Файл: Вопросы экзаменационных билетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) репродуктивныевключающие пересказ, сообщение, информацию. Единица обучения – монологическое единство. Суть операции – изложение речевого материала учениками, побуждаемое либо содержащимся в нем стимулом, либо предписанием;

4) дискриптивныевключающие описание визуальных материалов (картинок, диа- и видеофильмов). Суть операции – переложение на звуковой код зрительного ряда, имеющего содержание (фабулу);

5) диспутивныевключающие учебную дискуссию и комментирование. Единица обучения – связное высказывание различной протяженности. Суть операции – реакция на определенную экспозицию, стимулирующая учащихся к выражению своего отношения к ней;

6) композиционныевключающие устные сочинения учеников с опорой на данный им материал (например, тему, пословицу), свободный пересказ и другие. Единица обучения – развернутый монолог;

7) инициативныевключающие ролевые игры, «интервью» и «пресс-конференции», различные виды импровизаций. Единица обучения – предложения, фрагментированное высказывание;

8) игровыевключающие загадки, шарады, игры типа «Справочное бюро», «Что в магазине?» и т.д.

По признаку условности речевого стимула все коммуникативные упражнения можно разделить на два класса: 1) условно-мотивированные (например, реактивные, условная беседа) и 2) реально-мотивированные (например, учебная дискуссия, комментирование, устное сочинение и другие). Первые обладают всеми особенностями коммуникативных упражнений (конкретно-направляемая активизация языкового материала). Однако им присущи черты и тренировочных упражнений (несколько искусственный, учебный характер).

  1. Предложите серию упражнений на отработку конструкции There is/are.






  1. Какие существуют виды контроля знаний, умений и навыков на уроке иностранного языка. Расскажите о его целях и задачах, требованиях к проведению контроля? Охарактеризуйте формы контроля, приемы контроля и самоконтроля.

Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль - это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. 
Контроль позволяет:

  1. преподавателю получить информацию:

а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого ученика в отдельности;

б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);

  1. учащимся:

а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе;

б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.

Объектами контроля на занятиях являются:

а) знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция);

б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);

в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).

На занятиях по языку принято выделять следующие функции контроля:

  1. диагностическую – определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями. Объектами контроля здесь являются средства общения и деятельность общения при ведущей роли последней;

  2. обучающую – способствует повторению и закреплению пройденного материала, следовательно, контроль является одним из способов обучения языку;

  3. управляющую –обеспечивает управлениепроцессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля;

  4. корректирующую – проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных;

  5. стимулирующую – создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся. Является дополнительным фактором их учебной деятельности;

  6. оценочную –позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего. Эффективности самого процесса обучения.


Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.



Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом подготовки и психологических развития учащихся.

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение прежде всего уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка – вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).

Так, для проверки уровня диалогической речи используется парная форма контроля: проверяющий подает реплику, а испытуемый на неё реагирует. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого устанавливаются темп и точность реакции на предъявляемые стимулы. Соблюдение норм общения, чистота речи.

Для установления уровня владения монологической речью больше подходит индивидуальный контроль, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком в ходе итогового контроля. Достоинство индивидуального контроля – возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося.


Недостатки связаны со следующими обстоятельствами:

а) малый охват обучающихся в ходе урока;

б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.

Достоинства фронтального контроля:

  1. возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы;

  2. высокая активность учащихся;

  3. высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся.

К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Таким образом, при фронтальном контроле трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной объективностью оценки их ответов.

По этой причине фронтальный контроль больше всего подходит для текущей проверки, но не для итоговой, поскольку в этом случае нет возможности определить умения учащихся с достаточной глубиной и полнотой.

Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется:

  1. планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено;

  2. продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечеткость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся;

  3. не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе;

  4. Задавать вопросы всему классу, затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.

Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику, а не переходить на индивидуальную форму работы с учащимся.

Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы.


Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.

На своих уроках я использую следующие формы контроля знаний и умений учащихся:




      • 1   2   3   4   5