Файл: 1. Современное состояние теории и практики управления в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Современное состояние теории и практики управления в России.

2. Основные элементы управленческого механизма.

3. Типы и виды управления. Подходы к управлению.

4. Понятие, свойства, элементы и общие характеристики организаций.

5. Понятие и классификация систем.

6. Структуры и их виды.

7. Процессы структурного преобразования систем.

8. Законы организации систем.

9. Механизмы управления и функционирования систем.

10. Модели управления организационными системами.

11. Задачи и технология управления организационными системами.

12. Механизмы планирования и организации в организационных системах.

13. Механизмы стимулирования и контроля в организационных системах.

14. Механизмы управления составом и структурой организационных систем.

15. Содержание и элементы процесса организации.

16. Субъекты организации и эволюция методов их работы.

17. Организация управления.

18. Понятие производственной системы и ее системные признаки.

19. Предприятие как производственная система.

20. Основные черты производственной системы.

21. Эволюция взглядов на производственные системы как объекты организации.

22. Организационно-правовые формы производственных систем.

23. Понятие структуры производственной системы.

24. Условия и законы формирования структуры производственной системы.

25. Влияние динамики рынка на структуру производственной системы.

26. Понятие производственной структуры.

27. Производственный процесс и основные принципы его организации.

28. Концентрация, специализация и кооперирование производства.

29. Тип производства и его влияние на производственную структуру.

30. Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем.

31. Система складирования и размещения запасов.

32. Функции и структура службы маркетинга.

33. Внутрипроизводственная система управления качеством продукции.

34. Подсистема создания нового продукта.

35. Современные тенденции организации управления производственной системой.

36. Понятие и элементы организационной структуры производственной системы.

37. Теория Гласиер и теория организационного потенциала.

38. Признаки эффективной организационной структуры.

39. Правила формирования организационной структуры и выбор типа структуры организации.

40. Основные модели организационных структур.

41. Виды классических организационных структур и их характеристика.

42. Основные характеристики дивизиональной структуры управления.

43. Основы проектного и матричного структурирования.

44. Сущность и эволюция сетевых структур. Виды сетей.

45. Механизмы управления в сетевых структурах.

46. Эволюция организационного структурирования.

47. Механизмы и инструменты координации рабочих задач и их связь с организационными структурами.

48. Централизация и децентрализация. Принципы оптимального делегирования полномочий.

49. Расчет норм управляемости для разных типов производств.

50. Методические основы построения организационной структуры. Задача последовательного синтеза структуры систем.

51. Основы теории принятия решений.

52. Диагностика и оценка изменений организационной структуры.

53. Цели организации и корректировка организационных структур.

54. Подходы к решению задачи проектирования организационной структуры.

55. Методы реорганизации производственной системы.

56. Характеристика этапов организационного проектирования.

57. Организационная культура: процесс формирования и условия изменения.

58. Организационная культура и организационные нововведения.

1. Современное состояние теории и практики управления в России.



Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного (при явном доминировании последнего). Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области — именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок — таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов.

Основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря — это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция — интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

2. Основные элементы управленческого механизма.



Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности
, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.

Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, про­водимых кадровой службой организаций, по планированию, органи­зации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонно­стей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и со­циально-экономических условий организации. Управлением сво­ей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительно­сти труда, уменьшения текучести кадров и более полного рас­крытия способностей человека.ы

Цель управления карьерой – сохранение накопленного в организации опыта и квалификации, предотвращение их утечки и страхование вложений в подготовку работников.

Основной особенностью планирования и реализации карьеры является необходимость обеспечения взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:

- соединение целей организации и отдельного сотрудника;

- планирование карьеры конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций;

- обеспечение открытости процесса управления карьерой;

- устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;

- повышение качества процесса планирования карьеры;

- формирование наглядных и воспринимаемых критериев. служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;

- изучение карьерного потенциала сотрудников;

- использование обоснованных оценок карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;

- определение путей служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент и в нужном месте.

3. Типы и виды управления. Подходы к управлению.



Типы управления:

При программном управлении программа управления задана по времени. Это наиболее распространенный для хозяйственных организаций в целом тип управления, так как объем выпуска продукции планируется в календарных сроках.



При следящем управлении программа управления зависит не от времени, а от некоторой ведущей (следящей) величины. Примером следящего управления в промышленности является управление ассортиментом продукции, в котором структура устанавливается в зависимости от спроса.

Использование следящего типа управления требует самостоятельности предприятия, так как следящая величина (в данном случае спрос) быстро изменяется и предприятию легче следить за ней, чем вышестоящей системе управления.

При адаптивном управлении отсутствует определенная ведущая величина и управление устанавливает программу на основе предшествующего опыта. Поэтому накопление и обобщение выводов из прошлого опыта являются необходимым условием адаптивного управления. Такой тип управления характерен для предприятий приростного типа, которые ориентируются на стабильность и медленные изменения состояния внешней среды, привычность или узнаваемость происходящих событий и успевают в таких условиях своевременно реагировать на возникающие проблемы. В жизненном цикле спроса адаптивное управление имеет место на стадии стабильного спроса при низкой степени конкуренции. Адаптивное управление характерно при решении внутренних проблем организации (управление персоналом, управление эксплуатацией и ремонтом оборудования и т. д.).

При экстремальном управлении программа управления направлена на достижение максимума или минимума некоторой функции, переменными которой являются те или иные параметры (вход, состояние управляемой системы, состояние управляющей системы и выход).

Виды управления

  1. Централизованное, децентрализо­ванное

  2. Адаптивное, консервативное

  3. Стратегическое, тактическое

  4. Внешнее, внутреннее

  5. Любительское, профессиональное

  6. Коллегиальное, единоначальное

  7. Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное

  8. Субординационное, координацион­ное

  9. Принудительное, доверительное

  10. Дилетантское, качественное

  11. Несистемное, системное

  12. Научное (теоретическое), эмпириче­ское (практическое)

  13. Государственное, региональное, му­ниципальное и т. д.

  14. Горизонтальное, вертикальное

  15. Эффективное, неэффективное

  16. Жесткое, мягкое

  17. Автоматизированное, неавтоматизи­рованное

  18. Формализованное, неформализован­ное

  19. Персонифицированное, неперсони- фицированное

  20. Компетентное, некомпетентное

  21. Непосредственное, опосредованное


 К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

 ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область.


4. Понятие, свойства, элементы и общие характеристики организаций.



Термин «организация» употребляется в двух значениях:

- устойчивое объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий;

- функция управления, целью которой являются создание объединения или согласование действий его членов.

Общие характеристики организаций. Любой организации для достижения намеченных целей необходимы ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности.

Основные ресурсы, используемые организацией, — это люди (человеческие ресурсы), основной и оборотный капитал, технология и информация. Главная задача организации в области использования ресурсов — достижение целей при: минимуме затрат и максимуме эффективности.

Организации полностью зависимы от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей.

Разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса — горизонтальное разделение труда. Работа распределяется по профессиональному признаку. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы организация добилась поставленных целей.

Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

- общее руководство;

- технологическое руководство;

- экономическое руководство;

- оперативное управление;

- управление персоналом.

Все организации независимо от сфер деятельности имеют структуру, которая придает им целостность, способность реализовать свою миссию (предназначение). Структура организации — совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей,