ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
120 121
Тема 15. Летний отдых детей и родителей
Формы и содержание летнего отдыха детей и родителей. Туристические походы, их роль в фор- мировании здорового образа жизни. Туристические прогулки, методика их организации. Подвижные и спортивные игры. Физкультурно-оздоровительные праздники и развлечения. Значение совместного отдыха детей и родителей в развитии личности ре- бенка.
IV. Летний досуг
Тема 16. Планирование работы в летнем оздоровительном
лагере
Психолого-педагогические основы летнего отды- ха детей и подростков в летнем оздоровительном ла- гере. Методика составления программы работы с от- рядом. Календарный план-сетка отряда. Ежедневный план работы вожатого.
Тема 17. Организационный период в детском оздорови-
тельном лагере
Задачи, содержание и средства работы с детьми и подростками в организационный период. Позиция во- жатого в организационный период. Некоторые сове- ты о том, как провести первый день в детском оздоро- вительном лагере.
Тема 18. Разнообразие форм работы с детьми и подростка-
ми в детском оздоровительном лагере
Досуговая деятельность детей в каникулярное время. Формы организации летнего отдыха. Разви- тие детского коллектива в условиях ДОЛ. Особен- ности организации досуговой деятельности детей и подростков в детском оздоровительном лагере. Фор- мы управления досуговой деятельностью детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря.
3. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (зачет)
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература
(основная и дополнительная)
Основная
Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика органи- зации: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1986.
Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для студ. высш. педагог. учеб. завед. — М.: Академия, 2001.
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. — М.: Флинта: Мос- ковский психолого-социальный ин-т, 1998.
Гарбарь В. Культура свободного времени: историко-справочное пособие. —
М., 1997.
Джил О. Игра в семейной терапии. — М., 2003.
Лакаценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практич. пособие для учителей нач. школы, для студ. средних и высших педагогич. учеб. за- вед. / Т.П. Лакаценина. — Ростов н/Д: Учитель, 2000.
Локалов М.С. Праздник в подарок. — Ярославль: Академия Холдинг, 2000.
Никитин Б.Н. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 2000.
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. — М., 2001.
Трегодин В.Е. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. — М.: Профиздат, 2000.
Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа,
1994.
Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М.: Просвеще- ние, 2000.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. Игровые методики. — М.: Педагогиче- ское общество России, 2002.
122 123
Дополнительная
Вылова Л.В. Русские народные игры. — М., 1998.
Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как фено- мен русской культуры. — М., 2005.
Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. — М.: Просвещение, 1998.
Георгиевский В.А. Проведение праздников в начальных классах. — М.: Про- свещение, 1983.
Григоренко Ю.Н. Кипарис-2: учеб. пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. — М.: Педагогическое обще- ство России, 2000.
Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. — М.,
1999.
Культурно-досуговая деятельность / Под ред. Т.Г. Васильевой, Ю.Г. Волко- ва. — М., 1998.
Михайлова Л.Н. Социология досуга. — М., 1999.
Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследова- ний. — М., 2000.
Орлов А.С. Социология рекреации. — М., 1995.
Погрешаева Т.А. Самосозидание личности в свободное время. — Саратов,
1999.
Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. — М., 1999.
Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере до- суга. — Казань, 2001.
Шмаков С.А. Уроки детского досуга. — М.: Новая школа, 1992.
5.2. План практических занятий
Тема 1. Этапы исторического развития досуговой деятельно-
сти в России
План
1. Охарактеризуйте развлечения русских людей в древности и в
Средневековье.
2. Приведите примеры основных отличий досуговых занятий пред- ставителей дворянского сословия от проведения свободного вре- мени простым народом.
3. Перечислите зрелищно-массовые формы досуга в петровский период.
4. Какие досуговые занятия существовали в российском обществе дореволюционного и советского периода?
5. Раскройте роль массового искусства и массовой культуры в ор- ганизации современного досуга.
Литература
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика ор- ганизации: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Вылова Л.В. Русские народные игры. — М., 1988.
3. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как фе- номен русской культуры. — М., 2005.
4. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. — М.,
1999.
Тема 2. Использование диагностических методик для выявле-
ния способностей и интересов детей и подростков
План
1. Раскройте задачи изучения личности.
2. Какие требования к изучению личности необходимо учитывать организатору досуговой деятельности?
3. Охарактеризуйте методы изучения личности.
4. Объясните, с какой целью необходимо использовать результаты диагностики в организации досуга детей и подростков.
5. Подберите методики изучения личности с целью выявления спо- собностей и интересов детей и подростков.
124 125
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Просвещение, 2000.
2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Просвещение,
2001.
3. Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе: методиче- ское пособие. — М., 2001.
4. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллекти- вах. — М.: Просвещение, 1988.
Тема 3. Инфраструктура досуга
План
1. Проследите, как меняласьинфраструктура досуга в связи с раз- витием общества.
2. Охарактеризуйте инфраструктуру учреждений досуга спортив- ного типа.
3. В чем отличие инфраструктуры досуга в нашей стране от инфра- структуры досуга за рубежом. Приведите примеры.
4. Расскажите об учреждениях досуга в вашем городе, распределив их по следующим направлениям: познавательное, спортивно- оздоровительное, развлекательное.
Литература
1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. — М.: Флинта:
Московский психолого-социальный ин-т, 1998.
2. Гарбарь В. Культура свободного времени: Историко-справочное посо- бие. — М., 1997.
3. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. Т.Г. Васильевой, Ю.Г. Вол- кова. — М., 1998.
4. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. — М.: Наука, 1983.
Тема 4. Семейные праздники
План
1. Охарактеризуйте виды семейных праздников.
2. В чем заключаются особенности подготовки и проведения се- мейных праздников?
3. Приведите примеры народных праздников, расскажите об их особенностях.
4. Объясните, чем руководствуется семья при выборе того или ино- го народного праздника?
5. Расскажите, какие народные праздники отмечают в вашей семье.
Литература
1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. — М.:
Академия, 2001.
2. Вылова Л.В. Русские народные игры. — М., 1998.
3. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как фе- номен русской культуры. — М., 2005.
4. Джил О. Игра в семейной терапии. — М., 2003.
Тема 5. Отдых детей и подростков в детском оздоровительном
лагере
План
1. Расскажите об особенностях планирования работы вожатого в детском оздоровительном лагере.
2. Охарактеризуйте наиболее интересные, на ваш взгляд, формы досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере.
3. Составьте план работы на смену для разновозрастного отряда.
Литература
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2: учеб. пособие по органи- зации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. — М.:
Педагогическое общество России, 2000.
126 127 2. Игры для робинзонов. Кипарис-14: метод. пособие для вожатых / Сост.:
С.А. Куватов, Л.И. Дорогова, А.А. Ефремов. — М.: Педагогическое обще- ство России, 2005.
3. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприя- тий в летнем лагере. — М.: ВАКО, 2007.
4. Полонин К. Дети на отдыхе. — М., 1995.
5. Щербакова В.Н. Калейдоскоп школьных дел. Методическая разработка. —
М.; Псков: Сфера, 2001.
5.3. Контрольные вопросы и задания
для самостоятельной работы
1-й блок: «Общие основы досуговой педагогики»
1. Дайте определение понятиям «свободное время», «досуг», «дея- тельность», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация».
2. Перечислите, какие принципы досуговой педагогики необходи- мы для управления досугом детей и подростков.
3. В чем заключаются особенности развития досуговой педагоги- ки в эпоху Античности?
4. Составьте классификацию различных учреждений, объектов, которые являются базой обеспечения досуговой деятельности детей и подростков.
5. Какие методы являются определяющими при управлении до- суговой деятельностью детей и подростков?
6. Разработайте анкеты для выявления уровня развития интересов у детей младшего и подросткового возраста.
7. Составьте профессиограмму личных и профессиональных ка- честв педагога-организатора.
8. Подберите различные методики для выявления интересов де- тей и подростков.
9. Определите специфические особенности досуговой деятельности.
10. Составьте классификацию уровней досуговой деятельности.
2-й блок: «Досуг во внеурочное время»
1. Дайте общую характеристику массовым формам организации досуга.
2. Охарактеризуйте особенности включения детей подросткового возраста в досуговую деятельность.
3. Обоснуйте место и роль массовых форм досуга в формирова- нии личности подростка.
4. Составьте классификацию массовых форм организации досуга.
5. В соответствии с классификацией детских игр подберите раз- личные виды игр для детей и подростков.
6. В чем заключается своеобразие содержания игровых методик
(по Н.Е. Щурковой)?
7. С опорой на психолого-педагогическую литературу сравните классификацию детских игр и игровых методик, выделенных
Н.Е. Щурковой.
8. Разработайте алгоритм подготовки и проведения массового ме- роприятия (праздника, конкурсно-игровой программы, коллек- тивно-творческого дела).
9. Охарактеризуйте, в чем отличие и в чем сходство работы круж- ка и клубного объединения.
10. Составьте примерную программу кружковой работы с детьми и подростками.
11. Составьте план создания клубного объединения для подростков.
3-й блок: «Семейный досуг»
1. Приведите все аргументы в пользу организации семейного лет- него отдыха.
2. Составьте классификацию различных видов и форм семейного отдыха.
3. Охарактеризуйте все варианты проведения летнего семейного отдыха.
128 129 4. Составьте сценарий дня рождения для ребенка 7—10 лет.
5. Вспомните и запишите считалки из вашего детства. Воспомина- ния о каких дворовых затеях вам наиболее близки? Проанализи- руйте, с чем это связано.
6. Составьте картотеку подвижных игр для детей и подростков.
7. Разработайте семейный кодекс здоровья.
8. Напишите короткое сочинение-фантазию, начинающееся со слов:
«Однажды мы с мужем (женой) и двумя детьми четырех и шести лет...».
4 блок: «Летний досуг»
1. Составьте классификацию форм досуговой деятельности детей и подростков по месту жительства.
2. Подберите и составьте картотеку игр для работы с детьми и под- ростками в детском оздоровительном лагере.
3. Составьте примерную программу работы с отрядом на смену.
4. Разработайте примерную схему оформления отрядного уголка.
5. Составьте сценарий проведения отрядного вечера знакомств в летнем лагере.
6. Продумайте и составьте список примерных поручений для детей и подростков в отряде.
7. Разработайте алгоритм подготовки и проведения творческого конкурса для детей и подростков (на свой выбор).
8. Напишите мини-сочинение на тему «Если бы я был вожатым...» или «Один день из жизни лагеря».
5.4. тематика курсовых работ
1. Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе в досуговой деятельности.
2. Формирование у младших школьников навыков общения в до- суговой деятельности.
3. Формирование у младших школьников межличностных отно- шений в досуговой деятельности.
4. Семейный досуг как фактор формирования культуры поведе- ния у младших школьников.
5. Кружковая работа как фактор формирования навыков общения у младших школьников.
6. Семейные праздники как средство формирования у младших школьников умений организовать свое свободное время.
7. Формирование у младших школьников экологической культу- ры в досуговой деятельности.
8. Формирование у младших школьников лидерских качеств в условиях семейного досуга.
9. Кружковая работа как фактор творческого развития младших школьников.
10. Формирование у младших школьников музыкальной культуры в досуговой деятельности.
11. Семейный досуг как фактор творческого развития младших школьников.
12. Формирование у младших школьников волевых качеств в усло- виях семейного досуга.
13. Формирование у младших школьников коммуникативных спо- собностей в условиях детского оздоровительного лагеря.
14. Формирование у младших школьников нравственных качеств в процессе общения в досуговой деятельности.
15. Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе в условиях детского оздоровительного лагеря.
16. Коллективные творческие дела как фактор формирования орга- низаторских способностей у младших школьников.
17. Коллективные творческие дела как фактор формирования ком- муникативных способностей у младших школьников.