ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62 63
ния разнообразных знаний и умений, которые они могли использо- вать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое станови- лось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить вос- питанников к различным видам деятельности — все это имеет не- посредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Ма- каренко. Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без ис- ключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов раз- рушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеу- рочное время является активным субъектом воспитательного про- цесса.
Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совмест- ных действий.
Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:
l целенаправленность и многообразие форм деятельности;
l действенность актива;
l социально-психологический климат;
l наличие традиций;
l учет интересов каждого участника объединения.
В практике работы школ и учреждений дополнительного обра- зования можно выделить разнообразные виды клубных объедине- ний. Самыми распространенными среди них являются:
1) объединения общественной направленности (например, эко- логические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);
2) объединения производственной и научной направленности
(клубы технического творчества);
3) объединения естественно-научной направленности (клуб лю- бителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);
4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фо- тографов и др.).
Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискусси- онные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.
Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:
— составление общих положений деятельности клубного объе- динения;
— определение цели, задач и форм деятельности;
— определение прав и обязанностей членов клубного объеди- нения;
— составление программы работы клубного объединения.
Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их но- выми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих спо- собностей, привитию навыков коллективной работы.
2.7. Индивидуальный досуг
Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби.
Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот ин- терес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подроб- но. К основным видам поисковой деятельности относятся:
1) библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа уча- щихся по подбору и изучению литературы, связанной с опре- деленной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родите-
64 65
лями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впо- следствии ученик, овладевший соответствующими библио- графическими навыками, уже сам способен подобрать и изу- чить интересующие его литературные источники. Библио- графический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступле- ния и др.). Также этот вид поиска используется и при органи- зации индивидуального досуга (подбор и изучение литерату- ры по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экс- курсий, турпоходов, путешествий;
2) сбор краеведческих материалов: археологических, истори- ко-литературных, этнографических и др. Краеведческий по- иск включает много разнообразных умений и навыков само- стоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материа- лов, их систематизация и анализ;
3) коллекционирование — следующий вид поисковой деятель- ности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, от- крытки, значки, фотографии животных, автомашин, вклады- ши, фишки и др. Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подрост- ков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы. Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам пред- мет коллекционирования;
4) опытно-практические работы, например, в кружках, сек- циях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко прово- дится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения индивидуальной работы, в то же время дает возможность са- мостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям.
Основными этапами поисковой деятельности являются:
— определение цели и объекта поиска, постановка и конкрети- зация его задач, т.е. ответы на вопросы: «Зачем нужен по- иск?», «Что искать?» и «Для чего?». Это один из наиболее ответственных моментов работы, во многом предопределяю- щий успех дела и его воспитательные результаты;
— сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обуче- ны правильно обращаться с самыми разнообразными наход- ками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зави- сит ценность результатов всей поисковой деятельности);
— обработка, систематизация, изучение и оформление подо- бранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собран- ной информации, оформляют подобранный материал, руко- водствуясь соответствующими требованиями и правилами.
К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышива- ние, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их под- держка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой ли- тературы, материала, инструментов.
Практика показывает, что наиболее привлекательными формами для детей и подростков являются игры, музыка, танцы, занятия спор- том, конструирование и др. Интерес к тому или иному виду деятель- ности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему опреде- литься в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.
Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуаль- ный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного вре-
66 67
мени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыха- ет по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.
Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Самый простой вид досуга — это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяет- ся на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоцио- нальную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызыва- ет настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, не- принужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, ин- дивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит под- готовительной степенью к более сложной и творческой деятель- ности.
Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с пре- вышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психиче- ским функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздей- ствий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассив- ного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и пси- хические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посе- щение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
Выделяют три основные функции активного отдыха: восстано- вительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечива- ет человеку физиологическую норму здоровья и высокую работо- способность, вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела. В общем, многие стороны лично- сти могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.
С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культу- ры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность лично- сти, состоящую в систематическом чтении научной литературы, по- сещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия пси- хологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид до- суга носит целенаправленный, систематический характер, это овла- дение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Познавательная деятельность приносит непосредственное удо- влетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного вре- мени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на сози- дание культурных ценностей — творчество. Потребность в творче- стве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому.
Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно явля- ется средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность тво- рить открывается всем без исключения. Творческой может быть лю- бая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душев- ные силы и способности человека.
Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качества- ми и особенностями, все это и делает отдых социально-педагоги- ческим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек зани- мался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, ко- торые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть по- требность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга на- зывают созерцательным. Ему соответствует общение между близки- ми по духу людьми. Следовательно, досуг представляет собой мно- гоуровневую структуру.
68 69
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Глава 3. СЕмЕЙНЫЙ ДОСУГ
3.1. Совместный отдых детей и родителей,
формы его организации
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руко- водством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.
Семья выступает важнейшим институтом социализации под- растающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представля- ет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параме- тров:
— социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
— социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
— технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
— демографический определяется структурой семьи.
Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоро- вительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творче- ская, охранно-защитная.
Основными задачами семейного воспитания являются:
l гармоническое развитие ребенка;
l забота о здоровье детей;
l помощь в учении;
l трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
l помощь в социализации личности;
l формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
l забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
l подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.
Каждый ребенок — это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, уме- ют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от ро- дителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными каче- ствами родителей, которые так необходимы детям, являются гуман- ность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная под- держка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.