Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Основными нормативными актами, регулирующими деятельность воздушного транспорта и его отношения с клиентурой, являются: Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик; Воздушный кодекс СССР; Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР (Приказ министра гражданской авиации №750 от 24 ноября 1967 г.); Правила перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР; Правила перевозки опасных грузов; Правила перевозки радиоактивных веществ; Инструкция по перевозке скоропортящихся грузов воздушным транспортом; Руководство по багажным перевозкам на внутренних воздушных линиях ГВФ; Правила применения тарифов на перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов по внутренним линиям ГВФ СССР.

Кроме перечисленных выше актов, вопросы воздушных перевозок регулируются значительным количеством специальных норм права. В частности, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1966 г., установлено, что депутаты Верховного Совета СССР имеют право бесплатного пользования воздушным транспортом на всех внутренних авиационных линиях СССР.1

4. Воздушные перевозки пассажиров осуществляются на основе договора, по которому воздушно-транспортное предприятие (перевозчик) обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставит, пассажиру место, согласно билету, а пассажир обязуется уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы и за провоз багажа (ст.83 ВК СССР).

В договоре воздушной перевозки пассажира участвуют две стороны: перевозчик (воздушно-транспортное предприятие) и пассажир. В качестве перевозчика выступает как воздушно-транспортное предприятие, продавшее билет пассажиру, так и предприятия, которые осуществляют воздушную перевозку или должны ее осуществлять в будущем. Пассажиром воздушного транспорта признается лицо, имеющее билет. На воздушных судах Аэрофлота категорически запрещена перевозка лиц, не имеющих пассажирского билета. Это относится в равной степени и к должностным лицам МГА СССР.
Исключение составляет экипаж воздушных судов, выполняющий полет в соответствии с заданием на полет.

Договор воздушной перевозки пассажира считается заключенным с момента выдачи билета и действует до прибытия пассажира в аэропорт назначения.

5. Пассажирские билеты выдаются гражданам при условии внесения наличными стоимости перевозки или предъявления документов, дающих право на приобретение билета по безналичному расчету (полностью или частично): по воинскому требованию, лимитированной чековой книжке, платежному поручению или другому документу.

Для приобретения пассажирского билета по общему правилу предъявления документа, удостоверяющего личность пассажира, не требуется.1 Однако в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, пассажирские билеты выдаются при предъявлении определенных документов. В частности, требуется предъявление документов при продаже билетов с 50% скидкой для учащихся, при полетах в аэропорты, находящиеся в пограничной зоне, и т.д.

Для полетов по делам службы, к месту отпуска или санаторно-курортного лечения работникам подразделений МГА выдаются служебные билеты.2

Пассажирский билет объединен с багажной квитанцией и называется «билет и багажная квитанция». Значение этого документа состоит в том, что он удостоверяет заключение договори перевозки пассажира (маршрут полета, дату вылета, время вылета, номер рейса, номер места, сведения о бронировании мест в пунктах пересадки или остановки); содержит сведения о багаже пассажира: количество мест; вес багажа, сданного под ответственность перевозчика, вес ручной клади; при перевозке багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза – номер квитанции платного багажа, а при объявлении ценности размер объявленной ценности. Пассажирский билет дает право на получение багажа пассажира в пункте назначения; является документом при перевозке пассажира; содержит сведения об условиях воздушной перевозки пассажира и багажа; отражает факт перевозки детей до 12 лет при взрослом пассажире.

6. Все пассажирские билеты

(за исключением годовых служебных билетов) действительны только для полета на самолете, вылетающем в сроки, указанные в билете. Срок годности билетов с открытой датой при полетах в одном направлении (при наличии остановок или пересадок) 45 дней, обратные билеты с открытой датой вылета действительны в течение 6 месяцев.

Действующими в МГА правилами установлены сроки производства перерасчетов с пассажирами в случае отказа от полета. При отказе от полета по причинам, не зависящим от воздушнотранспортного предприятия, неиспользованный билет должен быть предъявлен к перерасчету в течение 10 суток, если билет был выдан с гарантированной датой, и в течение срока годности билета, если билет был выдан с открытой датой.3

Сроки годности служебных билетов, а также сроки перерасчетов по льготным служебным билетам определены специальными правилами.4

7. Содержание договора воздушной перевозки пассажира составляет совокупность прав и обязанностей сторон.5

По договору перевозки перевозчик обязан: а) перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения; б) предоставить пассажиру определенное место на определенный рейс и дату; в) бесплатно обеспечить предусмотренное правилами обслуживание в аэропорту и на борту самолета; г) в пределах установленной нормы перевезти бесплатно багаж пассажира на одном с ним самолете; д) перевезти детей бесплатно или на льготных условиях (в зависимости от возраста); е) вернуть уплаченные за перевозку суммы в случае отказа от полета в соответствии со ст.88 ВК СССР и Правилами применения тарифов; ж) обеспечить безопасность пассажира во время полета, сохранность сданного им багажа под ответственность перевозчика; з) возместить материальный ущерб за вред, причиненный пассажиру и багажу.

Основные обязанности пассажира: а) уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх нормы бесплатного провоза за перевозку
багажа; б) соблюдать правила пользования воздушным транспортом; в) возместить ущерб, причиненный воздушно-транспортному предприятию в результате несоблюдения установленных правил.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных воздушным законодательством, осуществление прав одной стороны становится обязанностью для другой при наличии соответствующих условий. Так, право пассажира перевозить при себе бесплатно ребенка до 5 лет ограничено тремя детьми на самолете Ан-2 и одним ребенком на самолетах Як-12, Са-45, А-145 и Л-200. Перевозчик имеет право ограничить прием к перевозке багажа пассажира сверх нормы бесплатного провоза и даже отказать в приеме.

8. Осуществляя воздушную перевозку пассажира, воздушно-транспортное предприятие обязуется перевести также принадлежащие ему вещи в пределах установленных норм. Эти вещи перевозятся как багаж или ручная кладь. Под багажом понимаются личные вещи пассажира, сданные им для перевозки воздушно-транспорт-ному предприятию под его ответственность. На багаж выдается багажная квитанция (она объединена с пассажирским билетом формы «К») и отрывной талон номерной багажной бирки. Ручная кладь это личные вещи пассажира, взятые им с собой в кабину самолета под личную ответственность за их сохранность. Багаж и ручная кладь подлежат обязательному взвешиванию.

Помимо багажа и ручной клади, пассажир имеет право провозить с собой вещи, которые не подлежат взвешиванию. Круг таких вещей ограничен. К ним относятся: дамская сумочка или папка; плед; пальто, шуба или плащ; зонтик или трость; печатные издания для чтения в полете; питание для ребенка; детская дорожная колыбелька; кресло-коляска для инвалидов. Пели перечисленные вещи пассажира будут упакованы в багаж пли ручную кладь, то они подлежат взвешиванию на общих основаниях.


9. Каждый пассажир, кроме детей до 5 лет, перевозимых бесплатно, имеет право в пределах установленной нормы бесплатно провозить багаж или ручную кладь. Норма бесплатного провоза зависит от типа самолета, на котором осуществляется воздушная перевозка пассажира. На самолетах 1 класса с газотурбинными двигателями эта норма равна 30 кг,на самолетах 2 и 3 класса и вертолетах 1 и 2 класса 20 кг, на самолетах 4 класса и вертолетах 3 и 4 класса 10 кг.Для членов экипажа самолета норма бесплатного провоза багажа равна 10 кг.

10. Багаж и ручная кладь оформляются багажной квитанцией, которая объединена с пассажирским билетом. В багажной квитанции указывается количество мест и вес багажа. Если пассажир везет с собой багаж в количестве, превышающем норму бесплатного провоза, то в багажной квитанции указывается номер квитанции платного багажа.

К багажу и ручной клади пассажира предъявляется ряд требований:

а) багаж принимается к перевозке только от пассажира по предъявлении пассажирского билета до любого пункта по маршруту следования пассажира и перевозится вместе с пассажиром на одном самолете;

б) по каждому билету от пассажира принимается багаж и ручная кладь в пределах нормы бесплатного провоза багажа (соответственно 30, 20 или 10 кг):багаж и ручная кладь, предъявленные в количестве, превышающем указанную норму, могут быть приняты к перевозке при наличии свободного тоннажа;1

в) вес каждого места багажа и ручной клади не должен превышать пределов, установленных перевозчиком; по общему правилу не принимаются в качестве багажа места весом менее 5 и более 30 кг.Вес ручной клади не должен превышать в одном месте 30 кг.На самолетах с ГТД вес ручной клади ограничен 5 кг;

г) размер багажа и ручной клади не должен превышать 50Х50Х 100 см. Багаж и ручная кладь, превышающие указанный размер, могут быть перевезены лишь с разрешения начальника