Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личности, общества и государства. Именно образование является
условием успешного экономического, культурного и духовного
развития. С другой стороны, он косвенно вытекает из конституционного права на образование, которое относится к числу основополагающих прав человека и гражданина.
2. Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Данный принцип фактически состоит из двух частей. Первая вытекает из конституционной нормы о праве на образование. Вторая часть вытекает из
конституционной нормы о недопустимости всех форм дискриминации, в том числе, на основании расовой или национальной, а
также религиозной принадлежности. Эта норма реализуется во
всех сферах жизни общества, включая сферу образования.
3. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Принцип сформулирован развернуто и
включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, которые в совокупности могут и должны определять направления развития образования и его содержание. Фактически в этом пункте законодатель
перечисляет те качества личности, которые должны быть сформированы в результате реализации государственной образовательной
политики.
1 Образовательное право / А.И. Рожков [и др.]. С. 29.
43
Очевидно, что личность, получившая образование, должна обладать важными качествами: трудолюбием, патриотизмом, ответственностью, правовой культурой, бережно относиться к окружающей среде. Формирование такой личности в образовательном
процессе возможно только на основе гуманистического характера
образования, которое исходит из приоритета жизни и здоровья человека, его прав и свобод. Не вполне вписывается в эту логику
только рациональное природопользование. Представляется, что
важная задача рационального природопользования находится всетаки вне сферы образования и должна решаться не субъектами образовательных отношений.
4. Единство образовательного пространства на территории РФ,
защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций
народов Российской Федерации в условиях многонационального
государства.
Названный принцип и соответствующее направление государственной политики в сфере образования определяются многонациональным характером российской государственности, фактом
проживания на территории страны представителей почти двух сотен различных национальностей. С учетом этого, государственная
политика в сфере образования, с одной стороны, должна исходить
из единства образовательного пространства, с другой — следует
учитывать этнокультурные особенности и языковое разнообразие.
5. Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других
государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Данный
принцип реализуется в рамках Болонского процесса, однако
надежды на скорую и успешную интеграцию в рамках международного образовательного пространства не оправдались. До сих
пор не удается в полной мере решить серьезные проблемы в системе взаимного признания документов об образовании, не массовой и не повсеместной остается академическая мобильность студентов и преподавателей.
6. Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Этот принцип вытекает из конституционной нормы о светском характере российской государственности. В соответствии с
ним, образование в государственных образовательных организациях строится на светской основе. Принцип учитывает конституционную норму о свободе совести и свободе вероисповедания.
7. Свобода выбора получения образования согласно склонностям и
потребностям человека, создание условий для самореализации
каждого человека, свободное развитие его способностей, включая
предоставление права выбора форм получения образования, форм
обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предостав-
44
ленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов
обучения и воспитания. Принцип имеет важное значение для реализации конституционного права на образование. Он неразрывно
связан с понятием академических свобод обучающихся и педагогов, тесно перекликается с девятым принципом.
8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы
образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Данный принцип развивает конституционную норму о праве на образование как одном из важнейших прав человека и гражданина. Право на образование определяется потребностями самой личности, ее запросами и интересами, а система образования должна быть гибкой и адаптивной,
чтобы в максимальной степени соответствовать этим потребностям.
По нашему мнению, государственная политика в сфере образования должна исходить не только из потребностей личности, что вытекает из духа и содержания действующей Конституции и вполне
оправдано, но также из потребностей общества и его развития.
В обществе всегда существует запрос на образованных и квалифицированных специалистов, этот запрос весьма динамичен, его
структура изменяется, и государство, принимая меры по развитию
системы образования, должно исходить, в числе прочего, из существующих общественных запросов. Если развитие образования будет соответствовать потребностям общества, это позитивно скажется на всех сферах общественной и государственной жизни, а
также будет соответствовать и интересам каждой социально активной личности.
9. Автономия образовательных организаций, академические права и
свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций. Академические права и свободы имеют важное значение для развития системы образования, в связи с чем будут отдельно рассмотрены ниже. Что касается информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, то
данный аспект их деятельности обусловлен современными процессами формирования информационного общества.
Государство реализует программу «Информационное общество
(2011–2020 годы)»1
, активно развивается предоставление государственных услуг в электронной форме, принимаются меры по рас-
1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. 2).
Ст. 2159.
45
ширению доступа граждан к информации. Государственные органы переходят на электронный документооборот, начинается процесс формирования электронного правительства.
Стратегией развития информационного общества в Российской
Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212)1
определяются основные направления государственной информационной
политики, подчеркивается, что обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одна из важнейших задач государства
2
.
10.Демократический характер управления образованием, обеспечение
прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Принцип
также основан на положениях Конституции РФ, он связан с демократическим государственным режимом, который установлен Основным Законом, а также с приоритетом прав и свобод человека и
гражданина. Демократизация управления образовательными организациями, предусматриваемая рассматриваемым принципом,
предполагает более активное участие самих обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательными организациями.
11.Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Принцип вытекает из общего положения о том,
что отсутствие конкуренции практически в любой сфере приводит
к снижению качества. Конкуренция в сфере образования направлена именно на повышение его качества. В то же время необходимо учитывать, что система образования не может полностью
функционировать по законам рыночной экономики. Образовательная деятельность — это не просто набор услуг, предоставляемых
образовательными организациями. Системообразующая роль образования в государстве и обществе определяет необходимость ограниченного использования механизмов конкуренции, повышает
значимость государственного регулирования.
12.Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Данный принцип ориентирован на
расширение возможностей получения образования. Он предусматривает оказание образовательных услуг на договорной основе, развитие негосударственных образовательных организаций. Вариативность возможностей получения образования в данном случае
способствует более полной реализации конституционного права на
образование.
1
Российская газета. 16.02.2008. № 34.
2 Николаев А.И. Государственно-правовые аспекты становления информационного общества в Российской Федерации // Российское государствоведение.
2016. № 1. С. 112.
46
Таким образом, законодательство устанавливает целостную систему принципов государственной политики в сфере образования, которые формируют рамки государственной образовательной политики и
показывают ее основные направления. В то же время система вызывает определенную критику со стороны научно-педагогического сообщества. Так, А.А. Кирилловых отмечает отсутствие четкой и определенной гарантии бесплатности образования как базового принципа,
закрепленного в ст. 43 Конституции РФ. Автор предлагает учитывать
требования «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI
века: подходы и практические меры» (05.10.1998–09.10.1998), положения которой провозглашают курс на развитие доступности образования через расширение спектра бесплатных образовательных услуг с
учетом обеспечения потребности обновления знаний на протяжении
всей жизни человека. По мнению А.А. Кирилловых, в системе принципов государственной политики в сфере образования следовало бы
отразить гарантии реализации принципа бесплатного образования1
.
Перечисленные принципы, определяющие характер и направления государственной политики в сфере образования, конкретизированы в целом ряде статей Федерального закона № 273-ФЗ. Соответствующие конкретные нормы будут проанализированы далее.
Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает, что в рамках
обеспечения проведения единой государственной политики в сфере
образования Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному
Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования, который публикуется на официальном сайте Правительства РФ в сети Интернет2
.
На практике реализация государственной политики в сфере образования определяется не только содержанием принятых и вступивших
в силу правовых норм, но и политическими решениями субъектов такой политики, включая Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления. В этом механизме взаимодействия
права и политики именно политика нередко оказывается на первом
месте. Политические решения определяют правовое регулирование,
обязывают субъектов правотворческой деятельности изменять нормы
права, приспосабливать их для решения новых поставленных политической властью задач в сфере образования. В то же время существует
и обратная связь, когда субъекты образовательной политики вынуждены действовать в рамках законодательства, опираться на уже принятые правовые нормы.
1 Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. 2013. № 2. С. 6.
2 URL: http://government.ru/docs
47
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организационно-правовые основы создания,
реорганизации, изменения типа и ликвидации
образовательной организации
Вопросы, связанные с правовым статусом образовательной организации, приобретают первостепенное значение в условиях развития