Файл: Особое значение в формировании имиджа организации имеет имидж ее первого лица, так называемого лидера организации.rtf
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- эʙристическая функция сосредоточиʙаетʙнимание специалиста на реализации сʙоеготʙорческого потенциала ʙ профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произʙедения;
- психотерапеʙтическая функция заключается ʙ осознании сʙоей значимости, психологической устойчиʙости, уʙеренности, оптимизме;
- коммуникатиʙная функция позʙоляет специалисту позитиʙноорганизоʙать и осущестʙлять общение на ʙсехуроʙнях, получать от него максимум информации, а также ʙоздейстʙоʙать на собеседника либо аудиторию ʙ нужном для себя напраʙлении
Функции имиджа сʙидетельстʙуют о его значении ʙ гармонизации ʙнутреннего мира челоʙека и формироʙании адаптационной способности к позитиʙным и негатиʙным изменениям окружающей среды.
Подʙодя итог ʙышесказанному, следует отметить, что имидж – это характеристика, присущая челоʙеку, группе людей, а также тоʙарулибо услуге, предстаʙляющая собой образ того либо иного объекта, ʙоспринимаемый аудиторией1. Имидж обладает сложной многоуроʙнеʙой структурой, которая определяется его носителем и обуслоʙлиʙаетмножестʙоподходоʙ к его трактоʙанию. Яʙляясь на сегодняшний день одной из ключеʙых характеристик сʙоего носителя имидж ʙыполняет ряд ʙажнейших функций как ʙ коммуникационном процессе, так и в процессах социализации и личностного развития.
1.3 Имидж и профессиональные качества руководителя
Имидж руководителя считается важным фактором эффективности организации. С одной стороны, имидж руководителя во многом определяет имидж организации в целом. С другой стороны, имидж руководителя непосредственносвязан с процессом управления сотрудниками организации.
Профессионализм руководителя и персонала определяет деятельность любой организации.Именно от профессионализма руководителя зависит уровень корпоративной культуры,мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деловитости,имидж организации, внешняя конкурентоспособность организации на рынке и др.
Имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке как о руководителе. Имидж считается составной частью управленческой деловитости, а обладание им — существенная профессиональная характеристика руководителя. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональныйавторитет, выше общественная репутация организации, которую он представляет1.
Новые социально-экономические условия актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитымиуправленческими
способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели всвой имидж2.
Анализ литературных источников и опыт работы ведущих специалистов в этой областипозволили выяснить сделать вывод, что имидж руководителя считается одной из составляющихего профессиональной компетентности, а так же механизма его личностного и профессионального развития.
Формирование имиджа руководителя будет успешным, ежели обеспечиваютсяследующие условия:
- процесс формирования имиджа руководителя носит поэтапный характер;
- этот процесс направлен на экстериоризацию внутренних качеств руководителя;
- при создании и коррекции имиджа учитывается доминирование профессионального компонента;
- качествами, определяющими формирование имиджа руководителя, выступают психологические свойства личности: стрессоустойчивость, саморазвитие, готовность к риску, ценностные ориентации, надежность, умение излагать мысли.
Имидж руководителя может пониматься в двух смыслах — широком и узком. Имидж в узком смысле — это исключительно визуальная, внешняя сторона субъекта, символический образ, оформляемый с помощью некоторого языка, который понимается как в синтаксическом,так и в семантическом значении.
Имидж в широком смысле предполагает сложную взаимосвязь качественно различающихся, разнородных явлений телесной и духовной природы, гармоничную совокупность внутренних и внешних проявлений человека1.
Личность руководителя — это прижизненно возникающее психологическое образование,представляющее собой социальную сообразно своей природе систему качеств и мотивационно—потребностных отношений. Каждый руководитель предстает одновременно и как профессионал, и как личность, и как индивидуальность.
Личностные факторы формирования имиджа руководителя:
- общие качества;
- направленность организаторской деловитости;
- индивидный диапазон;
- индивидуальный стиль;
- подготовленность к деловитости;
- специфические свойства;
- склонность к организаторской деловитости.
Модель имиджа руководителя состоит из следующих компонентов: природного — ядроимиджа; профессионального, психологического и поведенческого — внутренний уровень и визуального — внешний уровень. Доминирующее влияние оказывает профессионально—психологический компонент.
Модель имиджа развивается и изменяется под воздействием социальной среды. Зависит отособенностей профессиональной деловитости личности и социально-экономических факторовразвития общества1.
Имидж руководителя считается совокупностью внешних характеристик и внутренних качеств2. Это интегральное профессионально-психологическое образование, способствующее успешности руководителя в управленческом взаимодействии с партнерами, конкурентами, в общении с коллегами и определяющее его профессионально-психологическое развитие.
Наиболее приоритетными профессионально-психологическими качествами руководителясчитаются: стрессоустойчивость, сформированность ценностных ориентаций, направленностьличности на дело, надёжность, готовность к риску, потребность в саморазвитии, ответственность,надёжность, порядочность, умение слушать и излагать свои мысли, умение рисковать.
Имидж руководителя никак не может формироваться отдельно от егопрофессиональных качеств специалиста.
Быть признанным в своейпрофессиональной области – мечта многих руководителей. Но, пожалуй, никак не каждый четко представляет себе систему элементов, из которых складываетсяавторитет. Виной тому и недостаточная отлаженность административныхмеханизмов в нашей стране и недостаточная информированность, аследовательно, и неумение проанализировать в полном объеме уровень своегопрофессионализма, невозможность отыскать оптимальные путисамосовершенствования и неспособность грамотно позиционировать себя какпрофессионала. Только в последние десятилетия руководители получили болееширокий доступ к специальной литературе сообразно данному вопросу.
Выделяют следующие составляющие профессионализма современногоменеджера3
1) профессиональная востребованность
2) профессиональная пригодность
3) профессиональная компетентность
4) профессиональная удовлетворенность
5) профессиональный успех
Рассмотрим подробнее их содержание.
1) Поскольку становление в нашей стране рыночной экономики привело кувеличению потребности в грамотных управленцах, то данный специфическийвид деловитости остается в настоящее время актуальным и престижным.Индивидуальная же востребованность руководителя зависит в наибольшейстепени от личностных, интеллектуальных и профессиональных качествконкретного человека.
2) Под профессиональной пригодностью понимают природноесоответствие человека избираемому виду деловитости, то есть особенности егонервной системы, мышления, иногда и внешние параметры. Один изпсихологических законов управления, закон соответствия, гласит, что успехделовитости сотрудника зависит от соответствия его склонностей и способностейопределенным видам работ
2. У каждого человека имеется индивидуальная «зонауспеха» – та сфера, которая бы полностью соответствовала его возможностям. никак не зря говорят: «Не бывает бесталанных людей. Бывают люди никак не на своем месте».Данный постулат сообразно содержанию дополняется законом прямой зависимостиуспехов в работе человека от уровня развития его способностей. Таким образом,можно отбирать сотрудников, пригодных для управленческой деловитости,руководствуясь достаточно четким списком требований к кандидату(профессиограммой), и обезопасить организацию от непродуктивныхруководителей.
3) Профессиональная компетентность менеджера основывается на знанияхоб управленческой деловитости и всего, что с ней связано, а также нанакопленном опыте их использования. В качестве критериев оценкипрофессиональной компетентности можно назвать следующие: степенькатегоричности суждений, обязательность, умение предупреждать иконструктивно разрешать конфликты, планировать свое рабочее время,своевременно реагировать на инновации, систематически поощрять подчиненныхкак морально, так и материально.
4) Профессиональная удовлетворенность руководителя своейдеятельностью труднодостижима, главным образом, потому, что результатыработы зависят никак не от него одного.
Поэтому в качестве критериев результативности деловитостируководителя выделяют1:
- достижение поставленных целей и задач
- бережное отношение к здоровью и личному достоинству людей
- улучшение условий труда для подчиненных
- собственное профессиональное развитие и развитие мастерства персонала
- активизация делового интереса подчиненных к инновациям
- создание условий для перспективного развития организации
Чем ярче просчитаются данные критерии в деловитости руководителя,тем выше его удовлетворенность своим трудом.
5) Профессиональный успех – это результат, складывающийся изприродных задатков, способностей, индивидуального стиля деловитости,мотивации и усилий, затраченных на достижение.
В то же время, успех считается двигателем, который способствуетдальнейшему повышению мастерства руководителя, так как победа окрыляет ипомогает преодолевать новые препятствия на пути к следующей, болеесложной цели.
Профессиональный успех – это результат кропотливой работыруководителя над собой, а значит, и результат его эффективного имиджа. Всвою очередь, достижение успеха в своей профессиональной области всегдаобогащает имидж человека, делая его более авторитетным и значимым в глазахокружающих.
1.4 Нравственная составляющая имиджа
Бизнес – дело достаточно жесткое. однако цивилизованный бизнес смягчает этужесткость тонкой настройкой правил поведения, никак не позволяющих конкуренциипревратиться в экономический разбой и помогающих сохранить личноедостоинство.
Успех дела во многом зависит от того, как сумеет руководитель наладитьотношения среди сотрудников, каковы его отношения с деловыми партнерами, как он умеет вести дело. Соблюдение правил этикета – непременное условиетакого рада1.
Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основныхтребований: ответственности за дело и уважения к коллегам.
Служебные отношения настолько отличаются от бытовых, что накладываютсвой отпечаток на этикет.
Деловая жизнь связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями,значительным риском, что вызывает значительную вероятность возникновенияконфликтов – межличностных и межгрупповых.
Особые требования предъявляется к взаимоотношениям начальника иподчиненного. Обычно руководитель — ключевая фигура в коллективе. Оттого, как он ведет себя с людьми. Каким образом и во что он вмешивается(либо никак не вмешивается), что он делает для своих подчиненных, зависит оченьмногое.
Руководитель никогда никак не приобретет высокий авторитет и уважение, ежелибудет строить служебные отношения на основе личных симпатий. Емунеобходимо постоянно помнить о нормах поведения, воспитывать в себепривычку и потребность соблюдать их в любых ситуациях. Нужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладатьруководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полноепонимание подчиненных2.
Руководитель будет лучше воспринят людьми, ежели:
- он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный либо партнер);
- он будет обращаться к сослуживцам сообразно имени и отчеству;
- он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на Вы;
- он никак не будет без особой необходимости отдавать распоряжения через голову нижестоящего руководителя