Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

110 111
поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстоя- ние, в ходе которого предполагаются остановки (при- валы);
парад (карнавальное шествие) — ритуальное передви- жение.
3. Формы промежуточного характера, их особенностью яв- ляется то, что здесь нет зрителей, здесь все участники.
К ним относятся:
ярмарка — развернутое на определенной площадке со- вместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
танцевальная программа — специально организованное на одной площадке развлечение с танцами;
вечер общения — программа общения на одной площадке
(вечеринки, посиделки, салон, гостиная);
трудовая акция (субботник, трудовой десант, уборка
территории) — ограниченная по месту и времени специ- ально организованная предметно-практическая трудовая деятельность воспитанников;
подготовка к представлению — специально организо- ванная совместная деятельность по придумыванию, раз- работке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля;
— час тихого чтения — специально выделенное время для чтения и обсуждения прочитанного;
— игры со словами — составление рассказа на одну букву, четверостиший с заданными словами, буриме и др.
выпуск стенгазеты — деятельность по созданию инфор- мационного продукта для последующей демонстрации.
Для того чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно использовать такие комплексные формы, как тематические дни, которые предполагают систему дел, связанных общей темой, логикой, сочетанием различных видов деятельности, либо разно- образить содержание дел отряда, например, спорт, искусство, раз- влечения и др.
Отрядное дело — это одно из главных средств реализации про- граммы отряда и лагеря. В подготовке и проведении дела принима- ют участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены, от уровня самостоятельности детей, от их организа- торских и творческих способностей.
Отрядное дело получается по-настоящему тогда, когда:
1) каждый ребенок при подготовке дела и во время его прове- дения находит для себя роли поручения, задания;
2) дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;
3) дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с их интересами, желаниями;
4) дело дает возможность каждому участнику раскрыться, са- мовыразиться;
5) взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советчик, помощник;
6) дело является важной составляющей программы лагеря, сме- ны, отряда;
7) форма и содержание дела, способы его подготовки соответ- ствуют возрасту детей в отряде, периоду смены;
8) хорошо продуманный и интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используется музыкаль- ное оформление, театрализация, специально готовится по- мещение и др.
Таким образом, в летнем оздоровительном лагере необходимо использовать различные направления и формы работы, сориентиро- ванные на интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социаль- ное, нравственное развитие воспитанников.


112 113
4.5. заповеди вожатого

Улыбнись! Грусть и злость оставь за порогом отряда. Шут- ка — выход из самого безвыходного положения.

При неудаче не отчаивайся! Иначе тебе вожатской удачи не видать!

Не обещай детям златых гор, если у тебя их нет. Сказал — сделал!

Имей свой «конек», он тебя выручит. Рассчитывай на свои силы.

Сделай свой приход в отряд праздником, имей в «кармане» что-либо заманчивое: интересную шутку, историю, сувенир.

Помни о темпе! Не мешкай, успевай подавать идеи и замыс- лы.

Отрядная жизнь — как хорошая повесть, она должна иметь свою фабулу. И тайну, и загадку, отгадка которой впереди!

Ищи истину вместе с ребенком.

Искренне восхищайся всем красивым, что есть вокруг.

Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.

Хвали ребенка за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.

Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.

Покажи ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Помогай ребенку строить свои собственные планы и прини- мать решения.

Не унижай ребенка, не давай ему почувствовать, что он чем- то хуже других.

Верь в здравый смысл ребенка и доверяй ему.

Всегда делай то, что пообещал. Никогда не обещай того, что не можешь выполнить.
Глава 5. ПОДГОтОВКА СтУДЕНтОВ
К рЕАЛИзАцИИ ДОСУГОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
5.1. Программа спецкурса
«Досуговая педагогика»
ПОЯСНИтЕЛьНАЯ зАПИСКА
Студенты педагогических вузов в процессе общепедагогической подготовки получают определенные знания по управлению досуго- вой деятельностью детей и подростков. Общепедагогическая под- готовка студентов в педагогическом вузе включает в себя теорети- ческую подготовку по психолого-педагогическим дисциплинам и практическую подготовку. В целом теоретическая подготовка сту- дентов к управлению досуговой деятельностью детей и подростков осуществляется как в учебное, так и во внеучебное время. Теорети- ческий и практический аспекты общепедагогической подготовки ор- ганически сочетаются и в некоторой степени способствуют форми- рованию готовности студентов к управлению досуговой деятельно- стью детей и подростков.
Изучая раздел «Дидактика», студенты получают знания по управ- лению учебной деятельностью детей и подростков. Полученные знания студенты способны переносить и на другие виды деятель- ности. Раздел «Теория воспитания» направлен на подготовку сту- дентов к воспитательной работе в школе. В процессе изучения дан- ного раздела студенты знакомятся с основными направлениями, принципами, методами и приемами, формами воспитательной ра- боты. Но в то же время студенты не получают целенаправленных и систематических знаний в области досуговой педагогики. Госу- дарственным образовательным стандартом не определен уровень теоретических знаний по управлению досуговой деятельностью детей и подростков.


114 115
Современные условия требуют от учителя повсеместно органи- зовывать деятельность детей и подростков, использовать управлен- ческие умения, учить выбирать тот или иной вид деятельности с учетом своих интересов — все это готовит детей к самостоятельной жизни. Поэтому для студентов факультета педагогического образо- вания и сервисных технологий отделения «Учитель начальных клас- сов» Магнитогорского государственного университета мы дополни- тельно вводим спецкурс «Досуговая педагогика».
В процессе изучения данного спецкурса студенты знакомятся с теоретическими основами педагогического управления досуговой деятельностью подростков, у студентов формируется психологиче- ская готовность и интерес к управлению досуговой деятельностью подростков. Они включаются в практическое освоение методики и технологии управления массовыми и групповыми формами досуга подростков, и, кроме этого, у студентов формируется устойчивый интерес к исследовательской деятельности в области управления до- сугом детей и подростков.
Спецкурс «Досуговая педагогика» строится с опорой на базовое психолого-педагогическое образование будущих учителей и направ- лен на акцентирование внимания студентов на проблеме педагоги- ческого управления досуговой деятельностью детей и подростков.
Он строится на основе принципа взаимосвязи теории и практики воспитания и развития подростков, а также принципа учета основ- ных этапов развития сферы досуга в процессе формирования и со- циализации личности. Данный спецкурс способствует формирова- нию готовности будущих учителей к освоению современных форм, методов и средств в педагогике досуга.
Специфика спецкурса «Досуговая педагогика» состоит в том, что в нем представлены теоретические занятия, на которых студен- ты получают знания об истории досуговой деятельности и особен- ностях ее организации, а также предлагаются различные виды прак- тической деятельности, связанные с научно-исследовательской ра- ботой студентов и педагогов, которые нацеливают их на написание творческих и квалификационных работ.
В основу построения программы спецкурса «Досуговая педаго- гика» положены принцип научности, линейности, принцип истори- зма, деятельностной организации досуга, принцип профессиональ- ной заинтересованности.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель курса
Обеспечить формирование активной творческой личности учи- теля с глубокими знаниями, познавательной активностью, развиты- ми способностями в области досуговой педагогики.
1.2. Задачи курса
1) познакомить студентов с теоретическими основами педаго- гического управления досуговой деятельностью детей и под- ростков;
2) формировать психологическую готовность и интерес к управ- лению досуговой деятельностью детей и подростков;
3) включить в практическое освоение методики и технологии управления массовыми и групповыми формами досуга;
4) формировать у студентов устойчивый интерес к исследова- тельской деятельности в области управления досугом детей и подростков.
1.3. Место курса в системе освоения
профессиональной образовательной программы
Спецкурс «Досуговая педагогика» строится с опорой на базовое психолого-педагогическое образование будущих учителей и направ- лен на акцентирование внимания студентов на проблеме педагоги- ческого управления досуговой деятельностью детей и подростков; он строится на основе принципа взаимосвязи теории и практики вос- питания и развития детей и подростков, а также принципа учета основных этапов развития сферы досуга в процессе формирования и социализации личности. Спецкурс «Досуговая педагогика» будет


116 117
способствовать формированию готовности будущих учителей к освоению современных форм, методов и средств в педагогике до- суга.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
Студент должен знать:
l основы теории и методики организации досуговой деятель- ности детей и подростков;
l формы организации детского досуга;
l методику подготовки и проведения массовых и групповых форм досуга;
l особенности организации досуговой деятельности в канику- лярное время.
Студент должен уметь:
l применять диагностические методы для выявления способ- ностей и интересов детей и подростков;
l составлять алгоритм подготовки и проведения различных до- суговых дел с учетом возрастных и индивидуальных особен- ностей детей;
l отбирать соответствующий материал для проведения массо- вых и групповых форм досуга.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Разделы программы
Программа включает в себя четыре раздела:
I. Общие основы досуговой педагогики.
II. Досуг во внеурочное время.
III. Семейный досуг.
IV. Летний досуг.
2.2. Темы и краткое содержание
I. Общие основы досуговой педагогики
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Тема 1. Вводное занятие. Основные рабочие понятия до-
суговой педагогики
Основные рабочие понятия «досуг», «свободное время», «досуговая деятельность», «рекреация». Зна- чение отдыха и рекреации в жизни человека. Специ- фические особенности и уровни досуговой деятель- ности.
Тема 2. История досуговой педагогики
Досуг и развлечения русских людей в древности и в средневековый период. Досуг представителей дво- рянского сословия. Свободное время и досуг у сред- необеспеченных и бедных слоев населения. Развива- ющие досуговые формы в России в XIX—XX вв. Мас- совые праздничные гулянья, ярмарки и рождение современных демократических форм проведения до- суга. Свободное время и досуг в советский период.
Тема 3. Аксиология досуга. Инфраструктура досуга
Основные факторы, определяющие характер по- требностей в сфере досуга: возраст, социальное по- ложение, национальные традиции. Основные элемен- ты досуговой инфраструктуры.
Тема 4. Принципы досуговой педагогики
Понятие о принципах досуговой педагогики. Ха- рактеристика принципов досуга: принцип интереса, принцип единства рекреации (отдыха и восстановле- ния сил) и познания, принцип совместности деятель- ности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик). Принципы до- суговой педагогики по С.А. Шмакову: принцип «крас- ной линии», принцип «могучей кучки», принцип
«горы», принцип «антиканонов», принцип «камня, брошенного в воду», принцип опоры на положитель- ные эмоции ребенка.

118 119
Тема 5. Методы досуговой педагогики
Понятие о методах досуговой деятельности. Ме- тод игры и игрового тренинга, методы театрализации, импровизации, состязательности, воспитывающих ситуаций, метод равноправного духовного контакта.
Зависимость выбора метода от форм реализации до- суговой деятельности.
Тема 6. Личность организатора досуговой деятельности
Деятельность организатора досуга, его личность.
Требования к личности организатора досуговой дея- тельности. Составление профессиограммы личност- ных и профессиональных качеств организатора досу- говой деятельности.
II. Досуг во внеурочное время
Тема 7. Массовые формы в структуре досуга
Понятие о внеклассных формах работы, их клас- сификация. Коллективные творческие дела, приемы их подготовки. Праздники, виды праздников, алго- ритм подготовки праздника. Конкурсные программы, организация конкурсных программ. Проблема выбо- ра форм. Учет возрастных особенностей детей и под- ростков, влияющих на подготовку и проведение ме- роприятий.
Тема 8. Игра в сфере досуга
Происхождение и социально-педагогическое зна- чение игры. Функции игры. Подходы к организации и проведению игр. Детская игра, ее функции. Виды игр, их классификация. Педагогические возможности и содержание игровых методик. Различные подходы к организации и проведению детских игр.
Тема 9. Кружковая работа и деятельность клубных объе-
динений
Кружковая работа, ее роль в развитии творческих способностей и дарований детей. Виды кружков, тре- бования к организации. Планирование кружковой ра- боты. Клубные объединения, их задачи, виды клубных объединений. Пути создания клубов по интересам, условия эффективности работы клубных объеди- нений.
Тема 10. Индивидуальный досуг
Организация индивидуального досуга. Формы ор- ганизации индивидуального досуга. Роль педагога и семьи в управлении индивидуальным досугом детей и подростков.
III. Семейный досуг
Тема 11. Совместный отдых детей и родителей, формы его
организации
Основные компоненты семейного воспитания.
Цели и задачи семейного воспитания. Теоретические основы семейной досуговой деятельности. Формы ор- ганизации семейного досуга.
Тема 12. Семейные праздники
Семейные праздники, их классификация, виды се- мейных праздников, этапы подготовки. Требования к составлению сценария. Учет возрастных и индивиду- альных особенностей детей в подготовке семейного праздника.
Тема 13. Экскурсии в музей
Музей, его виды, функции. Экскурсия как форма организации семейного досуга. Этапы подготовки и проведения музейных экскурсий. Учет интересов де- тей и подростков при выборе музея.
Тема 14. Посещение театра
Театральные виды и жанры, их характеристика.
Этапы подготовки к посещению театра. Приобщение детей и подростков к театральному искусству. Основ- ные этапы формирования зрительской культуры.