ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90 91
поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел. В большинстве случаев старших целесообразнее не кон- тролировать и опекать, а лишь ненавязчиво высказывать свое мне- ние, советовать.
Отношения между мальчиками и девочками начинают приоб- ретать новый характер (особенно это проявляется у девочек). Они начинают кокетничать, избирательно относиться друг к другу, про- верять, какое впечатление производят их действия и слова. Мальчи- ки могут бравировать своей силой, смелостью, чтобы обратить на себя внимание, могут задираться, грубить и даже обижать девочек.
Те, в свою очередь, могут начать громко обсуждать чьи-либо досто- инства или недостатки, не к месту громко смеяться. От вожатого требуется проявление большого педагогического такта в формиро- вании внутриколлективных отношений.
Необходимо помнить и о том, что ребята этого возраста эмоцио- нально менее устойчивы, возможны неожиданные перепады настро- ения. Они любят соревноваться, фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть замеченным в коллективе сверстни- ков и отмеченным похвалой старшего.
Старшие подростки
Старшие подростки полны стремления самостоятельно решать вопросы своей жизни и деятельности в отряде и лагере. Совершенно не переносят мелочной опеки. Они будут выполнять режим, органи- зовывать и участвовать в различных делах, помогать другим, но только тогда, когда убедятся в необходимости и значимости своей деятельности. Воспитанники этой возрастной группы владеют мно- гими организаторскими способностями, имеют немалый опыт обще- ственной жизни, у каждого из них определился более или менее по- стоянный социальный статус. Зачастую многие из этих подростков уже не одно лето проводят вместе, что имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Ребята старших отрядов любят спорить, обсуждать серьезные проблемы, их интересы ярче дифференцируются. Как правило, они являются организаторами многих общих для всего лагеря дел. У стар- ших подростков, особенно в условиях загородного лагеря, когда нет рядом родителей и они не чувствуют себя детьми, ярко проявляется стремление доказать свою самостоятельность, независимость, от- стоять свои права. И поскольку их жизненный опыт еще недостато- чен, им бывает трудно разобраться в той или иной ситуации, отсюда несправедливость, категоричность, излишняя прямолинейность суждений, а иногда и эмоциональная жесткость. Они хотят отноше- ний со взрослыми «на равных», ревниво относятся к мнению о себе, хотя внешне этого могут и не показывать.
В старших отрядах еще ярче проявляются отношения симпатии и антипатии между мальчиками и девочками. Иногда начинается первая любовь. Проблемы взаимоотношений «с ним» или «с ней» могут занимать все мысли ребят, и все их поступки могут объяс- няться только этим. Взрослым ко всему этому необходимо отно- ситься очень серьезно. Основа взаимоотношений взрослых и стар- ших подростков — взаимное уважение и доброжелательность.
Но хорошее знание возрастных особенностей — это лишь пред- посылка успеха в работе. Кроме того, вожатому необходимо:
— теоретически и методически подготовиться к работе в лаге- ре, определить для себя, ребята какого возраста интереснее;
— составить картотеку самых различных дел, которые можно будет предложить воспитанникам;
— помнить, что каждый ребенок — личность, своеобразная, сложная, интересная, только пока еще не раскрывшаяся;
— к каждому ребенку найти свой подход, для этого детей надо изучать: наблюдать за их действиями, проявлением эмоций, беседовать с ними, уметь правильно провести анкетирование и др.;
— при отъезде в лагерь важно познакомиться и побеседовать с родителями будущих воспитанников, это поможет лучше узнать каждого ребенка, быстрее найти к нему «ключик»;
— помнить, что огромное влияние на каждого воспитанника оказывает личность вожатого, здесь важно все: эрудиция, способности, тактичность, умения, качества характера, на- строение, внешний вид и др.
92 93
4.2. Планирование работы
в детском оздоровительном лагере
4.2.1. мЕтОДИКА СОСтАВЛЕНИЯ ПрОГрАммЫ рАБОтЫ
С ОтрЯДОм
Программа — это документ, в котором должны быть отражены содержание и система работы детского и взрослого коллективов ла- геря на определенный период.
Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей и подростков.
Существуют разные подходы к классификации программ:
— по объему содержания, где излагаются все направления или один вид деятельности;
— по временному периоду, на который рассчитана программа.
Есть и такие типы программ, как авторские и заимствованные
(адаптированные). Сейчас наиболее распространены авторские про- граммы. Разрабатываются они, как правило, на основе оригиналь- ной идеи и нетрадиционного подхода к развитию личности.
Любая программа должна отвечать таким требованиям:
l
актуальность — нацеленность на решение наиболее важ- ных в данный момент проблем;
l
целостность — описание в программе всех действий: от вы- движения целей до предполагаемого результата; целостность программы — это прежде всего ее логичность;
l
реалистичность программы — это реальная возможность ее выполнения с учетом творческого потенциала конкретно- го коллектива, материальной базы и др.;
l
прогностичность — программа должна отражать (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем;
l
оригинальность — наличие элементов своеобразного, не- традиционного подхода к решению поставленных задач.
Программа состоит из таких основных элементов, как введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реали- зации и результаты.
Остановимся подробно на перечисленных элементах про- граммы.
Введение (пояснительная записка, обоснование, преамбула и
др.). В этой части программы обосновываются ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально- педагогические условия, в которых работает детский лагерь на мо- мент разработки программы, осмыслить опыт уже проделанной ра- боты в данном направлении. Здесь же указывается точный адрес программы (для кого она предназначена: пол, возраст, социальная группа детей). Во введении раскрываются основные идеи и принци- пы программы (они могут войти и в отдельный блок), объясняется ее название (если оно есть).
Цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия «цель» и «задачи». Цель — это предполагаемый результат, задача — это путь, по которому следуют к намеченной цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижи- мым. На практике это означает, что каждая из поставленных задач четко сформулирована, определены сроки ее выполнения и сред- ства, с помощью которых ее действительно можно решить. Про- грамма может иметь одну цель и несколько задач (три-пять задач).
Задачи можно разделить на воспитательные и организационно- педагогические. Задачи должны быть согласованы с обозначенной целью.
Содержание деятельности. Этот раздел содержит описание основных форм и методов работы, мероприятий, видов деятель- ности, с помощью которых предполагается реализовать цели и за- дачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на от- дельные части (блоки, модули, направления и др.). Структуриро- вать их можно либо по видам организации (индивидуальные, групповые, массовые), либо по направлениям деятельности: спор- тивно-оздоровительные, познавательные, нравственные, творче- ские, правовые и др.
94 95
В содержательной части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Про- грамма не требует излишней детализации. Подобная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравне- нию с программой носит более конкретный и детализованный ха- рактер.
Механизм реализации (логика развития, режим осуществле-
ния программы и др.). Это один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание действий по воплощению в жизнь за- мысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и др.). Главное назначение этого раздела — проду- мать, как то, что изложено в программе, превратить в реальную дея- тельность воспитанников и взрослых в лагере.
Результаты. В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги ее выполнения. Как и задачи, ре- зультаты должны быть конкретными и реальными. Главным резуль- татом любой смены является развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил воспитанни- ков, приобретение ими новых знаний, умений и др.) должны стать результатами педагогической работы вожатого.
4.2.2. КАЛЕНДАрНЫЙ ПЛАН-СЕтКА рАБОтЫ ОтрЯДА
Данный план составляется вожатым вместе с детьми. В него включаются отрядные и общелагерные мероприятия, подготовка к ним, время проведения, ответственный за проведение. При состав- лении этого плана необходимо учитывать эмоциональную и физи- ческую загруженность детей, соотношение отрядных и общелагер- ных мероприятий, время проведения мероприятий, погодные усло- вия, резерв свободного времени ребенка, работу секций и кружков.
План-сетка обычно выглядит следующим образом (табл. 1).
В данном случае может быть использован принцип деления дня на три основных временных периода, пригодных для заполнения — организации различных мероприятий, трудовых дел, активного от- дыха, общелагерных мероприятий и др.
Таблица 1
План работы отряда ____ на ____ смену (июнь 20__ г.)
День
Время
Поне- дельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Воскре- сенье
Утро
День
Вечер
План-сетка является нормативным документом, который регу- лирует жизнедеятельность отряда. Нельзя забывать о том, что со- ставляется план не только в интересах вожатого и администрации лагеря, но в первую очередь в интересах самих ребят, поэтому по- местить его нужно на видное место, чтобы он служил источником информации для детей. Оформление такого плана может быть са- мым разнообразным. Он может иметь форму дома с множеством окон, календаря, карты страны приключений и др. — все зависит от фантазии вожатого и воспитанников. Главное, чтобы план был ин- тересным, привлекательным для детей как по форме, так и по со- держанию.
Таким образом, план-сетка выполняет две основные функции: управленческую (планирование жизнедеятельности отряда) и ин- формационную.
4.2.3. ЕжЕДНЕВНЫЙ ПЛАН рАБОтЫ ВОжАтОГО
В этом документе вожатый отмечает, что ему нужно сделать, с кем из ребят поговорить, кому помочь, на каких организационных моментах сконцентрировать свое внимание, исполнение каких зада- ний необходимо в обязательном порядке лично проконтролировать.
Ежедневный план работы может иметь форму, описанную в табл. 2 (такие режимные моменты, как подъем, утренняя зарядка, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, отбой, в плане не указаны).
Приведенный план раскрывает содержание ежедневной деятель- ности вожатого — не только управленческой, но и психолого-педа- гогической. Деятельность вожатого не должна сводиться к исполне- нию функций руководителя, он выступает и в роли педагога, и в
96 97
роли психолога. Кроме того, следует отметить, что рассматривае- мый тип плана, по существу, является ведущим инструментом и эле- ментом самоуправления (функции планирования и контроля) вожа- тым своей собственной деятельностью как руководителя, а не толь- ко деятельностью коллектива.
Таблица 2
Ежедневный план работы вожатого с отрядом
Дата,
время
Что предстоит
сделать?
Педагогические задачи
Позиция вожатого
09.00—
10.00
Уборка терри- тории вокруг корпуса
1. Назначить старшего и ответственных за выполнение тех или иных функций.
2. Проинструктировать и расставить всех по местам
Проконтролировать работу отряда
10.00—
11.30
Подготовка отря- да к спортивной эстафете
1. Уточнить сценарий эстафеты.
2. Сформировать команду.
3. Выбрать ответствен- ных за группу под- держки команды, продумать формы поддержки
Создать настрой на взаимоподдержку
11.30—
12.30
Сбор отряда для подготовки к общелагерному мероприятию
1. Разделить отряд на микрогруппы, выбрать ответственных.
2. Распределить задания, провести инструктаж
Оказать помощь в организации подготовки мероприятия
16.30—
17.00
Проверить готовность к спортивной эстафете
1. Провести инструктаж по технике безопас- ности.
2. Проверить готовность команды и группы поддержки
Настроить отряд на участие в эстафете, убедить, что глав- ное — участие и создание хорошего настроения
17.00—
18.00
Спортивная эстафета
Контролировать выпол- нение программы прове- дения спортивной эстафеты
Сплотить отряд, создать хорошее настроение
19.00—
19.30
Сбор отряда на общелагерное мероприятие
Проверить готовность микрогрупп и отряда в целом
Обеспечить максимальное участие всех детей
19.30—
21.30
Общелагерное мероприятие
«Парад откры- тий». Дискотека
Подготовить игры для заполнения пауз
Сплотить отряд, создать хорошее настроение
Для того чтобы хорошо организовать быт, оздоровление и досуг детей и подростков в летнем лагере, вожатому в первую очередь не- обходимо уметь организовать свой собственный труд: планировать свое время, учитывать свои физические и творческие возможности, осуществлять самоконтроль выполнения поставленных перед самим собой задач и др.
План такого типа лучше всего вести в общей тетради или запис- ной книжке. Вожатый строит свою работу на основе двух рассмо- тренных выше планов. Эти планы освещают две взаимосвязанные стороны деятельности вожатого, одну внутреннюю (ежедневный план работы вожатого), не требующую широкого опубликования.
Ежедневный план работы необходим вожатому для собственного пользования, он отражает непосредственное взаимодействие с детьми
(план-сетка). Даже самый продуманный план — это всего лишь фикса- ция идеального представления о том или ином дне жизни отряда в ла- гере. Вполне возможно, что внезапно изменившиеся погодные условия, неожиданная реакция детей на те или иные события, недостаток специ- альных заданий и др. не позволят вожатому осуществить задуманное.
В конце дня вожатому совместно с активом следует провести рефлексию дня, опираясь, например, на такую схему.
1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось? Что не уда- лось?
2. Что больше всего понравилось?
3. Что не понравилось?
Окончание таблицы 2
98 99 4. Как действовали ребята (активно, пассивно, были заинтере- сованы, только наблюдали)?
5. Ваши предложения и пожелания.
4.3. Организационный период
в детском оздоровительном лагере
Организационный период — это первоначальное формирование отношений и перспектив будущей смены. В процессе этого периода доминирующей потребностью у детей и подростков является по- требность в адаптации к новым условиям. Детям и подросткам не- обходима вся информация о требованиях, правилах, законах, пер- спективах нового коллектива и обязательно — о своем месте в нем.
Состояние большинства детей можно охарактеризовать как эмоцио- нальное, нравственное напряжение, связанное с дефицитом полез- ной информации.
4.3.1. зАДАЧИ, СОДЕржАНИЕ И СрЕДСтВА рАБОтЫ
С ДЕтьмИ И ПОДрОСтКАмИ В ОрГАНИзАцИОННЫЙ ПЕрИОД
Первоочередными задачами педагога-вожатого в организацион- ный период являются:
1) организация разнообразной деятельности и общения с целью удовлетворения информационного поиска;
2) обеспечение психологической защиты детей;
3) формирование официальной структуры — отряда;
4) выработка законов жизни и отношений, перспектив деятель- ности.
Исходя из задач, деятельность педагогов-вожатых в организа- ционный период строится по законам деятельностно-ориентаци- онной коллективно-творческой игры с правилами, командами, игро- выми задачами, подведением итогов и поощрениями. Деятельность эта в основном импровизированного, неожиданного характера, разно-образная для возможности всем проявить свои способности и качества.
Для того чтобы процесс вхождения детей и подростков в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, педагогам-вожатым необхо- димо:
— как можно скорее познакомить детей друг с другом, для это- го необходимо провести игры и отрядные дела, способствую- щие интенсивному знакомству;
— приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм;
— создать у детей ощущение комфорта и уюта, для чего краси- во оформить комнаты и весь корпус;
— поделить отряд на микрогруппы, которые могут называться, например, «экипажи», «команды», «звенья» и др.;
— дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направ- ленности: спортивной, интеллектуальной, художественно- прикладной, трудовой, творческой.
Задачи организационного периода и пути их решения представ- лены в табл. 3.
Таблица 3
Задачи организационного периода, формы
и методы работы вожатого с отрядом
№
п/п
Задачи орга-
низационного
периода
Что нужно делать
вожатому для решения
задачи?
Как это сделать?
1
2
3
4
1
Познакомить детей друг с другом
Включить детей в актив- ную деятельность, пред- полагающую разносто- роннее общение; создать доброжелательную атмо- сферу; помочь запомнить
Игры на знакомство, коллек- тивные творческие дела, ви- зитки с именами, совместная трудовая деятельность, вечер знакомств, конкурсно-игро- вые программы, совместные