Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80 81
l оформление альбомов;
l игры и игровые упражнения.
Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.
3.4. Посещение театра
В процессе приобщения детей к сценическому искусству педаго- гам и родителям предстоит решать важную задачу — формирование зрительской культуры, которая складывается из:
— знания особенностей театрального искусства;
— умения адекватно реагировать на сценическое действие;
— понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;
— владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.
За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантоми- мы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.
Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом со- звучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевопло- щения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реа- лизация сценического или детского игрового замысла требует овла- дения изобразительной техникой.
Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Пред- варительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содер- жанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновре- менно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмо- ционально откликаться на сценическое действие, понимать сцениче- скую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествователь- ной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явле- ния или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам.
Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их харак- тер и на хронологию событий.
После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо со- общить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа — от 3 до 12 дней.
В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15—20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сцени- ческого действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удо- влетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким.
Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить уви- денное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спекта- кля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком
(10—15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании — вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста це- лесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить ха- рактеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к уви-


82 83
денному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завер- шающий этап — это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.
Однако наиболее эффективным средством эмоционального про- живания полученных впечатлений является домашний театр. Он по- могает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, по- зволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.
При организации домашнего театра взрослым необходимо опре- делить последовательность приобщения детей к искусству театра.
Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задейство- ваны все члены семьи или только дети.
С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:
l миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и зву- коподражанием);
l ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать об- раз своего героя);
l игры-импровизации (предполагают самостоятельное приду- мывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);
l игры-представления (включают инсценировку или драмати- зацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);
l кукольные представления.
Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализует- ся в несколько этапов:
l выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;
l определение характеров героев, распределение ролей;
l работа с текстом;
l репетиции на сценической площадке;
l создание декораций, костюмов, бутафории;
l генеральная репетиция;
l подготовка билетов, программ, афиш.
Такое деление является несколько условным. Параллельно с ре- петициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.
В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской куль- туры и пробуждения сознательного интереса к театру:
1) самому любить и понимать театральное искусство;
2) владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;
3) при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и ин- дивидуальные особенности детей;
4) знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;
5) стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые при- емы;
6) активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;
7) стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали актив- ное участие в организации походов в театр;
8) помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.
3.5. Летний отдых детей и родителей
Формы и содержание летнего отдыха во многом определяются материальными возможностями родителей. Кроме того, выбор фор- мы проведения отпуска или выходного дня происходит с учетом


84 85
интересов, склонностей и возможностей семьи. Формы летнего от- дыха детей и родителей могут быть самыми разнообразными: путе- шествия, туристические походы, выезд на природу, отдых на даче, в саду, в деревне и др. Каждая семья сама определяет наиболее при- емлемые формы организации отдыха. Если подойти к данному во- просу с выдумкой, фантазией, то родители вместе с детьми способ- ны составить интересную оздоровительно-развлекательную про- грамму совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы. В этом случае они проявят максимум инициативы и творчества.
Пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм, который осуществляется в различных формах: туристических походах и туристических про- гулках.
Туристические семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной дви- гательной активности, служат надежным средством укрепления здо- ровья и восстановления сил. Кроме того, совместные походы спо- собствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывают бережное отношение к ней. Они рас- ширяют кругозор ребенка, формируют представление об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о ко- тором многие родители только мечтают.
Туристические прогулки предполагают кратковременное пребы- вание в природных условиях и овладение некоторыми элементарны- ми туристскими навыками. Во время туристических прогулок реша- ются оздоровительные цели (закалка, получение запаса бодрости, укрепление иммунитета, эмоционально-психологическое оздоров- ление); познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями); практи- ческие (сбор грибов, ягод, лекарственных растений); развлекатель- ные (игры, конкурсы, соревнования и др.).
Семьи, в которых уже сложились определенные туристские тра- диции, объединяясь, могут проводить праздники на природе, ту- ристские слеты, физкультурно-оздоровительные праздники.
Правильно организованный летний семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восста- новление и поддержание здоровья, удовлетворение различных ду- ховных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объе- динить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроени- ем вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выход- ных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Толь- ко тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вме- сте с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом будут рассказы- вать своим друзьям о том, где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного дей- ствия. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитатель- ный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком, и для ребенка этим человеком должен быть ро- дитель. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего за- трагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют воз- растным интересам ребенка: школьные дела, друзья, учителя. Опыт показывает, что семейные проблемы, по мнению родителей, особого интереса для детей не представляют. На самом деле, как показывают опросы детей и подростков, они не знают своей родословной, где и кем работают их родители, чем они занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается.
Если семья какое-то время выходного дня или отпуска находит- ся в городе, то целесообразно также позаботиться об интересном и


86 87
полезном для здоровья времяпрепровождении. Это могут быть про- гулки в парке, сквере, посещение аквапарка, игры на детской пло- щадке, различные развлечения.
Развлечение — это такая форма организации досуга, которая предполагает использование различных игр, забав, аттракционов с целью получить или доставить удовольствие, отвлечься от повсед- невных забот и проблем.
Исходя из возрастных особенностей детей и специфики развития различных видов деятельности, развлечение можно определить как особую форму организации досуга с целью доставления детям удо- вольствия, обобщения и закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков.
Традиционно выделяют шесть видов развлечений:
1) музыкальные концерты;
2) инсценировки;
3) зрелища;
4) спортивные развлечения;
5) концерты детской художественной самодеятельности;
6) развлечения с красками и карандашами.
В зависимости от своих интересов и способностей каждая семья может выбрать тот или иной вид развлечений. К их подготовке и проведению должны быть привлечены дети. Они должны стать ак- тивными участниками, а не пассивными зрителями.
Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат только в том случае, если он будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия роди- телями от совместного содержательного времяпрепровождения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Глава 4. ЛЕтНИЙ ДОСУГ
4.1. Психолого-педагогические основы
летнего отдыха детей и подростков
в летнем оздоровительном лагере
На характер взаимоотношений вожатого и его воспитанников оказывает большое влияние уже их первая встреча. Здесь срабаты- вает известный в психофизиологии механизм первого предъявле- ния. Как воспримут дети своего воспитателя, вожатого с самого на- чала, каким его увидят, понравятся ли они друг другу — от этого во многом зависит успех их будущей совместной жизни и деятельно- сти. Следовательно, прежде всего педагог должен знать половоз- растные психологические особенности детей.
Младшие школьники
Загородный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста. Уезжая в лагерь, младшие школьники нередко впервые на такой большой срок расстаются с близкими людьми, с привычными условиями, нуждаются в особой заботе взрослых. Они очень непо- средственны в проявлении своих чувств: одни быстро привыкают к новым обстоятельствам и новому окружению, к коллективной жиз- ни, другие становятся замкнутыми, плохо едят и плохо спят, часто плачут. И тем, и другим, особенно на первых порах, просто необхо- дима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове.
Младшие школьники отличаются подвижностью, любознатель- ностью, большой активностью и непоседливостью. Они не могут долго задерживать внимание на каком-либо предмете, мысли, поэ-

88 89
тому время их занятий одним видом деятельности должно быть ко- ротким. Ребята не воспринимают длинные рассуждения, чтение но- таций — они просто очень быстро переключаются и перестают слы- шать, вникать в то, что говорит взрослый. Дети этого возраста любят играть, причем игровой сюжет они воспринимают очень серьезно, отождествляя себя с выдуманным героем, переживая искренне все события игрового действия.
Опыт коллективной деятельности у младших школьников неве- лик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать со- обща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.
В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому не- обходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выпол- нение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необ- ходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувство- вать себя нужными и защищенными.
Младшие подростки
Младшие подростки более самостоятельны и не нуждаются в по- стоянной опеке взрослых. Они обычно активны и жизнерадостны, охотно поддерживают товарищеские отношения. Дети этого возрас- та более всего ценят в окружающих физическую силу, ловкость, бы- строту, верность дружбе, им бывает важно проявить себя. Именно в этом возрасте они стараются объединиться в микрогруппы: мальчи- ки — девочки. Причем, как правило, эти два «лагеря» соперничают друг с другом.
Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пы- таются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. И здесь вожатому важно не подавить их активности неосторожным замечанием или оценкой. Любое отрицательное, пренебрежительное отношение, особенно проявленное старшими публично, очень ранит младших подростков.
Младшие подростки тоже любят играть, но их игры приобрета- ют уже другой характер — часто соревновательный. Победу и по- ражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успо- коиться, переключиться. Поэтому вожатому надо быть максимально внимательным и справедливым при подведении итогов, обсуждении и анализе дела в целом. Ребята этого возраста еще не умеют сдержи- ваться в проявлении эмоций, мальчики часто могут выяснять свои взаимоотношения в потасовках. Повод для подобных случаев может оказаться совершенно незначительным, поэтому не всегда взросло- му следует безоговорочно защищать одного и публично обвинять другого, иногда это только обостряет конфликт. Девочки же подчас дольше носят обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у старшего от действительных или мнимых обидчиков.
Особенно благоприятно время в лагере для развития у младших подростков трудовых умений и навыков. Здесь без помощи старших надо следить за своей одеждой, дежурить, убирать территорию и др.
Вожатому необходимо чаще напоминать и учить, как все лучше сде- лать.
Ребята этого возраста с удовольствием занимаются в различных творческих кружках, любят конкурсы, викторины, смотры и др.
Средний подростковый возраст
У ребят в этом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к занятиям определенного вида: спорт, рисование, техника, музыка, танцы и др. В отрядах подростков ярче проявляется разделение на лидеров и «всех остальных». К сожалению, иногда вожатые в своей работе опираются лишь на лидеров, другим же во всех делах отво- дится роль исполнителей. А это нередко приводит к конфликтам между детьми. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть в каком-нибудь деле.
Воспитанники этой возрастной группы обычно уже владеют ор- ганизаторскими умениями, опытом коллективной деятельности,