Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Отступления от этого правила допускаются в порядке, установленном Советом Министров СССР. Например, при совершении разовых полетов советских гражданских воздушных судов за границу на основании специального разрешения в состав экипажа могут включаться штурман, бортрадист (экипаж сопровождения) из числа граждан того иностранного государства, над территорией которого будет совершаться международный полет.

1 Инспекторы УУЗ имеют право изымать талоны нарушений только у ЛПС летных училищ.

1 Понятие аэродром включает сухопутные аэродромы и гидроаэродромы, а также вертодромы. Вертодромом называется земельный участок, специально подготовленный для обеспечения взлета, посадки и обслуживания вертолетов.

2 Под эквивалентной одноколесной нагрузкой следует понимать нагрузку от одноколесной опоры самолета, равную (эквивалентную) по силовому эффекту воздействия на покрытие нагрузке от реальной опоры самолета с учетом параметров, количества и схемы расстановки колес на этой опоре (спаренные колеса, многоколесная тележка). Подробнее см. А.А. Бадягин, Е.А. Овруцкий. Проектирование пассажирских самолетов с учетом экономики эксплуатации. М., «Машиностроение», 1964, стр.154-162.

3 В НПП ГА-66 (§37), на наш взгляд, допущена неточность. Там говорится о том, что для аэродромов гражданской авиации устанавливается пять классов и что классификация аэродромов определяется «Наставлением по аэродромной службе в гражданской авиации».

1 Не заносятся в Государственный реестр аэродромы, находящиеся в ведении Министерства обороны, ДОСААФ, а также аэродромы и посадочные площадки для вертолетов авиационной промышленности, предназначенные для опытных работ.

1 Слово «полет» означает передвижение в воздухе (точнее в надземном пространстве – космический полет). Полет воздушного судна – это передвижение летательного аппарата в воздухе. Полет начинается с момента отрыва воздушного судна от земли и заканчивается в момент касания земли при посадке. Однако в гражданской авиации в некоторых случаях слово «полет» употребляется в специальном смысле и охватывает период с момента дачи газа на ВВП для взлета и заканчивается в момент окончания пробега после посадки (например, при определении «летного времени» ЛПС). Таким образом, понятие «полет» в специальном смысле шире понятия «полет» в общепринятом смысле.

2 Вопрос о международных полетах рассматривается ниже.


3 К регулярным относятся транспортные полеты, совершаемые по расписанию.

4 По правилам ИКАО под воздушной трассой (Air way) понимается контролируемый район или его часть, имеющие форму коридора, оборудованные радионавигационными средствами (см. Процедуры для служб воздушной навигации. Doc. 4444-RAC/501/6).

1 Приказ МГА СССР №575 от 2 сентября 1965 г. «О порядке открытия воздушных линий и аэропортов гражданской авиации». М., РИО, 1965.

2 Если воздушная линия пролегает по территории двух и более управлений и ее открытие отнесено к компетенции начальника управления, то она открывается приказом того начальника управления, которому предстоит производить полеты по данной линии и с согласия заинтересованных начальников управлений.

1 См.: НПП ГА-66, 46-52.

2 Для воздушный судов, совершающих испытательные полеты, МГА имеет право устанавливать отступления от требований ст.51 ВК СССР.

3 Объем подготовки и проверок воздушного судна к полету определяется соответствующим руководством по летной эксплуатации самолета данного типа.

4 Приведенное исключение предусмотрено §218 НПП. Применение данного параграфа может встретить определенные трудности: не ясно, применимо ли данное правило к экипажам, постоянно летающим по двум и более воздушным линиям (трассам).

1 Отступление от этого правила допускаются в каждом отдельном случае только с разрешения МГА.

1 Непосредственная опасность – это реально существующая опасность, проявляющаяся в данный момент (а не ожидаемая, возможная в будущем).

1 В приложении №2 к Чикагской конвенции «Правила полетов» дается три вида сигналов, подаваемых воздушными судами: а) сигнал бедствия – означает, что летательному аппарату угрожает серьезная и неминуемая опасность, и он нуждается в немедленной помощи; б) сигнал крайности – означает, что летательный аппарат хочет сообщить о затруднениях, которые вынуждают его произвести посадку, без требования немедленной помощи; в) сигнал опасности – означает, что летательный аппарат собирается передать сообщение, касающееся безопасности навигации или содержащее важное метеорологическое предупреждение.

2 Вынужденной посадкой считается посадка на аэродром или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет по заданию (отказ авиационной техники, встреча с опасными метеоявлениями, потеря ориентировки, недостаток топлива, недостаток светлого времени для дневных полетов, болезнь или ранение членов экипажа или пассажиров).


3 Воздушное судно считается пропавшим без вести, если по истечении срока, в который должен быть израсходован весь имеющийся на борту судна запас топлива, его местонахождение неизвестно (ст.66 ВК СССР).

1 Правила полетов иностранных воздушных судов по международным авиатрассам в воздушном пространстве СССР помещены в Сборник аэронавигационной информации – АИП СССР. Правила устанавливают, что международные полеты над территорией СССР могут производиться только в контролируемом пространстве, где производится диспетчерское обслуживание (международные воздушные трассы и районы аэродромов).

Правила содержат информацию о службе движения в воздушном пространстве СССР. В зоне аэродрома (от земли до 2 эшелона зоны ожидания) – ДПСП; в районе аэродрома (до высоты 4500 м в радиусе 50-100 км) – ДПП; АДП; в районе диспетчерской службы (в границах РДС) – РДП. Авиадиспетчерская служба МГА осуществляет планирование, организацию и координацию полетов непосредственно или через авиадиспетчерскую службу.

Экипажи иностранных воздушных судов должны выполнять установленные правила полетов, а также указания авиадиспетчерской службы.

Правила определяют порядок установки барометрического высотомера, эшелонирование (система СССР), виды полетов и диспетчерских сообщений о полетах, радиосвязь и донесения экипажей.

Специальная глава правил посвящена полетам в контролируемом пространстве по ППП и ПВП. Особо урегулирован вопрос о взлетах и посадках иностранных воздушных судов: взлет по метеоусловиям на аэродромах, выделенных для международных полетов, не ограничивается; на основе проведенной подготовки к полету и полученного диспетчерского разрешения командир корабля принимает самостоятельно решение о возможности взлета с аэродрома, осуществления полета и посадки; командир корабля несет полную ответственность за принятое решение; посадка производится в соответствии с установленными государственными метеорологическими минимумами для аэродромов, выделенных для международных полетов. При погоде ниже минимума посадка самолетов всех типов прекращается.

АИП СССР содержит еще ряд правил: правила перелета государственной границы СССР и др.

1 Ширина международных воздушных трасс на территории СССР установлена 20 км (по 10 км вправо и влево от оси маршрута). В необходимых случаях ширина трассы может быть уменьшена, однако она не должна быть менее 10 км.


1 Опознавательные знаки иностранных воздушных судов должны сообщаться их владельцами до начала регулярных международных полетов или разового полета (ст.74 ВК СССР).

2 Чикагская конвенция 1944 г. в специальной главе определяет условия, которым должны отвечать воздушные суда. Согласно ст.29 Чикагской конвенции «на борту каждого воздушного судна Договаривающегося государства, занятого в международной навигации, должны быть следующие документы в соответствиями с условиями, предписанными настоящей Конвенцией: а) удостоверение о регистрации; b) удостоверение о годности к полетам; с) надлежащие свидетельства на каждого члена экипажа; d) бортовой журнал; е) если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой, – разрешение на бортовую радиостанцию; f) если на борту воздушного судна находятся пассажиры, – список их фамилий с указанием места отправления и назначения; g) если на самолете находится груз, – манифест и подробные декларации о грузе».

1 Так, согласно Воздушному кодексу Польской Народной Республики от 31 мая 1962 г. во время полета в польском воздушном пространстве и во время пребывания на польской территории все воздушные суда и их экипажи, пассажиры и вещи, находящиеся на этих судах, подчиняются действию польских законов, если эти законы не устанавливаю иной порядок. См.: А.Н. Верещагин. Международное воздушное право. М., ИМО, 1966, стр.67.

2 Текст соглашения на русском языке см.: Шоукросс и Бьюмонт. Международное воздушное право. М., изд. иностр. лит., 1957, стр.294-298.

1 Посадки с некоммерческими целями означают любые посадки, кроме посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и почты.

2 Текст соглашения на русском языке см.: Шоукросс и Бьюмонт. Международное воздушное право. М., изд. иностр. лит., 1957, стр.298-304.

3 Участники соглашения о пяти свободах воздуха являются: Боливия, Коста Рика, Сальвадор, Эфиопия, Греция, Исландия, Либерия, Нидерланды, Парагвай, Швеция, Турция (Из 18 государств, ратифицировавших соглашение о 5 свободах воздуха, семь государств, в том числе США, денонсировали название соглашения к 1961 г.).

1 Длительная процедура получения разрешения на нерегулярный международный полет с коммерчески целями нередко делает этот полет неэффективным. Это было одной из причин появления Парижского соглашения о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе (ЕКГА). По этому соглашению разрешается совершать эпизодические полеты над территорией других участников соглашения для целей международных воздушных перевозок пассажиров, грузов и почты. Парижское соглашение 1956 г. является закрытым. Его членами могут быть только участники Европейской конференции гражданской авиации. СССР и страны народной демократии в этом соглашении не участвуют.


1 Под договором понимается соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В силу договора одно лицо (должник) обязуется совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Права и обязанности сторон по гражданско-правовому обязательству обычно являются взаимными, т.е. каждая из сторон имеет определенные права и обязанности по отношению друг к другу. Например, праву пассажира перевезти при себе багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа соответствует обязанность перевозчика принять и перевезти этот багаж, обеспечив его полную сохранность.

1 Ведомости ВС СССР, 1966 г., №25, ст.463. Аналогичные акты приняты в ряде других союзных республик.

1 Пассажирские билеты являются именными. Они действительны в отношении лиц, которыми или для которых они приобретены. Передача или перепродажа билета другому лицу запрещена. В случае обнаружения факта передачи пассажирского билета другому лицу билет отбирается и аннулируется. Стоимость отобранного билета не возвращается. Запрещена также передача другим лицам (в том числе и работникам МГА) служебных билетов.

2 См. Инструкция о порядке выдачи служебных билетов. (Приказ начальника ГУГВФ №370 от 8 июля 1960 г.); Инструкция по применению разовых служебных билетов на внутренних авиалиниях гражданской авиации. (Приказ министра гражданской авиации №25 от 5 января 1966 г.).

3 Сроки годности билетов и сроки перерасчетов по неиспользованным билетам определены ст.7 Правил перевозки.

4 См.: разд. 6 приказа МГА №25 от 5 января 1966 г.

5 Условия договора воздушной перевозки пассажира определены ВК СССР, Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям СССР и другими нормативными актами, изданными на основе ВК СССР.

1 Если багаж превышает норму бесплатного провоза и не может быть отправлен на одном самолете с пассажиром, то он отправляется на другом самолете с оплатой по багажному тарифу. Такой багаж оформляется грузовой накладной (в графе «наименование груза» указывается: «несопровождаемый багаж»).
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19