ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
100 101
1
2
3
4
имена, найти товарищей по интересам, увлечени- ям; дать возможность ре- бенку попробовать себя в разных видах деятель- ности; рассказать о са- мом себе, показать себя в деле; проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности дела на знакомство, подго- товка к отрядным и общела- герным делам, знакомство с другими отрядами, индиви- дуальные беседы с детьми, диагностика интересов, общее подведение итогов дня, обсуждение общих проблем и др.
2
Познакомить детей с другими людьми в лагере, с самим лагерем, его территорией, условиями
Познакомить детей с те- ми людьми, к кому ребе- нок может обратиться при возникновении ка- ких-либо проблем, труд- ностей, — с медицин- скими работниками, спортинструктором, сестрой-хозяйкой, пова- рами; познакомить с ад- министрацией лагеря и другими людьми, кото- рые могут дать ребенку какую-либо информа- цию, решить возникшие проблемы, — начальни- ком лагеря, старшими вожатыми, руководите- лями кружков, библио- текарем, вожатыми дру- гих отрядов; познакомить с территорией лагеря, помочь научиться ориен- тироваться в лагере; по- знакомить с бытовыми условиями и возмож- ностями, которые есть в лагере; обозначить
«опасные» места лагеря
Экскурсии по лагерю, в библиотеку, в медицинский пункт, на спортивные площадки, стадион, костровую, игры, встречи с другими отрядами, игры- путешествия по станциям, вечер знакомств с администрацией, со службами лагеря, проведение отрядных дел на природе, определение и оформление своего отрядного места, презентация клубов и кружков, составление карты-схемы территории лагеря, дежурство по лагерю
(по составленному графику) и др.
1
2
3
4
3
Выработать и принять об- щие нормы и требования проживания и совместной деятельности
Познакомить с требова- ниями и правилами, на- правленными на охрану жизни и здоровья детей; познакомить с режимом дня, с правилами выпол- нения режимных момен- тов, с санитарно-гигиени- ческими требованиями; познакомить с правила- ми пользования бытовы- ми помещениями, прави- лами посещения сто- ловой; познакомить с правами и обязанностя- ми детей и взрослых в лагере; выработка норм и правил поведения в отряде
Организационный сбор от- ряда, огонек знакомства, экскурсии, инструктажи, беседы о законах и традици- ях лагеря, индивидуальные беседы с детьми, консульта- тивная помощь ребенку, гра- фик дежурства, памятки де- журным, совместное обсуж- дение возникающих проблем, напоминание и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей
4
Составить представле- ние о перспек- тивах дея- тельности
Заинтересовать детей, включив их в интенсив- ную текущую деятель- ность, в планирование деятельности; предло- жить детям возможные варианты деятельности в смене; выявить соб- ственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возмож- ностями лагеря, смены
Диагностика потребностей и интересов детей, «разведка» интересных дел, планирова- ние, включение воспитанни- ков в разнообразные виды деятельности
4.3.2. ПОзИцИЯ ВОжАтОГО
В ОрГАНИзАцИОННЫЙ ПЕрИОД
Организационный период — это период предъявления четких тре- бований и создание условий, при которых выполнение этих требова- ний для ребенка интересно и необходимо. Вожатый в оргпериод — ведущий, организатор, лидер.
Продолжение таблицы 3
Окончание таблицы 3
102 103
Организационный период начинается уже с первой встречи с детьми. В день заезда на пункт сбора вожатый должен прийти за час-полтора до прихода детей. Когда все дети в сборе, вожатый объ- ясняет им порядок посадки и правила проезда в автобусе, разбивает их на пары и организованно проводит посадку в автобус.
В самые первые минуты, когда дети сели в автобус, а родители остались на площади, многих детей может охватить грусть расста- вания, появится внутренняя тревога. Поэтому лучше всего с первых же минут отвлечь детей от грустных мыслей.
Начать можно с прощания с родителями: предложите детям про- скандировать хором:
Папы, мамы, до свиданья,
Улыбнитесь на прощанье!
Мамы, папы, не скучайте,
Через месяц нас встречайте!
Автобусы тронулись, и началась дорога в лагерь. Для того чтобы дети не скучали, подготовьте для этого этапа несколько заводных игр и кричалок. Лучше всего начать с проверки того, что взяли с со- бой дети в лагерь. Вы задаете вопрос, а они хором отвечают. Напри- мер, полотенце взяли? — Взяли! Мыло взяли? — Взяли! Юмор взя- ли? — Взяли! Хорошее настроение взяли? — Взяли! И др. Список вопросов лучше всего подготовить заранее.
С первых же минут желательно организовать знакомство с деть- ми. Сначала представиться вожатым, а затем по очереди дети на- зывают свои имена, хорошо, если каждый ребенок получит и при- крепит на одежду карточку со своим именем, которая может быть сделана в форме листьев, кружков, звездочек и др.
Хорошо поиграть с детьми в игры, где они повторяют за вожа- тым слова и движения. Например, всем знакомая игра «Колпак мой треугольный». Сначала напомнить слова, которые дети будут по- вторять вместе с вожатым:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если — не треугольный,
То это не мой колпак.
А теперь вместо слова «колпак» мы показываем рукой на голову, а само слово не произносим. Затем на слово «мой» касаемся груди, а само слово не произносим. На слово «треугольный» дети должны показать три пальца, вытянув руку вперед, а затем перевести ее на пояс.
Или поиграть в игру «Что за инструмент?»:
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Несомненно,
Это звонкий наш (рояль).
Он по виду — брат баяну,
Где веселье, там и он...
Я подсказывать не стану —
Всем знаком... (аккордеон).
Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен —
Наш веселый... (барабан).
После этой игры можно предложить детям спеть всем знакомую песню на новый лад. Например:
По улице ходила большая крокодила
Она, она зеленая была.
Замените все гласные в этой песне на одну букву, например на букву «е», и попробуйте спеть ее в этом варианте.
После веселой песни, когда ребята раскрепостятся, предложите им «кольцовку» песен о дружбе, о любви, о природе, о лагере и др.
Лучше всего занять детей в автобусе игровым общением, кото- рое позволит им быстрее освоиться в незнакомой обстановке, по- знакомиться друг с другом, настроиться на веселый лад.
Организованное общение воспитанников позволит обеспечить начальное эмоциональное сплочение, создать определенный пози- тивный настрой на то, что ожидает их в лагере, окрасить теплыми и радостными тонами процесс ожидания и встречи.
Из всех этапов смены самым сложным и ответственным является первый день. В этот день решаются все организационные вопросы.
104 105
От того, как пройдет этот день, во многом будет зависеть и судьба всей лагерной смены.
4.3.3. НЕКОтОрЫЕ СОВЕтЫ О тОм,
КАК ПрОВЕСтИ ПЕрВЫЙ ДЕНь В ЛАГЕрЕ
Основными задачами первого дняв лагере является организо- ванный прием и заезд детей, знакомство ребят с лагерем, его тради- циями и законами, возможность узнать друг друга.
Для реализации этих задач целесообразно организовать проведе- ние небольших по времени отрядных дел, не требующих тщатель- ной подготовки как со стороны детей, так и педагога, но направлен- ных на организацию конкретной деятельности, в которой ребята смогут себя проявить. Такими делами выступают:
1. Операция «Уют». В процессе ее проведения разъясняются основные правила и требования к санитарному состоянию территории и корпусов. Вместе с тем можно провести неболь- шие конкурсы по оформлению палат, отрядных мест и др.
2. Рассказ-экскурсия по территории городка или лагеря. Зна- комство с расположением основных служб лагеря, кружков, библиотеки и других помещений.
3. «Разнобой» — конкурсное отрядное дело. Его цель — за- крепить возникшие между детьми симпатии, продолжить знакомство друг с другом и заложить основы будущих твор- ческих советов для проведения отрядных дел.
Методика проведения: отряд делится на небольшие группы по пять-семь человек по принципу добровольности, симпатии, по же- ланию. Затем каждая группа придумывает по два-три вопроса своим соперникам (тематика и область вопросов согласовываются со все- ми участниками). Одновременно каждая группа готовит творческую защиту-представление своего микроколлектива: название, девиз, песня, короткая реклама имен и увлечений всех участников.
Оценивать выполнение заданий вожатому помогают представи- тели творческих групп (каждая группа посылает в жюри по самому справедливому, по самому эрудированному).
Начинается «Разнобой» с защиты-представления творческих групп, по ходу которого взрослый предлагает ребятам выбрать наи- более интересное название, девиз, песню для их будущего отряда.
Вопросы, которые ребята задают друг другу, и их ответы могут по- мочь вожатому сориентироваться в области ребячьих интересов и выступить примерным показателем уровня знаний и воспитанности школьников.
4. Концерт «Ромашка» — веселая игра-конкурс, которая мо- жет использоваться в отрядах младших школьников и помо- гает вожатому представить отряду наиболее творческих и интересных товарищей.
Методика проведения: до начала игры вожатый готовит «Ро- машку» — картонный круг желтого цвета, на котором крепятся «ле- пестки» из белой бумаги. На каждом «лепестке» написаны творче- ские задания: придумать и сыграть сценку (тему предлагают ребята), сочинить сказку или рассказ, спеть на новый мотив известную пес- ню, станцевать, приготовить выступление духового оркестра и др.
Основное требование к заданию заключается в том, чтобы оно было посильным, интересным и вызывало творческую активность участ- ников. При его проведении отряд имеет смысл тоже поделить на небольшие творческие группы по пять-семь человек, которые вы- берут для своего микроколлектива по два-три небольших задания и в течение 15—25 минут подготовят его представление.
При проведении любого выбранного дела важно помнить, что это должен быть непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора и творчества участников. Одновременно эти им- провизированные игры-конкурсы должны помочь педагогу в реше- нии основных задач дня. При подведении итогов важно сказать до- брое слово о каждом и ни в коем случае не вводить оценку очками, баллами и всем тем, что может нарушить процесс формирования товарищеских отношений, вызвать обиду и ссору в первые часы пребывания в лагере.
Самым важным в первый день является сбор знакомств, кото- рый позволяет вожатым более близко познакомить детей друг с дру- гом и вожатыми, сформировать у воспитанников представление об
106 107
укладе жизни лагеря и его традициях, установить в отряде теплую дружескую атмосферу.
Кроме того, желательно, чтобы на первом сборе вожатые вместе с воспитанниками определили законы жизни отряда. Их не должно быть много. Главное — они должны нацеливать ребят на взаимо- уважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. Например:
— закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе;
— закон заботы: прояви заботу об окружающих людях, помни об их интересах, нуждах и потребностях;
— закон милосердия: рядом с тобой могут быть люди, которые нуждаются в помощи и поддержке, не забывай о них;
— закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай чело- веческое достоинство других;
— закон правды:правда нужна не только тебе, но и окружаю- щим тебя людям, будь правдив.
Можно предложить воспитанникам разработать собственные формулировки законов.
Для обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников необходима деятельность — интересная, информа- ционно наполненная и полезная. Для того чтобы организовать та- кую деятельность, вожатому необходима определенная информация о воспитанниках.
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Число, месяц, год рождения.
3. В какой класс, какой школы перешел?
4. Какое общественное поручение выполнял в школе?
5. Что умеет делать?
6. Что не любит делать?
7. В каких кружках, секциях занимается?
8. Выступал ли в роли ведущего на каком-либо мероприятии?
9. Чему хочет научиться в лагере?
10. В каких мероприятиях готов принять участие?
Эти вопросы лучше всего подготовить в форме анкеты. Если воспитанники ответили не на все предложенные вами вопросы — не стоит огорчаться. Эту часть информации можно получить постепен- но через наблюдение за детьми и личное общение.
Вожатому лучше всего принимать участие во всех делах вместе с воспитанниками, необходимо постоянное с ними общение, нужно отвечать на все их вопросы, даже если они повторяются, интересо- ваться успехами детей. Не менее важна эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, вожатому необходимо проявлять терпение, ненавязчивость, служить детям примером в выполнении всех правил и требований. Необходимо обратить внимание и на по- ведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательные интонации.
Таким образом, главная задача вожатого на данном этапе заклю- чается в том, чтобы помочь воспитанникам безболезненно и быстро войти в новую для них жизнь, поближе узнать друг друга, организо- вать их быт и режим, помочь адаптироваться в обстановке лагеря.
4.4. разнообразие форм работы
с детьми и подростками
в детском оздоровительном лагере
Форма воспитательной работы — это ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрос- лых, которая позволяет решить определенные воспитательные за- дачи.
С.А. Шмаков, один из исследователей детского досуга, предло- жил следующую классификацию дел:
— общественные дела способствуют обогащению общественно- политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к про-
108 109
шлому и настоящему нашей Родины, учат детей высказывать свои мнения и суждения;
— трудовые способствуют появлению у ребенка предприимчи- вости, умения преодолевать трудности, содействуют процес- су профессиональной ориентации детей;
— познавательные способствуют формированию у воспитанни- ков мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кру- гозор, приобщают к тайнам мира;
— экологические способствуют приобщению воспитанников к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края;
— спортивные способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную актив- ность;
— досуговые дела — это особые игры, детские забавы, затеи, которые способствуют формированию навыков самооргани- зации;
— художественные дела способствуют воспитанию эстетиче- ского отношения к жизни, обществу, культуре своего и дру- гих народов, развитию творческих способностей ребенка;
— нравственные — просвещенческие, тренинговые формы, спо- собствуют формированию жизненных ценностей ребенка;
— работа с активом способствует освоению сферы организа- торской деятельности, развивает лидерские качества.
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все от- рядные дела; для того чтобы представить их разнообразие, рассмо- трим более подробно одну из классификаций, в основе которой ле- жит степень активности участников дела (автор Б. Куприянов).
Формы дел объединяются в следующие группы.
1. Формы-представления,которые строятся на демонстрации, ритуале, беседе.
К данной группе относятся:
— линейка — это ритуальное представление, предполагаю- щее построение участников, наличие ритуалов, ведущих, выступающих и способствующее формированию эмоцио- нально-ценностного отношения к получению инфор- мации;
— спектакль — предполагает демонстрацию выступающи- ми для зрителей целостного театрального действа;
— концерт — представление, предполагающее демонстра- цию выступающими для зрителей художественных но- меров;
— соревнование — конкурсная программа на сцене или пло- щадке;
— лекция — монолог, представляющий совокупность зна- ний по какому-либо вопросу;
— диспут — специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений;
— торжественное собрание детского коллектива — со- брание для чествования каких-либо значимых дат или со- бытий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных орато- ров.
2. Формы-путешествия, в основе которых лежит перемеще- ние участников по определенному маршруту.
К ним можно отнести:
— игру-путешествие (маршрутные игры, игры по станци- ям, игры на преодоление этапов, игры-эстафеты и др.) — это целенаправленное движение по определенным прави- лам свободно или по заданному маршруту;
— экскурсию — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспо- зиции либо знакомства с великими историческими собы- тиями, с жизнью замечательных людей, с достижениями культуры, науки и техники;