Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
Ту-104; класс В – самолеты Ил-18, Ан-10; класс Г – самолеты Ан-24; класс Д – самолеты Ил-14, Ли-2; класс Е – самолеты Як-12. Вертодромы в зависимости от класса эксплуатируемых вертолетов делятся на три класса.
Аэродромы международных воздушных линий стран участниц Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в зависимости от размеров ВПП, а также прочности искусственного покрытия (с учетом количества и схемы колес на опоре) делятся на классы (см. табл. 3).
Таблица3.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала классификацию аэродромов международных воздушных линий и технические требования к ним. В зависимости от размеров ВПП, прочности покрытия аэродромам присваиваются соответствующие кодовые буквы (классы): А, В, С, D, E, F, G.
Приведем некоторые характеристики ВПП аэродромов различных классов, разработанные ИКАО (табл. 4).
Таблица4.
Все аэродромы должны удовлетворять требованиям безопасности взлета, посадки, стоянки воздушных судов и полетов в районе аэродрома. Районом аэродрома является воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему территорией в радиусе около 50 км.В районе аэродрома производятся взлеты и посадки самолетов, выделяются зоны ожидания, зоны для тренировочных полетов, а также воздушные подходы.
Требования к приаэродромной территории и полосам воздушных подходов определены Воздушным кодексом СССР и нормативными актами МГА СССР.
В соответствии со ст. 38 ВК СССР строительство в районе аэродрома зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, должно быть согласовано с МГА СССР. Согласованию подлежит строительство сооружений, проектируемых на расстоянии: 1) до 10 км от границ аэродрома; 2) от 10 до 30 км,если абсолютная отметка их верхней точки превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м и более; 3) до 75 км высотой 200 ми более
Порядок согласования строительства на приаэродромной территории определяется МГА СССР. В зависимости от класса аэродрома и характера возводимых или проектируемых сооружений согласование производится в следующем порядке (табл. 5).
Таблица5.
Рассмотрение и согласование материалов, поступающих в МГА, производится комиссией в составе: председателя – начальника аэродромного отдела Управления наземных сооружений (УНС) МГА; членов – старшего пилота-инспектора летного отдела, инженера-инспектора Главной инспекции ГА, старшего инженера Управления связи и радионавигации (УСиР) МГА, начальника технического отдела Управления капитального строительства (УКС) МГА. Заключение комиссии докладывается первому заместителю министра.
В управлениях и ОАО рассмотрение и согласование материалов производится комиссией в составе: председателя комиссии – заместителя начальника (командира) по наземным службам: членов комиссии – специалистов летной службы, аэродромной службы, службы связи и радионавигации, инспекции по безопасности полетов.
Право подписи заключений по согласованию строительства зданий и сооружений на приаэродромной территории и в районе воздушных трасс предоставлено лицам, на которых возлагается ответственность за правомерность принятых комиссией решении (начальник управления, командир ОАО и соответствующие руководители предприятий и учреждений и их заместители по летном службе).
Порядок согласования строительства зданий и сооружений на приаэродромных территориях и воздушных трассах определен специальной инструкцией.
Нарушение правил, определенных ст. 38 ВК СССР, обязывает организации или граждан произвести в сроки, указанные компетентными органами МГА СССР, снос, перенос или необходимые изменения сооружений за свой счет и своими силами. Во избежание предусмотренных законом нарушений при строительстве в районе аэродромов зданий и сооружений установлено, что отвод земель под строительство намеченных объектов производится соответствующими органами только после получения согласия МГА СССР на это строительство. Согласованию с организациями, в ведении которых находятся аэродромы и аэропорты, подлежит также планировка и перепланировка городов и других населенных пунктов, расположенных в районе аэродрома.
3. Все гражданские аэродромы подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов Союза ССР.1
Государственная регистрация аэродромов классов А, Б, В и Г производится Управлением наземных сооружений МГА СССР, а аэродромов классов Д и Е – управлениями. Основанием для регистрации аэродрома являются документы, удостоверяющие принадлежность аэродрома, акт о техническом состоянии и основной характеристике аэродрома, протокол комиссии, подтверждающий пригодность аэродрома для эксплуатации соответствующими типами самолетов или вертолетов. В соответствии с установленными документами УНС МГА СССР (управление ГА) выдает свидетельство о регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Все изменения, происшедшие в период эксплуатации аэродрома, должны вноситься в Государственный реестр гражданских аэродромов.
Свидетельство о регистрации и годности к эксплуатации аэродрома выдается на срок до трех лет (для аэродромов А, Б, В и Г классов) и до двух лет для аэродромов Д и Е классов. По истечении срока действия свидетельства последнее подлежит продлению, но не более чем на три (два) года. Орган, производящий регистрацию аэродрома, может в определенных случаях отказать в регистрации (с указанием причин отказа). Отказ в регистрации является одновременно запрещением дальнейшей эксплуатации аэродрома. Подразделение, в ведении которого находится аэродром, имеет право в двухнедельный срок обжаловать решение органа, производящего регистрацию аэродрома, в МГА СССР. Решение министра является окончательным.
Министерство гражданской авиации в лице его компетентных органов имеет право запретить эксплуатацию аэродрома (ограничить) на срок или без указания срока, если состояние аэродрома не обеспечивает безопасности полетов или используется с нарушением установленных правил.
При ликвидации аэродрома или прекращении его эксплуатации последний подлежит исключению из Государственного реестра СССР.
4. Аэродромы должны поддерживаться в состоянии, пригодном для эксплуатации: обеспечивать своевременный прием и выпуск в полет воздушных судов, их техническое обслуживание, а также руководство движением воздушных судов в районе аэродрома и на воздушных трассах.
Для опознания аэродромов с воздуха и ориентировки экипажей при взлете и посадке воздушных судов аэродромы (ВПП) подлежат маркировке в соответствии с Наставлением по аэродромной службе в гражданской авиации (НАС ГА-61).
В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов владельцы высоких здании и сооружений, расположенных на приаэродромной территории и в пределах воздушных трасс, обязаны по требованию компетентных органов МГА СССР устанавливать на этих зданиях и сооружениях за свой счет ночные световые и дневные маркировочные знаки, а также радиотехнические устройства (ст. 37 ВК СССР).
В соответствии с требованиями Воздушного кодекса СССР приказом министра гражданской авиации СССР установлены правила дневной маркировки, светового ограждения и радиомаркировки препятствий, находящихся па приаэродромных территориях и воздушных трассах.
5. Аэродромные услуги в аэропортах МГА СССР (посадки, взлеты, техническое обслуживание, стоянки и т.д.) для воздушных судов Аэрофлота предоставляются безвозмездно. С воздушных судов, принадлежащих другим министерствам и ведомствам, а также иностранным авиакомпаниям зa пользование аэродромами взимается плата по установленным тарифам.
Обслуживание иностранных самолетов на территории СССР производится по тарифам, определенным договорами или соглашениями между СССР и иностранными государствами (авиакомпаниями). Так, в соответствии с Соглашением о взаимном предоставлении услуг между Аэрофлотом и Иран Эр установлены сборы за техническое и коммерческое обслуживание в аэропортах Ирана и СССР. Государства и авиакомпании, с которыми СССР не имеет договоров или соглашений о регулярном воздушном сообщении, производят плату за аэродромные услуги в соответствии с утвержденными ставками (приказ МГА СССР № 255 от 27 апреля 1966 г.). В зависимости от максимального взлетного веса предусмотрены посадочные сборы, сборы за стоянку самолета, ставки за техническое и коммерческое обслуживание иностранных самолетов, ставки за услуги цеха бортпитания и уборки самолета, ставки за охрану самолета.
Аэродромы международных воздушных линий стран участниц Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в зависимости от размеров ВПП, а также прочности искусственного покрытия (с учетом количества и схемы колес на опоре) делятся на классы (см. табл. 3).
Таблица3.
Классификационный признак | Вне класса | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Стандартная длина ВПП, м | По консультации не менее 3250 | Не менее 2600 | Не менее 1800 | Не менее 1300 |
Статистическая нагрузка от одной опоры, т | Не менее 35 | Не менее 25 | Не менее 17 | Не менее 12 |
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала классификацию аэродромов международных воздушных линий и технические требования к ним. В зависимости от размеров ВПП, прочности покрытия аэродромам присваиваются соответствующие кодовые буквы (классы): А, В, С, D, E, F, G.
Приведем некоторые характеристики ВПП аэродромов различных классов, разработанные ИКАО (табл. 4).
Таблица4.
Класс аэродрома | Длина ВПП, м | Ширина ВПП, м | Эквивалентная одноколесная нагрузка, кг |
A | 2550 и более | | |
B | от 2150 до 2550 | 45 | 35000 |
C | от 1800 до 2150 | 45 | 27000 |
D | от 1500 до 1800 | 45 | 20000 |
E | от 1280 до 1500 | 45 | 13000 |
F | от 1080 до 1280 | 30 | 7000 |
G | от 900 до 1080 | 30 | 2000 |
Все аэродромы должны удовлетворять требованиям безопасности взлета, посадки, стоянки воздушных судов и полетов в районе аэродрома. Районом аэродрома является воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему территорией в радиусе около 50 км.В районе аэродрома производятся взлеты и посадки самолетов, выделяются зоны ожидания, зоны для тренировочных полетов, а также воздушные подходы.
Требования к приаэродромной территории и полосам воздушных подходов определены Воздушным кодексом СССР и нормативными актами МГА СССР.
В соответствии со ст. 38 ВК СССР строительство в районе аэродрома зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, должно быть согласовано с МГА СССР. Согласованию подлежит строительство сооружений, проектируемых на расстоянии: 1) до 10 км от границ аэродрома; 2) от 10 до 30 км,если абсолютная отметка их верхней точки превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м и более; 3) до 75 км высотой 200 ми более
Порядок согласования строительства на приаэродромной территории определяется МГА СССР. В зависимости от класса аэродрома и характера возводимых или проектируемых сооружений согласование производится в следующем порядке (табл. 5).
Таблица5.
С кем производится согласование | В районе каких аэродромов производится согласование | Что подлежит согласованию | На основании каких документов производится согласование |
С командиром ОАО, | В районе | Строительство | |
начальником | аэродромов класса | зданий, сооружений | |
аэропорта, | Д, Е; посадочных | высотой до 100 м | |
непосредственно | площадок для | включительно, | |
подчиненным | вертолетов и на | воздушных линий | |
начальнику | воздушных трассах | связи и | |
управления, или начальником летных школ и училищ ГА | | электропередач до 110 квт | |
С начальником управления | В районе аэродромов ГА классов А, Б, В и Г | Строительство зданий, сооружений, воздушных линий связи и электропередач независимо от напряжения, а также всех сооружений высотой более 100 м, проектируемых на расстоянии до 75 км от границ аэродрома и на высоковольтных и на воздушных трассах, линиях электропередач напряжением в 110 квт | На основании заключений предприятий, непосредственно подчиненных начальнику управления, а также школ и училищ, находящихся на территории этого управления |
С начальником управления | На территории или в районе аэродромов классов Д и Е | Проекты развития, планировки и перепланировки городов и других населенных пунктов | |
С министром ГА СССР | В районе аэродромов Московского авиаузла (на территории 100 км Московской зоны) | Строительство зданий и воздушных линий связи и электропередач независимо от напряжения | На основании заключений соответствующих управлений ГА |
С министром ГА СССР | На территории или в районе аэродромов классов А, Б, В и Г | Проекты развития, планировки и перепланировки городов и других населенных пунктов | На основании заключений соответствующих управлений ГА |
Рассмотрение и согласование материалов, поступающих в МГА, производится комиссией в составе: председателя – начальника аэродромного отдела Управления наземных сооружений (УНС) МГА; членов – старшего пилота-инспектора летного отдела, инженера-инспектора Главной инспекции ГА, старшего инженера Управления связи и радионавигации (УСиР) МГА, начальника технического отдела Управления капитального строительства (УКС) МГА. Заключение комиссии докладывается первому заместителю министра.
В управлениях и ОАО рассмотрение и согласование материалов производится комиссией в составе: председателя комиссии – заместителя начальника (командира) по наземным службам: членов комиссии – специалистов летной службы, аэродромной службы, службы связи и радионавигации, инспекции по безопасности полетов.
Право подписи заключений по согласованию строительства зданий и сооружений на приаэродромной территории и в районе воздушных трасс предоставлено лицам, на которых возлагается ответственность за правомерность принятых комиссией решении (начальник управления, командир ОАО и соответствующие руководители предприятий и учреждений и их заместители по летном службе).
Порядок согласования строительства зданий и сооружений на приаэродромных территориях и воздушных трассах определен специальной инструкцией.
Нарушение правил, определенных ст. 38 ВК СССР, обязывает организации или граждан произвести в сроки, указанные компетентными органами МГА СССР, снос, перенос или необходимые изменения сооружений за свой счет и своими силами. Во избежание предусмотренных законом нарушений при строительстве в районе аэродромов зданий и сооружений установлено, что отвод земель под строительство намеченных объектов производится соответствующими органами только после получения согласия МГА СССР на это строительство. Согласованию с организациями, в ведении которых находятся аэродромы и аэропорты, подлежит также планировка и перепланировка городов и других населенных пунктов, расположенных в районе аэродрома.
3. Все гражданские аэродромы подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов Союза ССР.1
Государственная регистрация аэродромов классов А, Б, В и Г производится Управлением наземных сооружений МГА СССР, а аэродромов классов Д и Е – управлениями. Основанием для регистрации аэродрома являются документы, удостоверяющие принадлежность аэродрома, акт о техническом состоянии и основной характеристике аэродрома, протокол комиссии, подтверждающий пригодность аэродрома для эксплуатации соответствующими типами самолетов или вертолетов. В соответствии с установленными документами УНС МГА СССР (управление ГА) выдает свидетельство о регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Все изменения, происшедшие в период эксплуатации аэродрома, должны вноситься в Государственный реестр гражданских аэродромов.
Свидетельство о регистрации и годности к эксплуатации аэродрома выдается на срок до трех лет (для аэродромов А, Б, В и Г классов) и до двух лет для аэродромов Д и Е классов. По истечении срока действия свидетельства последнее подлежит продлению, но не более чем на три (два) года. Орган, производящий регистрацию аэродрома, может в определенных случаях отказать в регистрации (с указанием причин отказа). Отказ в регистрации является одновременно запрещением дальнейшей эксплуатации аэродрома. Подразделение, в ведении которого находится аэродром, имеет право в двухнедельный срок обжаловать решение органа, производящего регистрацию аэродрома, в МГА СССР. Решение министра является окончательным.
Министерство гражданской авиации в лице его компетентных органов имеет право запретить эксплуатацию аэродрома (ограничить) на срок или без указания срока, если состояние аэродрома не обеспечивает безопасности полетов или используется с нарушением установленных правил.
При ликвидации аэродрома или прекращении его эксплуатации последний подлежит исключению из Государственного реестра СССР.
4. Аэродромы должны поддерживаться в состоянии, пригодном для эксплуатации: обеспечивать своевременный прием и выпуск в полет воздушных судов, их техническое обслуживание, а также руководство движением воздушных судов в районе аэродрома и на воздушных трассах.
Для опознания аэродромов с воздуха и ориентировки экипажей при взлете и посадке воздушных судов аэродромы (ВПП) подлежат маркировке в соответствии с Наставлением по аэродромной службе в гражданской авиации (НАС ГА-61).
В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов владельцы высоких здании и сооружений, расположенных на приаэродромной территории и в пределах воздушных трасс, обязаны по требованию компетентных органов МГА СССР устанавливать на этих зданиях и сооружениях за свой счет ночные световые и дневные маркировочные знаки, а также радиотехнические устройства (ст. 37 ВК СССР).
В соответствии с требованиями Воздушного кодекса СССР приказом министра гражданской авиации СССР установлены правила дневной маркировки, светового ограждения и радиомаркировки препятствий, находящихся па приаэродромных территориях и воздушных трассах.
5. Аэродромные услуги в аэропортах МГА СССР (посадки, взлеты, техническое обслуживание, стоянки и т.д.) для воздушных судов Аэрофлота предоставляются безвозмездно. С воздушных судов, принадлежащих другим министерствам и ведомствам, а также иностранным авиакомпаниям зa пользование аэродромами взимается плата по установленным тарифам.
Обслуживание иностранных самолетов на территории СССР производится по тарифам, определенным договорами или соглашениями между СССР и иностранными государствами (авиакомпаниями). Так, в соответствии с Соглашением о взаимном предоставлении услуг между Аэрофлотом и Иран Эр установлены сборы за техническое и коммерческое обслуживание в аэропортах Ирана и СССР. Государства и авиакомпании, с которыми СССР не имеет договоров или соглашений о регулярном воздушном сообщении, производят плату за аэродромные услуги в соответствии с утвержденными ставками (приказ МГА СССР № 255 от 27 апреля 1966 г.). В зависимости от максимального взлетного веса предусмотрены посадочные сборы, сборы за стоянку самолета, ставки за техническое и коммерческое обслуживание иностранных самолетов, ставки за услуги цеха бортпитания и уборки самолета, ставки за охрану самолета.