права.
5. Система воздушного права как юридическая дисциплина включает две части: общую и специальную.
В общую часть входят темы, относящиеся к деятельности гражданской авиации в целом:
I. Введение.
II. Предмет и система советского воздушного права.
III. История воздушного права.
IV. Источники воздушного права.
V. Применение воздушного права.
VI. Управление гражданской авиацией в СССР.
VII. Основные принципы регулирования деятельности гражданской авиации в СССР.
VIII. Международные организации гражданской авиации. Специальная часть включает темы, связанные с отдельными сторонами деятельности гражданской авиации. Эта часть курса строится по системе Воздушного кодекса СССР:
I. Гражданские воздушные суда.
II. Экипаж воздушных судов.
III. Аэродромы и аэропорты.
IV. Полеты в воздушном пространстве СССР.
V. Международные полеты.
VI. Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.
VII. Международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов.
VIII. Применение гражданской авиации в отдельных отраслях народного хозяйства.
IX. Штрафы, налагаемые в административном порядке органами Министерства гражданской авиации СССР.
6. Наука воздушного права носит «межотраслевой» характер. Отдельные стороны исследуемых в ней проблем находят свое отражение в других отраслях юридических наук и, прежде всего, в советском административном и гражданском праве. Вопросы управления гражданской авиацией, порядок наложения административных штрафов за нарушение действующих на воздушном транспорте правил и т. д. рассматриваются административным правом. Проблема перевозок исследуется в праве гражданском. Вопросы отвода земель для нужд гражданской авиации относятся к земельному праву. Количество таких примеров можно значительно увеличить. Однако это вовсе не означает, что воздушное право состоит из отдельных институтов или их частей, взятых из различных отраслей советского права. Такой упрощенческий подход может привести к ошибочным выводам. Во-первых, не все институты воздушного права в одинаковой степени анализируются в той или иной отрасли права. Во-вторых, многие проблемы в силу ряда причин не исследуются вообще или исследуются не достаточно глубоко. В-третьих, специалисты различных отраслей советского права нередко объективно лишены возможности комплексно исследовать ту или иную область воздушного права. Вместе с тем воздушное право, будучи самостоятельной юридической дисциплиной, диалектически связано с другими отраслями советского социалистического права, опирается на достижения в области правовых наук.
7. Советское воздушное право как юридическая дисциплина включает элементы международного публичного и частного воздушного права.
1 К международному публичному воздушному праву относятся вопросы о суверенитете на воздушное пространство, межправительственные соглашения о регулярном воздушном сообщении, о правовом положении ИКАО и т.д. Международное частное воздушное право охватывает большое число проблем, связанных с осуществлением международных полетов и международных воздушных перевозок.
1. Советское воздушное право в нашей стране появилось и развивалось вместе с гражданской авиацией.
Однако отдельные правовые нормы, регулирующие полеты летательных аппаратов, начали встречаться значительно раньше, на заре воздухоплавания. Эти нормы носили главным образом запретительный характер. Еще в 1784 г. в России Екатерина II издала указ о запрещении пускать воздушные шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров. Акты аналогичного содержания принимались также в ряде других государств (Франция, Голландия и др.).
В начале XX века в связи с развитием воздухоплавания и появлением авиации появилась идея создания стройной системы воздушного права. Международный юридический комитет авиации в 1913 г. опубликовал проект международного воздушного кодекса. Этот проект включал три книги и содержал более 70 статей. Первая книга (часть) регулировала вопросы международного публичного права: право на воздушное пространство; национальности и регистрации воздушных судов; посадки на сушу и на воду; применения законов при воздушных передвижениях; режима воздушных судов за границей. Вторая книга посвящалась вопросам международного частного воздушного права: возмещения убытков, причиненных воздушными судами; воздушной ипотеки (залога); страхования, Наконец, третья книга была посвящена вопросам регулирования таможенных правил при международных воздушных перевозках. Проект международного воздушного кодекса предусматривал положения о свободе воздушных передвижений и по существу содержал призыв к отказу от суверенитета государств на воздушное пространство. Согласно ст. 1 названного проекта устанавливалось, что воздушное пространство свободно. Однако государства оставляют за собой право принимать меры, необходимые для обеспечения своей безопасности и охраны жизни и имущества жителей. Это положение проекта было отвергнуто.
3. Систему советского воздушного права образуют взаимосвязанные правовые институты, перечень которых определен Воздушным кодексом СССР.1 Система воздушного права как отрасли воздушного законодательства может быть представлена следующим образом:
1. Общие положения.
2. Воздушные суда.
3. Экипаж воздушных судов.
4. Аэродромы и аэропорты.
5. Полеты в воздушном пространстве СССР.
6. Международные полеты.
7. Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.
8. Международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов.
9. Применение гражданской авиации в отдельных отраслях народного хозяйства.
10. Штрафы, налагаемые в административном порядке органами Министерства гражданской авиации СССР.
Установленная Воздушным кодексом СССР система воздушного законодательства охватывает все стороны деятельности гражданской авиации по использованию воздушного пространства и осуществлению воздушных перевозок и других видов обслуживания народного хозяйства.
4. Советское воздушное право как специальная юридическая дисциплина по своему составу
шире, чем воздушное право как отрасль законодательства. Оно включает в себя ряд специальных разделов теоретического характера.
Наука воздушного права представляет собой не совокупность правовых норм, а совокупность созданных на основе марксистско-ленинской методологии правовых идей и теоретических положений.
Центральный Комитет КПСС в постановлении «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» поставил перед правовыми науками большие задачи: исследование актуальных проблем государственного строительства; развитие социалистической демократии; разработку научных основ государственного управления, правового регулирования хозяйственной жизни и общественных отношений; разработку мер по предотвращению правонарушений, укреплению законности и правопорядка в стране; подготовку научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию советского законодательства; разоблачение реакционной сущности современного империалистического государства и права; изучение международно-правовых проблем и др.2 Эти задачи в полной мере относятся к науке советского воздушного права.
5. Система воздушного права как юридическая дисциплина включает две части: общую и специальную.
В общую часть входят темы, относящиеся к деятельности гражданской авиации в целом:
I. Введение.
II. Предмет и система советского воздушного права.
III. История воздушного права.
IV. Источники воздушного права.
V. Применение воздушного права.
VI. Управление гражданской авиацией в СССР.
VII. Основные принципы регулирования деятельности гражданской авиации в СССР.
VIII. Международные организации гражданской авиации. Специальная часть включает темы, связанные с отдельными сторонами деятельности гражданской авиации. Эта часть курса строится по системе Воздушного кодекса СССР:
I. Гражданские воздушные суда.
II. Экипаж воздушных судов.
III. Аэродромы и аэропорты.
IV. Полеты в воздушном пространстве СССР.
V. Международные полеты.
VI. Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.
VII. Международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов.
VIII. Применение гражданской авиации в отдельных отраслях народного хозяйства.
IX. Штрафы, налагаемые в административном порядке органами Министерства гражданской авиации СССР.
6. Наука воздушного права носит «межотраслевой» характер. Отдельные стороны исследуемых в ней проблем находят свое отражение в других отраслях юридических наук и, прежде всего, в советском административном и гражданском праве. Вопросы управления гражданской авиацией, порядок наложения административных штрафов за нарушение действующих на воздушном транспорте правил и т. д. рассматриваются административным правом. Проблема перевозок исследуется в праве гражданском. Вопросы отвода земель для нужд гражданской авиации относятся к земельному праву. Количество таких примеров можно значительно увеличить. Однако это вовсе не означает, что воздушное право состоит из отдельных институтов или их частей, взятых из различных отраслей советского права. Такой упрощенческий подход может привести к ошибочным выводам. Во-первых, не все институты воздушного права в одинаковой степени анализируются в той или иной отрасли права. Во-вторых, многие проблемы в силу ряда причин не исследуются вообще или исследуются не достаточно глубоко. В-третьих, специалисты различных отраслей советского права нередко объективно лишены возможности комплексно исследовать ту или иную область воздушного права. Вместе с тем воздушное право, будучи самостоятельной юридической дисциплиной, диалектически связано с другими отраслями советского социалистического права, опирается на достижения в области правовых наук.
7. Советское воздушное право как юридическая дисциплина включает элементы международного публичного и частного воздушного права.
1 К международному публичному воздушному праву относятся вопросы о суверенитете на воздушное пространство, межправительственные соглашения о регулярном воздушном сообщении, о правовом положении ИКАО и т.д. Международное частное воздушное право охватывает большое число проблем, связанных с осуществлением международных полетов и международных воздушных перевозок.
Глава 3.
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
1. Советское воздушное право в нашей стране появилось и развивалось вместе с гражданской авиацией.
Однако отдельные правовые нормы, регулирующие полеты летательных аппаратов, начали встречаться значительно раньше, на заре воздухоплавания. Эти нормы носили главным образом запретительный характер. Еще в 1784 г. в России Екатерина II издала указ о запрещении пускать воздушные шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров. Акты аналогичного содержания принимались также в ряде других государств (Франция, Голландия и др.).
В начале XX века в связи с развитием воздухоплавания и появлением авиации появилась идея создания стройной системы воздушного права. Международный юридический комитет авиации в 1913 г. опубликовал проект международного воздушного кодекса. Этот проект включал три книги и содержал более 70 статей. Первая книга (часть) регулировала вопросы международного публичного права: право на воздушное пространство; национальности и регистрации воздушных судов; посадки на сушу и на воду; применения законов при воздушных передвижениях; режима воздушных судов за границей. Вторая книга посвящалась вопросам международного частного воздушного права: возмещения убытков, причиненных воздушными судами; воздушной ипотеки (залога); страхования, Наконец, третья книга была посвящена вопросам регулирования таможенных правил при международных воздушных перевозках. Проект международного воздушного кодекса предусматривал положения о свободе воздушных передвижений и по существу содержал призыв к отказу от суверенитета государств на воздушное пространство. Согласно ст. 1 названного проекта устанавливалось, что воздушное пространство свободно. Однако государства оставляют за собой право принимать меры, необходимые для обеспечения своей безопасности и охраны жизни и имущества жителей. Это положение проекта было отвергнуто.