Файл: 1. Современное состояние теории и практики управления в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современное состояние теории и практики управления в России.
2. Основные элементы управленческого механизма.
3. Типы и виды управления. Подходы к управлению.
4. Понятие, свойства, элементы и общие характеристики организаций.
5. Понятие и классификация систем.
7. Процессы структурного преобразования систем.
9. Механизмы управления и функционирования систем.
10. Модели управления организационными системами.
11. Задачи и технология управления организационными системами.
12. Механизмы планирования и организации в организационных системах.
13. Механизмы стимулирования и контроля в организационных системах.
14. Механизмы управления составом и структурой организационных систем.
15. Содержание и элементы процесса организации.
16. Субъекты организации и эволюция методов их работы.
18. Понятие производственной системы и ее системные признаки.
19. Предприятие как производственная система.
20. Основные черты производственной системы.
21. Эволюция взглядов на производственные системы как объекты организации.
22. Организационно-правовые формы производственных систем.
23. Понятие структуры производственной системы.
24. Условия и законы формирования структуры производственной системы.
25. Влияние динамики рынка на структуру производственной системы.
26. Понятие производственной структуры.
27. Производственный процесс и основные принципы его организации.
28. Концентрация, специализация и кооперирование производства.
29. Тип производства и его влияние на производственную структуру.
30. Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем.
31. Система складирования и размещения запасов.
32. Функции и структура службы маркетинга.
33. Внутрипроизводственная система управления качеством продукции.
34. Подсистема создания нового продукта.
35. Современные тенденции организации управления производственной системой.
36. Понятие и элементы организационной структуры производственной системы.
37. Теория Гласиер и теория организационного потенциала.
38. Признаки эффективной организационной структуры.
39. Правила формирования организационной структуры и выбор типа структуры организации.
40. Основные модели организационных структур.
41. Виды классических организационных структур и их характеристика.
42. Основные характеристики дивизиональной структуры управления.
43. Основы проектного и матричного структурирования.
44. Сущность и эволюция сетевых структур. Виды сетей.
45. Механизмы управления в сетевых структурах.
46. Эволюция организационного структурирования.
47. Механизмы и инструменты координации рабочих задач и их связь с организационными структурами.
48. Централизация и децентрализация. Принципы оптимального делегирования полномочий.
49. Расчет норм управляемости для разных типов производств.
51. Основы теории принятия решений.
52. Диагностика и оценка изменений организационной структуры.
53. Цели организации и корректировка организационных структур.
54. Подходы к решению задачи проектирования организационной структуры.
55. Методы реорганизации производственной системы.
56. Характеристика этапов организационного проектирования.
57. Организационная культура: процесс формирования и условия изменения.
58. Организационная культура и организационные нововведения.
Различают два типа производственных структур:
1. Комплексная производственная структура (многостадийная). При ней на предприятии существуют все стадии производственного процесса: заготовительная, обрабатывающая и выпускающая.
2. Специализированная (1-2-стадийная) производственная структура, при которой отсутствуют одна или две стадии. Производственный процесс по недостающим стадиям обеспечивается в форме кооперированных поставок с других предприятий.
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи. Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.
Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.
Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.
Цех - наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.
37. Теория Гласиер и теория организационного потенциала.
Теория Гласиер — универсальная теория формирования организаций, вошедшая в научную литературу под названием места своего создания - компании «Glacier Metal», Великобритания.
Исполнительная подсистема представляет собой систему функций исполнителей, которая образуется вследствие разделения труда, департаментализации и делегирования полномочий. При этом исполнительские функции для выполнения работы в организации должны взаимодействовать. Более того, функции образуют иерархию, или цепь команд, а оптимальное количество уровней определяется с помощью требуемой временной нагрузки для каждой функции. Концепция временной нагрузки является ключевой в теории Гласиер. Она определяет уровень нагрузки для выполнения работы. Характер работы меняется, если двигаться вверх по иерархии. Это различие состоит преимущественно в уровне абстракции, требуемой для выполнения поставленных задач перед данной функцией.
Апелляционная подсистема создаётся в организациях с целью предоставить каждому сотруднику право обжаловать решения руководителя любого уровня. В самом крайнем случае жалоба на главного управляющего может быть рассмотрена специальным апелляционным судом. Апелляционный суд создаётся из представителей рабочего совета, правления и председателя суда, приглашённого со стороны. Задача работника, рассматривающего жалобу, состоит в принятии решения исходя из политики организации, «установленного порядка» и прецедента. При этом обе конфликтующие стороны могут прибегнуть к помощи адвокатов. Реального различия между ролями руководителя в исполнительной и апелляционной подсистемах существовать не должно.
Представительская подсистема формируется путём избрания представителей
, входящих в рабочий совет вместе с руководителями. Данный орган руководствуется принятыми в организации нормами и законами. Он предназначен для согласования спорных моментов и коллегиального урегулирования конфликтов. Представители доводят до сведения руководителей жалобы членов организации. Эти жалобы могут относиться к любому аспекту работы, управления или качественных и количественных аспектов. Представительская система действует в рамках исполнительной системы и связывает мнения и чувства рядовых членов организации. В «Гласиер» существует формальная представительская система, члены которой избираются.
В начале 1970-х годов известный теоретик и практик стратегического планирования и управления, американец русского происхождения Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей в области организационных структур управления, которые можно интерпретировать как теорию организационного потенциала.
Он выделил два основных подхода к формированию организационных структур. Первый (статический) подход нацелен на оптимизацию внутреннего строения организации, второй (динамический) подход сосредоточен на анализе связей организации с внешней средой и с источниками ресурсов. При динамическом подходе организация рассматривается как в условиях стабильных внешних связей, так и в условиях изменяющейся внешней среды.
Основной задачей руководства современной организации является решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Один из важнейших тезисов динамического подхода – это существование тесной зависимости между характером внешних взаимосвязей, поведением компании и ее внутренней организацией. Об этом говорит и Альфред Чандлер, американский специалист по истории экономики. Чандлер утверждает, что изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии фирмы, далее – к изменению ее организационных характеристик (организационного потенциала) и, в конечном счете, – к преобразованию организационной структуры.
Функциональные и дивизиональные структуры наиболее эффективны в условиях стабильных внешних связей, а в случае изменяющейся внешней среды более актуальными являются матричные структуры. Поведение современных организаций можно структурировать по трем стратегическим направлениям: увеличение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика в области инвестиций и инноваций. В зависимости от того, какая стратегия преобладает, в компании выстраивается соответствующий организационный потенциал, в том числе выбирается тот или иной вид структуры.
Организационный потенциал – это сложный набор взаимосвязанных элементов составляющих организацию. В понятие организационного потенциала входит система ценностей, персонал, структура, информация, процессы, процедуры. Изменение организационного потенциала в соответствии с выбранной стратегией начинается с людей, с персонала и, прежде всего, с руководства организации. Затем изменяется система ценностей, перестраиваются процедуры, оптимизируются процессы.
Таким образом, теория организационного потенциала говорит о том, что изменение внешней среды вызывает изменение стратегии организации, изменение стратегии в свою очередь вызывает изменение организационного потенциала, а изменение организационного потенциала вызывает адекватное изменение организационной структуры.
38. Признаки эффективной организационной структуры.
Разделение трудового процесса на отдельные операции и закрепление последних за отдельными работниками позволяет сократить потери рабочего времени на переключение между разными видами деятельности, отшлифовать мастерство работника в выполнении данной операции, применить специализированное оборудование. Следствием этого является значительный рост производительности труда.
По горизонтали мы разделяем трудовую деятельность по рабочим операциям, но вертикали — по уровню контроля над процессом решения задачи. С горизонтальным разделением труда связано формирование департаментов (отделов, служб, цехов) организации, с вертикальным - формирование иерархии управления.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда непосредственно связаны между собой.
С увеличением размера организации возникает возможность группирования работников, выполняющих схожие задачи, в департаменты. Подобное группирование облетает управление. Что проще - руководить деятельностью 50 работников разных строительных специальностей или 5 бригадирами, в подчинении которых находятся работники родственных специальностей?
Однако новый департамент появится не раньше, чем вышестоящий руководитель перестанет справляться с задачей координации и контроля деятельности возросшего числа сотрудников лично и вынужден будет ввести должность руководителя департамента, передав ему часть своих полномочий. Тем самым формируется новое звено в иерархии управления.
Подчеркнем еще раз: новые звенья в иерархии управления возникают в том случае, когда руководитель не в состоянии эффективно справляться с координацией и контролем деятельности своих подчиненных.
С углублением специализации подразделений возрастает и степень их обособленности, что выдвигает на первый план задачу координации деятельности подразделений для достижения общей цели функционирования организации. Разным типам организационных структур свойственны различные механизмы координации деятельности.
При всем многообразии форм организационных структур они тяготеют к четырем основным типам - функциональной (в литературе также встречается термин «линейно-функциональная структура»), дивизиональной, проектной и матричной.