Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
административным санкциям следует отнести изъятие талона нарушения из свидетельства летно-подъемного состава. Талоны нарушения введены в целях своевременного и эффективного воздействия на лиц, нарушающих требования документов, регламентирующих летную работу, а также для более точного учета случаев нарушения летно-подъемным составом, Воздушного кодекса СССР, Основных правил полетов на территории СССР, НПП ГА, НШС ГА, НИАС ГА, и других нарушении, угрожающих безопасности полетов. Круг лиц, имеющих право изъятия талонов нарушений, и порядок изъятия талонов определен § 174, 175 и 176 Положения о присвоении классов специалистам гражданской авиации СССР и выдаче свидетельств летно-подъемному составу (Приказ начальника ГУГВФ № 266 от 20 апреля 1964 г. с последующими дополнениями и изменениями);
Дисциплинарные санкции. Состоят в применении мер дисциплинарного воздействия за нарушения, как правило, обязанностей по службе, не преследуемые в уголовном порядке.
Так, дисциплинарная ответственность работников эксплуатационных подразделений и некоторых других организаций гражданской авиации согласно Дисциплинарному уставу ГА может иметь место в случае совершения ими служебных проступков. В соответствии с п. 13 Дисциплинарного устава дисциплинарными взысканиями являются: замечание; выговор; строгий выговор; лишение нагрудного знака «Отличник Аэрофлота»; перевод на другую, нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или понижение в должности; освобождение от летной работы или руководства движением и перевод на другую работу, с учетом профессии или квалификации, на срок до 1 года; освобождение от летной работы или руководства движением с изъятием соответствующего свидетельства, с предоставлением работы с учетом профессии или квалификации; увольнение.
Дисциплинарный устав ГА точно определяет круг должностных лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания, а также порядок наложения дисциплинарных взысканий.
8. Изложение правовых норм в законах и других нормативных актах производится в статьях, параграфах или пунктах. При этом следует иметь в виду, что статьи закона могут не совпадать со структурой правовых норм. Отождествление правовой нормы и статьи закона могут привести к неправильному применению законодательства. Неправильно полагать, что в НПП ГА-66, насчитывающем 706 параграфов, содержится 706 норм права. В одной статье может быть несколько правовых норм, и наоборот, одна правовая норма по структурным элементам может находиться в нескольких статьях закона и даже в разных нормативных актах. Это вопрос законодательной техники. Например, ст.52 включает пять правовых норм: 1) каждый полет воздушного судна должен производиться соответствии с планом полета, утвержденным в установленном порядке; 2) отступления от плана полета допускаются лишь с разрешения службы руководства движением; 3) все указания службы руководства движением являются обязательными для экипажей воздушных судов и должны беспрекословно ими выполняться; 4) однако в случае явной угрозы безопасности полета командир воздушного судна, действуя в соответствии с установленными правилами полетов, может в зависимости от сложившейся обстановки принимать самостоятельное решение с отступлением от плана полета и указаний службы руководства движением; 5) о принятом решении командир воздушного судна обязан немедленно сообщить службе руководства движением.
Другой пример. Перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленный срок (ст.97 ВК СССР). За просрочку в доставке груза перевозчик! уплачивает грузополучателю штраф в размере 5% провозной платы за каждые просроченные сутки, но не более 50% провозной платы (ст.106 ВК СССР). Санкции за нарушения НПП ГА в зависимости от тяжести совершенного правонарушения находятся
в ст.84 и 85 УК РСФСР или п.13 Дисциплинарного устава ГА. В некоторых случаях законодатель может опустить тот или иной структурный элемент правовой нормы (в частности, диспозицию или гипотезу), если из смысла этот элемент очевиден. Например, согласно §317 НПП ГА-66 интервалы между взлетами, выполняемыми по ПВП, должны быть не менее одной минуты (диспозиция). В данном параграфе не указана гипотеза – обстоятельства, при которых следует руководствоваться этой нормой. Однако гипотеза здесь очевидна – указанным правилом следует пользоваться, когда выполняются полеты (взлеты) по правилам визуальных полетов.
9. В каждом государстве действует большое количество правовых норм. Их совокупность, как мы уже отмечали, и составляет право того или иного государства. Но это не механическая совокупность. Все правовые нормы сведены в определенную систему. Система права – это исторически сложившееся внутреннее единство и деление правовых норм на отрасли права. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в определенной области общественной жизни.
Система советского права принципиально отличается от системы буржуазного права, закрепляющего господство частной капиталистической собственности, непримиримое противоречие между интересами личности и общества. Для буржуазного права характерно деление на две части: публичное право, регулирующее отношения между государством и гражданином в целях охраны интересов эксплуататорских классов в целом, и частное право, защищающее частнособственнические интересы отдельных капиталистов.
Система советского права не предусматривает деления права на публичное и частное, так как социалистическая собственность исключает антагонистические противоречия между интересами общества и личности.
В основу деления советского права на отрасли положен предмет регулирования, а также метод регулирования. Система советского социалистического права включает следующие отрасли права: 1) государственное,
2) административное,3) уголовное, 4)
гражданское, 5) трудовое, 6) колхозное, 7) семейное, 8) гражданско-процессуальное, 9) уголовно-процессуальное.
Отрасли советского социалистического права могут иметь (и имеют) ответвления (подотрасли). Например, административное право имеет подотрасли: финансовое право, земельное право, административно-хозяйственное право.
Интересы регулирования отдельных областей народного хозяйства, видов деятельности выдвигают и будут выдвигать в дальнейшем образование отраслей законодательства или правовой науки. К таким отраслям относятся воздушное и морское право.
Развитие науки и техники также могут вызвать появление новых отраслей науки права. Так, успехи в области исследования космоса привели к образованию (и бурному развитию) космического права.1
Отношения между государствами регулируются международным правом. В международном праве различают международное публичное право, регулирующее отношения между государствами (оно выражается в двухсторонних и многосторонних договорах и соглашениях), и международное частное право, регулирующее отношения с участием иностранного элемента.
1. Советское воздушное право является составной частью советского социалистического права. Предмет воздушного права составляют общественные отношения, возникающие при использовании воздушного пространства. При этом к воздушному праву относятся лишь те общественные отношения, которые непосредственно связаны с деятельностью гражданской авиации. В частности, воздушным правом регулируются отношения, связанные с выполнением полетов в воздушном пространстве, требования к экипажам и воздушным судам гражданской авиации, к аэродромам и аэропортам и т. д. Не относятся к воздушному праву отношения, возникающие в связи с полетами космических объектов через атмосферу при взлетах и посадках. Не регулируются воздушным правом полеты воздушных судов, входящих в состав вооруженных сил страны.
Вместе с тем не все виды деятельности гражданской авиации регулируются воздушным правом. Та область деятельности органов гражданской авиации, которая непосредственно не связана с использованием воздушного пространства в целях осуществления воздушных перевозок и других видов обслуживания народного хозяйства СССР регулируется нормами других отраслей социалистического права. Так, вопросы поставок оборудования и имущества для нужд гражданской авиации регулируются нормами гражданского права.
Советское воздушное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования воздушного пространства СССР и деятельность гражданской авиации в целях охраны интересов советского государства, обеспечения безопасности полетов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан в воздушных передвижениях и других применениях авиации.
2. Порядок использования воздушного пространства и деятельности гражданской авиации подробно регламентирован в соответствующих нормах права. Эти нормы представляют
Дисциплинарные санкции. Состоят в применении мер дисциплинарного воздействия за нарушения, как правило, обязанностей по службе, не преследуемые в уголовном порядке.
Так, дисциплинарная ответственность работников эксплуатационных подразделений и некоторых других организаций гражданской авиации согласно Дисциплинарному уставу ГА может иметь место в случае совершения ими служебных проступков. В соответствии с п. 13 Дисциплинарного устава дисциплинарными взысканиями являются: замечание; выговор; строгий выговор; лишение нагрудного знака «Отличник Аэрофлота»; перевод на другую, нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или понижение в должности; освобождение от летной работы или руководства движением и перевод на другую работу, с учетом профессии или квалификации, на срок до 1 года; освобождение от летной работы или руководства движением с изъятием соответствующего свидетельства, с предоставлением работы с учетом профессии или квалификации; увольнение.
Дисциплинарный устав ГА точно определяет круг должностных лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания, а также порядок наложения дисциплинарных взысканий.
8. Изложение правовых норм в законах и других нормативных актах производится в статьях, параграфах или пунктах. При этом следует иметь в виду, что статьи закона могут не совпадать со структурой правовых норм. Отождествление правовой нормы и статьи закона могут привести к неправильному применению законодательства. Неправильно полагать, что в НПП ГА-66, насчитывающем 706 параграфов, содержится 706 норм права. В одной статье может быть несколько правовых норм, и наоборот, одна правовая норма по структурным элементам может находиться в нескольких статьях закона и даже в разных нормативных актах. Это вопрос законодательной техники. Например, ст.52 включает пять правовых норм: 1) каждый полет воздушного судна должен производиться соответствии с планом полета, утвержденным в установленном порядке; 2) отступления от плана полета допускаются лишь с разрешения службы руководства движением; 3) все указания службы руководства движением являются обязательными для экипажей воздушных судов и должны беспрекословно ими выполняться; 4) однако в случае явной угрозы безопасности полета командир воздушного судна, действуя в соответствии с установленными правилами полетов, может в зависимости от сложившейся обстановки принимать самостоятельное решение с отступлением от плана полета и указаний службы руководства движением; 5) о принятом решении командир воздушного судна обязан немедленно сообщить службе руководства движением.
Другой пример. Перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленный срок (ст.97 ВК СССР). За просрочку в доставке груза перевозчик! уплачивает грузополучателю штраф в размере 5% провозной платы за каждые просроченные сутки, но не более 50% провозной платы (ст.106 ВК СССР). Санкции за нарушения НПП ГА в зависимости от тяжести совершенного правонарушения находятся
в ст.84 и 85 УК РСФСР или п.13 Дисциплинарного устава ГА. В некоторых случаях законодатель может опустить тот или иной структурный элемент правовой нормы (в частности, диспозицию или гипотезу), если из смысла этот элемент очевиден. Например, согласно §317 НПП ГА-66 интервалы между взлетами, выполняемыми по ПВП, должны быть не менее одной минуты (диспозиция). В данном параграфе не указана гипотеза – обстоятельства, при которых следует руководствоваться этой нормой. Однако гипотеза здесь очевидна – указанным правилом следует пользоваться, когда выполняются полеты (взлеты) по правилам визуальных полетов.
9. В каждом государстве действует большое количество правовых норм. Их совокупность, как мы уже отмечали, и составляет право того или иного государства. Но это не механическая совокупность. Все правовые нормы сведены в определенную систему. Система права – это исторически сложившееся внутреннее единство и деление правовых норм на отрасли права. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в определенной области общественной жизни.
Система советского права принципиально отличается от системы буржуазного права, закрепляющего господство частной капиталистической собственности, непримиримое противоречие между интересами личности и общества. Для буржуазного права характерно деление на две части: публичное право, регулирующее отношения между государством и гражданином в целях охраны интересов эксплуататорских классов в целом, и частное право, защищающее частнособственнические интересы отдельных капиталистов.
Система советского права не предусматривает деления права на публичное и частное, так как социалистическая собственность исключает антагонистические противоречия между интересами общества и личности.
В основу деления советского права на отрасли положен предмет регулирования, а также метод регулирования. Система советского социалистического права включает следующие отрасли права: 1) государственное,
2) административное,3) уголовное, 4)
гражданское, 5) трудовое, 6) колхозное, 7) семейное, 8) гражданско-процессуальное, 9) уголовно-процессуальное.
Отрасли советского социалистического права могут иметь (и имеют) ответвления (подотрасли). Например, административное право имеет подотрасли: финансовое право, земельное право, административно-хозяйственное право.
Интересы регулирования отдельных областей народного хозяйства, видов деятельности выдвигают и будут выдвигать в дальнейшем образование отраслей законодательства или правовой науки. К таким отраслям относятся воздушное и морское право.
Развитие науки и техники также могут вызвать появление новых отраслей науки права. Так, успехи в области исследования космоса привели к образованию (и бурному развитию) космического права.1
Отношения между государствами регулируются международным правом. В международном праве различают международное публичное право, регулирующее отношения между государствами (оно выражается в двухсторонних и многосторонних договорах и соглашениях), и международное частное право, регулирующее отношения с участием иностранного элемента.
Глава 2.
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
1. Советское воздушное право является составной частью советского социалистического права. Предмет воздушного права составляют общественные отношения, возникающие при использовании воздушного пространства. При этом к воздушному праву относятся лишь те общественные отношения, которые непосредственно связаны с деятельностью гражданской авиации. В частности, воздушным правом регулируются отношения, связанные с выполнением полетов в воздушном пространстве, требования к экипажам и воздушным судам гражданской авиации, к аэродромам и аэропортам и т. д. Не относятся к воздушному праву отношения, возникающие в связи с полетами космических объектов через атмосферу при взлетах и посадках. Не регулируются воздушным правом полеты воздушных судов, входящих в состав вооруженных сил страны.
Вместе с тем не все виды деятельности гражданской авиации регулируются воздушным правом. Та область деятельности органов гражданской авиации, которая непосредственно не связана с использованием воздушного пространства в целях осуществления воздушных перевозок и других видов обслуживания народного хозяйства СССР регулируется нормами других отраслей социалистического права. Так, вопросы поставок оборудования и имущества для нужд гражданской авиации регулируются нормами гражданского права.
Советское воздушное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования воздушного пространства СССР и деятельность гражданской авиации в целях охраны интересов советского государства, обеспечения безопасности полетов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан в воздушных передвижениях и других применениях авиации.
2. Порядок использования воздушного пространства и деятельности гражданской авиации подробно регламентирован в соответствующих нормах права. Эти нормы представляют