Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажет- ся, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз- растном этапе играет семья.
Основными компонентами семейного воспитания остаются:
— климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
— режим семейного воспитания;
— содержание досуговой деятельности.
Семья — это то первое социальное окружение, в котором чело- век усваивает основные нравственные ценности, получает первич- ные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем в дальнейшей жизни. И потери эти являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Нигде человек не может полностью рас-

70 71
слабиться, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для младшего школьника семья является ор- ганизацией его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет со- держательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяй- ственному труду. Семья дает чувство защищенности от жизненных неурядиц.
Приобщение к культурной организации свободного времени де- тей — основная функция для семьи, которую родители не в состоя- нии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени младшего школьника является приобщение де- тей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаж- дение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.
Проводя свободное время с детьми, родители должны учиты- вать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.
Правильно организованный семейный досуг выполняет восста- новительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановле- ние и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интере- сами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различ- ны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколь- ко все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тог- да он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрос- лых, повышать их культурный уровень.
Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому чле- ну семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.
Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курени- ем, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.
Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семей- ные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей — суметь методи- чески грамотно использовать ту или иную форму организации се- мейного досуга.
3.2. методика организации
семейных праздников
Семейные праздники содержат богатые возможности для ум- ственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований.
«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно собы- тие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбро- сить праздники...» — отмечал К.Д. Ушинский.
В толковом словаре C.И. Ожегова понятие «праздник» имеет не- сколько значений:
1) день торжества, установленный в честь или в память кого- или чего-нибудь;
2) день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиоз- ного события или святого;
3) выходной, не рабочий день;
4) день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (се- мейный праздник).


72 73
У больших и малых форм такого социокультурного явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать исто- рию праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена про- ходили празднества, тщательно подготовленные и организованные.
Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Не- спроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились
Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном город- ке Олимпии раз в четыре года.
Все русские праздники выстраивались в определенную иерархи- ческую лестницу. Главным праздником для всех православных лю- дей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвя- щенных евангельским событиям.
Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздни- ки). Они устраивались в память покровителей того или иного ремес- ла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни на- чала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода рус- ские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».
Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди го- родского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные со- бытия в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.
Если языческие, православные, календарные праздники на про- тяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо зна- чительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним от- носят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.
Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник — это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отно- шение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружаю- щим. Праздник — это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими си- лами.
Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевти- ческим фактором. Одно только ожидание праздника способно вы- звать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттрак- ционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными ко- мичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивле- ния, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.
При подготовке и проведении семейных праздников дети полу- чают возможность проявлять высокую активность, инициативу, са- мостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на раз- витии их способностей и личностных качеств.
Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью един- ством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлени- ем активности, украшением и оборудованием комнаты.
Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям.
Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюр- призы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и уме-


74 75
ния. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.
В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие — почитание взрослых. Успехи этого развития определя- ются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, кото- рый особенно зависим от внешних воздействий и собственных не- контролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осозна- нием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные празд- ники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, на- правлены на формирование у младших школьников умений органи- зовывать свое свободное время.
Семейный праздник — это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события.
В основу классификации семейных праздников могут быть по- ложены возрастной, социальный и тематический принципы:
1) праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрос- лый);
2) праздники для членов семьи с различными социальными ро- лями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, чет- вероногого друга);
3) праздники различной тематики (день рождения, крестины,
1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).
В каждой семье могут быть и свои праздники — начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.
Система подготовки и проведение семейных праздников вклю- чают несколько этапов.
1. Познавательный этап (знакомство с праздником и его осо- бенностями).
2. Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов).
3. Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что ни- кто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.
4. Этап последующего проживания праздника. Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечат- лениями.
Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией.
Родителям следует помнить, что день рождения ребенка — это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. компо- зицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обе- спечит успешность празднования дня рождения, является составле- ние сценария. Сценарий — это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием вклю- чает в себя несколько этапов:
1) рождение замысла;
2) определение идеи сценария;
3) отбор литературно-художественного, игрового, художествен- но-спортивного и другого материала;
4) компоновка отобранного материала в соответствии с замыс- лом и идеей;
5) определение художественно-выразительных средств;
6) анализ подобранного материала.


76 77
При составлении сценария необходимо учитывать возраст ре- бенка, его интересы, особенности характера, количество пригла- шенных гостей, условия проведения праздника.
Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В од- носюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, на- пример, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием.
Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные момен- ты проведения праздника. Определить место для игр, для празднич- ного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, по- мимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей.
Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведен- ном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное коли- чество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуман- ная композиция праздника должна соответствовать сохранению по- ложительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.
Организация семейных праздников представляет собой своеобраз- ный педагогический процесс: воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. В явлениях воспитания никогда не быва- ет однозначных зависимостей и на определенную социально-педаго- гическую ситуацию, а тем более в сфере организации свободного времени всегда оказывает множество факторов, не подлежащих учету. В процессе организации свободного времени учет этих фак- торов может носить предельно обобщенный характер.
Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осу- ществлялись, приводят к определенному педагогическому результа- ту. Степень социальной значимости этого результата различна. В од- них случаях это создание общего настроения и эмоциональной при- поднятости, в других — приобщение к общественным, семейным ценностям.
Так, для детей младшего школьного возраста можно организо- вать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмеча- ются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они со- провождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо по- беседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.
Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.
Семейные праздники помогают сохранить эмоциональное и пси- хическое здоровье детей. Во время семейных праздников ребенок ощущает единение с семьей, ее членами.
3.3. экскурсии в музей
Особой формой проведения семейного досуга являются экскур- сии в музей. Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событи- ям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники.
В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи:
l отраслевые (исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно- научные);
l комплексные (краеведческие);
l мемориальные (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома- музеи).
Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:


78 79
l по месту проведения (внутри музея, на открытом воздухе);
l по характеру содержания (обзорные, тематические);
l по целевому назначению (научно-просветительские экскур- сии, учебные);
l по составу экскурсионной группы (для студентов, для уча- щихся, для специалистов одной профессии и др.).
Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наи- более сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К со- жалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.
Чем же следует руководствоваться при выборе музея для посе- щения его вместе с ребенком?
1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области че- ловеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает люби- мому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отра- жать в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, игра и др.) интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить инфор- мацию из разных источников, в количестве и глубине зада- ваемых вопросов.
2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информа- ции, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об инте- ресующем его предмете или явлении.
Выделим этапы подготовки к посещению музея:
1) постепенное накопление информации о различных предме- тах с целью их последующего узнавания в музейных экспо- натах. Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность.
Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмо- цию — любопытство, которое может стать основой любозна- тельности. В свою очередь любознательность связана с про- явлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление зна- ний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем;
2) знакомство с правилами поведения в музее. Наиболее инте- ресной и запоминающейся будет игровая форма усвоения пра- вил поведения в музее. Например, картинки-вопросы, игры, занимательные упражнения и др.;
3) выбор содержания экскурсии. Сначала необходимо опреде- литься с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия мо- жет проводиться с целью формирования представлений о специфике музеев; расширения знаний о явлениях в природе и обществе; развития детского технического или художествен- ного творчества и др. В соответствии с целью следует ото- брать содержание экскурсии. Работу над содержанием экскур- сии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций.
Важной особенностью организации экскурсии является ее пра- вильное завершение. После обобщения, которое сделает экскурсо- вод, или в ходе него дети должны получить подарки-сюрпризы (на- пример, открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии, аудиокассеты и др.). Важно, чтобы подарок- сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, родители сами должны побеспокоиться об этом заранее.
Можно выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии в музей:
l беседа;
l коллекционирование;
l продуктивная деятельность;
l создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.п.;