Файл: 1. Современное состояние теории и практики управления в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современное состояние теории и практики управления в России.
2. Основные элементы управленческого механизма.
3. Типы и виды управления. Подходы к управлению.
4. Понятие, свойства, элементы и общие характеристики организаций.
5. Понятие и классификация систем.
7. Процессы структурного преобразования систем.
9. Механизмы управления и функционирования систем.
10. Модели управления организационными системами.
11. Задачи и технология управления организационными системами.
12. Механизмы планирования и организации в организационных системах.
13. Механизмы стимулирования и контроля в организационных системах.
14. Механизмы управления составом и структурой организационных систем.
15. Содержание и элементы процесса организации.
16. Субъекты организации и эволюция методов их работы.
18. Понятие производственной системы и ее системные признаки.
19. Предприятие как производственная система.
20. Основные черты производственной системы.
21. Эволюция взглядов на производственные системы как объекты организации.
22. Организационно-правовые формы производственных систем.
23. Понятие структуры производственной системы.
24. Условия и законы формирования структуры производственной системы.
25. Влияние динамики рынка на структуру производственной системы.
26. Понятие производственной структуры.
27. Производственный процесс и основные принципы его организации.
28. Концентрация, специализация и кооперирование производства.
29. Тип производства и его влияние на производственную структуру.
30. Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем.
31. Система складирования и размещения запасов.
32. Функции и структура службы маркетинга.
33. Внутрипроизводственная система управления качеством продукции.
34. Подсистема создания нового продукта.
35. Современные тенденции организации управления производственной системой.
36. Понятие и элементы организационной структуры производственной системы.
37. Теория Гласиер и теория организационного потенциала.
38. Признаки эффективной организационной структуры.
39. Правила формирования организационной структуры и выбор типа структуры организации.
40. Основные модели организационных структур.
41. Виды классических организационных структур и их характеристика.
42. Основные характеристики дивизиональной структуры управления.
43. Основы проектного и матричного структурирования.
44. Сущность и эволюция сетевых структур. Виды сетей.
45. Механизмы управления в сетевых структурах.
46. Эволюция организационного структурирования.
47. Механизмы и инструменты координации рабочих задач и их связь с организационными структурами.
48. Централизация и децентрализация. Принципы оптимального делегирования полномочий.
49. Расчет норм управляемости для разных типов производств.
51. Основы теории принятия решений.
52. Диагностика и оценка изменений организационной структуры.
53. Цели организации и корректировка организационных структур.
54. Подходы к решению задачи проектирования организационной структуры.
55. Методы реорганизации производственной системы.
56. Характеристика этапов организационного проектирования.
57. Организационная культура: процесс формирования и условия изменения.
58. Организационная культура и организационные нововведения.
46. Эволюция организационного структурирования.
Трансформация методологии организационного проектирования, по сути, отражает эволюцию концепций управления, означающую отказ от технократического рационализма в пользу современной инновационной парадигмы менеджмента.
В трудах большинства современных исследователей указывается на два подхода к построению организации: механистический и органический. Однако, по нашему мнению, процесс формирования методологии организационного проектирования целесообразно структурировать более глубоко с выделением следующих этапов.
1. Механистический подход (технократический, инструментальный) — основан на концепции научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет), характерной для индустриальной эпохи начала ХХ века. Он характеризуется жесткой детерминацией организационного устройства, строго фиксированной консервативной системой иерархии, сопротивлением изменениям, властно-авторитарным типом руководства, однонаправленным (нисходящим) характером коммуникаций.
2. Рационалистический подход (бюрократический) — основан на концепции рациональной бюрократии (М. Вебер, А. Файоль, Л. Урвик) первой четверти ХХ века. Он характеризуется формализацией правил и процедур, централизацией принятия решений, узкой специализацией и регламентацией деятельности каждого исполнителя, четко определенной ответственностью и строго фиксированной иерархией управления.
Бюрократические принципы организационного проектирования позволяют упорядочить управленческий процесс, обеспечивают порядок, соблюдение необходимой дисциплины, поддержание требуемого уровня контроля и ответственности, что в целом определяет позитивную составляющую данного подхода. Однако следует различать теоретическую концепцию рациональной бюрократии и негативные последствия в системе управления, обусловленные ошибками в процессе ее реализации (волокита, консерватизм, некомпетентность, нелепость правил, заформализованность и др.).
3. Гуманистический подход (ориентированный на человеческие отношения) — основан на достижениях теории человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ч. Барнард, Ф. Селзник, Д. МакГрегор, К. Аджирис и др.), сформировавшихся в 30-е гг. и развитых в гуманистической концепции управления (С. Бир, П. Вейлл, П.Э. Лэнд и др.) в се... редине ХХ века.
Гуманистический подход к организационному проектированию базируется на моделировании системы поддержания человеческих отношений внутри организации на основе таких элементов, как внимание к персоналу, мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений. При этом особое внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удовлетворенности работников своим трудом.
4. Органический подход (гибкий, адаптивный) — основан на проведении аналогии организационной модели с живым организмом, который обладает способностью сравнительно легко видоизменяться, приспосабливаясь к изменившимся условиям и органически вписываясь в новую, усложненную среду обитания.
Впервые понятие «органический подход» ввели Т. Бернс и Д. Сталкер в 60-е гг. ХХ века. По их определению, органической является такая структура, которая в большей мере базируется на бригадной работе, обладает гибкостью и меньше связана с правилами, характерными для традиционного иерархического построения управления. Органический подход представляет организацию в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Это корреспондируется с теорией систем (Л. фон Берталанфи, А. Чандлер, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Э.Г. Юдин, В.В. Дружинин, В.Н. Садовский и др.), главная идея которой заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и системы в целом с внешней средой.
47. Механизмы и инструменты координации рабочих задач и их связь с организационными структурами.
Координация взаимодействия сотрудников является важной задачей при проектировании организационных структур. Г. Минцберг выделил следующие механизмы:
- взаимное регулирование — координация на основе информационной коммуникации работающих совместно сотрудников, групп, подразделений, характерна для простых систем, однако, с успехом используется и в сложных системах при управлении межфункциональными группами и проектными командами;
- непосредственный контроль — координация на основе директивных указаний координатора верхнего уровня иерархии, характерна для иерархических и других структур с жестким контролем со стороны руководства;
- стандартизация процесса — координация на основе спецификации (описания) содержания всех этапов процесса и соответствующих функций (инструкций) участвующих сотрудников, групп и подразделений;
- стандартизация выходов — координация на основе детальной спецификации (описания) результатов деятельности (процесса);
- стандартизация навыков — координация на основе идентификации характеристик компетенций, знаний и навыков персонала, осуществляющего деятельность и реализации соответствующего обучения персонала;
- стандартизация норм — координация на основе формирования разделяемых всеми участниками процесса норм деятельности, ее ценностей и традиций.
Основные параметры проектирования организационной структуры
1. Параметры индивидуальной деятельности
- уровень специализации деятельности
- уровень формализации поведения
-параметры обучения
-параметры восприятия организационной культуры
2. Структурные параметры
- параметры группировки ресурсов по подразделениям
- размеры подразделений
3. Параметры поперечных связей
- параметры системы планирования и контроля
- параметры механизмов связи
4. Параметры системы принятия решений
- уровень вертикальной децентрализации
- уровень горизонтальной децентрализации.
48. Централизация и децентрализация. Принципы оптимального делегирования полномочий.
Централизация есть система государственного устройства, при которой центральная правительственная власть стремится не только регулировать общее направление государственной жизни, но и руководить деятельностью местных властей, подчинить своему непосредственному воздействию все или многие стороны местной жизни. Противоположна ей система децентрализации, при которой разграничиваются функции центральной власти и местных властей, и объем прав этих последних расширяется на счет объема прав первой. Понятие децентрализации весьма родственно с понятием самоуправления (см.), но не тождественно с ним; первое из этих понятий шире, ибо в него входят также федеративный строй и полная автономия областей, тогда как местное самоуправление предполагает непременно зависимость от центральной законодательной власти.
Для оптимального решения этой задачи выработано десять принципов делегирования.
1. Чёткая конечная цель
Менеджеры должны ясно установить результаты, которых они ожидают от подчиненного, наделяемого полномочиями.
2. Делегирование полномочий должно быть всесторонним
В дополнение к желаемым конечным результатам, менеджеру нужно четко определить условия, в которых должно выполняться задание.
3. Предложение сотруднику принять участие в рассмотрении вопроса о делегировании полномочий
Обычно менеджеры не в состоянии предоставить подчиненным возможность полного выбора, но могут позволить им решать, когда работа должны быть выполнена, каков уровень ответственности, когда следует приступить к работе, как ее выполнить, какие ресурсы задействовать. Все это расширяет сферу влияния сотрудников.
4. Установление паритет между правами и ответственностью
Самый известный и общий принцип делегирования полномочий. Для того чтобы подчиненным сопутствовал успех, их следует обеспечить всеми правами, необходимыми для выполнения порученного им задания.
5. Работа в пределах существующей организационной структуры
Другим важным принципом делегирования с одновременным предоставлением прав является передача полномочий на самый нижний организационный уровень, на котором может быть выполнено данное задание.
6. Обеспечение адекватную поддержку при выполнении заданий
При делегировании полномочий подчиненным менеджеры должны гарантировать им всяческую поддержку. Для этого им необходимо выступать с публичными сообщениями и объяснять, чего они ждут от сотрудников.
7. Обращение особого внимание на ответственность за результаты работы
После делегирования полномочий и наделения сотрудника правами менеджер должен отказаться от пристального контроля над процессом выполнения задания подчиненным.
8. Делегирование полномочий должно осуществляться последовательно
Менеджеру нужно принимать решения о делегировании полномочий заранее. Если менеджер обладает достаточным количеством времени, он самостоятельно проделывает и ту работу, которую можно и нужно бы передать подчиненным.
9. Избегание возврата делегированных полномочий
Менеджер должен пресекать такие попытки открыто и честно. Менеджерам, которым не удается совладать с ситуацией, приходится тратить время не на выполнение своей работы, а на решение задач своих подчиненных.
10. Объяснение сотрудникам, какие перспективы содержит в себе решение поставленной задачи
Подчиненные должны осознавать последствия выполнения переданных им заданий. Они лучше поймут поставленную задачу и проявят большую инициативу, если будут знать, какая награда, какие перспективы ожидают их в случае успеха, как это повлияет на конечного потребителя или на миссию организации и так далее.