Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Декоративно ­ прикладное искусство. Истоки декоративно ­ прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно ­ прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Основными видами учебной деятельности учащихся являются:

восприятие произведений пластических искусств;

практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
Музыка

Начальное образование по предмету «Музыка» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее музыкальное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

Содержание музыкального образования

Основные категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в основной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах» музыкальной культуры как:

▪ фольклор;

▪ музыка религиозной традиции;


▪ шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);

▪ современная (академическая и популярная) музыка.

Музыкальный фольклор позволяет ввести учащихся основной школы в мир традиционной народной культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство синкретичное, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры.

Музыка религиозной традиции в вариативных программах изучается на основе культурологического подхода, как часть культуры того или иного народа, как часть «храмового синтеза искусств». Так освоение музыкальной культуры русской Православной церкви основывается на доступных школьникам сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. При этом не исключается знакомство учащихся с музыкой других религиозных конфессий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности

Классическое наследие составляет значительную часть музыкального материала программ по музыке. Именно знакомство учащихся с лучшими хрестоматийными образцами классической музыки позволяет формировать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский), закладывать в сознание подростков понимание тех «вечных тем» искусства и жизни, которые воплощаются в музыкальных образах. Это – любовь и ненависть, добро и зло, мир и война, жизнь и смерть, отношение к Отчизне, матери, природе, культуре и т.п. Нравственная основа произведений классической музыки позволяет развивать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин).

Современная музыка представлена в содержании музыкального образования как академическим направлением, развивающим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной музыки – оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, нью - фолк, эстрадная, авторская песня.
Виды музыкально - практической деятельности школьников.

На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД. К ним относятся: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно - коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.


Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

• сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

• сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

• использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются ещё музыкальные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Для разучивания песни, танца или слушания музыкального произведения требуется несколько уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных. Например: получается, что каждый последующий урок, решая часть задач, продолжает предыдущий.

В содержание урока входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить его структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приёмы переключения внимания учащихся. При построении урока важно учитывать также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса. Например. Безусловно, надо учитывать и место урока в расписании, идёт ли он первым, третьим или шестым. На последних уроках заметна усталость ребят, поэтому требуется обратить внимание на чередование различных видов работы, применять методы, стимулирующие интерес.


Необходимо добиваться, чтобы различные элементы урока были тесно связаны между собой. Используя различные методы (сравнение произведений, их фрагментов, проблемно-поисковые, игровые ситуации) проводя учащихся через лабиринт творческих заданий, учитель активизирует ребят, что позволяет достичь желаемых результатов.

Сущность обучения в предметной области искусство раскрывается во взаимодействии учителя и ученика. Взаимодействие это может иметь разную направленность, протекать в многообразных формах. При этом учитель как субъект всегда организует деятельность ученика как объекта, управляет формированием этой деятельности. В свою очередь, организация и управление со стороны учителя определяют характер деятельности ученика с точки зрения ее активности, самостоятельности, мотивированности, проявления интереса к данной деятельности и др.

Приоритетными задачами в развитии российского образования являются формирование у учащихся личностных качеств, а также универсальных учебных умений, а также и способностей к самостоятельной учебной деятельности.

Решению указанных задач способствует применение в образовательном процессе технологии деятельностного метода (ТДМ), благодаря которому учитель имеет возможность на различных уроках независимо от их предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках, проводимых в ТДМ, школьники приобретают первичный опыт анализа ситуаций, постановки проблемы, целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки и т.д.

Основными приёмами работы здесь можно назвать проблемные, частично-поисковые задания. Такие задания позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Для поддержки познавательной активности предлагаю особые ролевые ситуации, связанные с взаимообучением; я предлагаю им попробовать оценить устные и письменные ответы одноклассников, то есть выступать в роли эксперта, консультанта, предварительно вооружив экспертов критериями по оцениванию ответов. На уроке у нас есть хранители знаний - ученики, которые подводили итог занятию. Для активных учащихся я заготавливаю задания более сложного уровня. Например, подготовить рефераты, рассказывающие об историческом событии, художнике, о возникновении направления в живописи.

Я составляю задания так, чтобы для одних учащихся обучение опиралось на эмоциональную основу, для других — на интеллектуальную, а для третьих — на волевую. Именно постоянные усилия эмоционального, интеллектуального, волевого характера формируют у младших школьников активную социальную позицию, что является одной из важнейших задач образования. Я стараюсь создать оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся. Моделируя процесс обучения на основе выявленных закономерностей, можно определить его тенденции как направления в развитии, увидеть его перспективы как видимое издали. Это позволяет наметить пути повышения качества обучения младших школьников, исполнение требований ФГОС.


Учебно-методическое обеспечение -методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.

1 класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

2 класс - « Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства

3 класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.

4 класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках

земли и у каждого народа.

36. Санитарно-гигиенические условия обучения младших школьников.
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье.
Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе - 28-32 часа и в старшей - 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели.