Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


личности, общества и государства. Именно образование является

условием успешного экономического, культурного и духовного

развития. С другой стороны, он косвенно вытекает из конституционного права на образование, которое относится к числу основополагающих прав человека и гражданина.

2. Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Данный принцип фактически состоит из двух частей. Первая вытекает из конституционной нормы о праве на образование. Вторая часть вытекает из

конституционной нормы о недопустимости всех форм дискриминации, в том числе, на основании расовой или национальной, а

также религиозной принадлежности. Эта норма реализуется во

всех сферах жизни общества, включая сферу образования.

3. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Принцип сформулирован развернуто и

включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, которые в совокупности могут и должны определять направления развития образования и его содержание. Фактически в этом пункте законодатель

перечисляет те качества личности, которые должны быть сформированы в результате реализации государственной образовательной

политики.

1 Образовательное право / А.И. Рожков [и др.]. С. 29.

43

Очевидно, что личность, получившая образование, должна обладать важными качествами: трудолюбием, патриотизмом, ответственностью, правовой культурой, бережно относиться к окружающей среде. Формирование такой личности в образовательном

процессе возможно только на основе гуманистического характера

образования, которое исходит из приоритета жизни и здоровья человека, его прав и свобод. Не вполне вписывается в эту логику

только рациональное природопользование. Представляется, что

важная задача рационального природопользования находится всетаки вне сферы образования и должна решаться не субъектами образовательных отношений.

4. Единство образовательного пространства на территории РФ,

защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций

народов Российской Федерации в условиях многонационального

государства.

Названный принцип и соответствующее направление государственной политики в сфере образования определяются многонациональным характером российской государственности, фактом


проживания на территории страны представителей почти двух сотен различных национальностей. С учетом этого, государственная

политика в сфере образования, с одной стороны, должна исходить

из единства образовательного пространства, с другой — следует

учитывать этнокультурные особенности и языковое разнообразие.

5. Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других

государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Данный

принцип реализуется в рамках Болонского процесса, однако

надежды на скорую и успешную интеграцию в рамках международного образовательного пространства не оправдались. До сих

пор не удается в полной мере решить серьезные проблемы в системе взаимного признания документов об образовании, не массовой и не повсеместной остается академическая мобильность студентов и преподавателей.

6. Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Этот принцип вытекает из конституционной нормы о светском характере российской государственности. В соответствии с

ним, образование в государственных образовательных организациях строится на светской основе. Принцип учитывает конституционную норму о свободе совести и свободе вероисповедания.

7. Свобода выбора получения образования согласно склонностям и

потребностям человека, создание условий для самореализации

каждого человека, свободное развитие его способностей, включая

предоставление права выбора форм получения образования, форм

обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предостав-

44

ленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов

обучения и воспитания. Принцип имеет важное значение для реализации конституционного права на образование. Он неразрывно

связан с понятием академических свобод обучающихся и педагогов, тесно перекликается с девятым принципом.

8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы

образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Данный принцип развивает конституционную норму о праве на образование как одном из важнейших прав человека и гражданина. Право на образование определяется потребностями самой личности, ее запросами и интересами, а система образования должна быть гибкой и адаптивной,



чтобы в максимальной степени соответствовать этим потребностям.

По нашему мнению, государственная политика в сфере образования должна исходить не только из потребностей личности, что вытекает из духа и содержания действующей Конституции и вполне

оправдано, но также из потребностей общества и его развития.

В обществе всегда существует запрос на образованных и квалифицированных специалистов, этот запрос весьма динамичен, его

структура изменяется, и государство, принимая меры по развитию

системы образования, должно исходить, в числе прочего, из существующих общественных запросов. Если развитие образования будет соответствовать потребностям общества, это позитивно скажется на всех сферах общественной и государственной жизни, а

также будет соответствовать и интересам каждой социально активной личности.

9. Автономия образовательных организаций, академические права и

свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций. Академические права и свободы имеют важное значение для развития системы образования, в связи с чем будут отдельно рассмотрены ниже. Что касается информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, то

данный аспект их деятельности обусловлен современными процессами формирования информационного общества.

Государство реализует программу «Информационное общество

(2011–2020 годы)»1

, активно развивается предоставление государственных услуг в электронной форме, принимаются меры по рас-

1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении

государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. 2).

Ст. 2159.

45

ширению доступа граждан к информации. Государственные органы переходят на электронный документооборот, начинается процесс формирования электронного правительства.

Стратегией развития информационного общества в Российской

Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212)1

определяются основные направления государственной информационной

политики, подчеркивается, что обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одна из важнейших задач государства

2

.

10.Демократический характер управления образованием, обеспечение

прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Принцип


также основан на положениях Конституции РФ, он связан с демократическим государственным режимом, который установлен Основным Законом, а также с приоритетом прав и свобод человека и

гражданина. Демократизация управления образовательными организациями, предусматриваемая рассматриваемым принципом,

предполагает более активное участие самих обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательными организациями.

11.Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Принцип вытекает из общего положения о том,

что отсутствие конкуренции практически в любой сфере приводит

к снижению качества. Конкуренция в сфере образования направлена именно на повышение его качества. В то же время необходимо учитывать, что система образования не может полностью

функционировать по законам рыночной экономики. Образовательная деятельность — это не просто набор услуг, предоставляемых

образовательными организациями. Системообразующая роль образования в государстве и обществе определяет необходимость ограниченного использования механизмов конкуренции, повышает

значимость государственного регулирования.

12.Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Данный принцип ориентирован на

расширение возможностей получения образования. Он предусматривает оказание образовательных услуг на договорной основе, развитие негосударственных образовательных организаций. Вариативность возможностей получения образования в данном случае

способствует более полной реализации конституционного права на

образование.

1

Российская газета. 16.02.2008. № 34.

2 Николаев А.И. Государственно-правовые аспекты становления информационного общества в Российской Федерации // Российское государствоведение.

2016. № 1. С. 112.

46

Таким образом, законодательство устанавливает целостную систему принципов государственной политики в сфере образования, которые формируют рамки государственной образовательной политики и

показывают ее основные направления. В то же время система вызывает определенную критику со стороны научно-педагогического сообщества. Так, А.А. Кирилловых отмечает отсутствие четкой и определенной гарантии бесплатности образования как базового принципа,

закрепленного в ст. 43 Конституции РФ. Автор предлагает учитывать


требования «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI

века: подходы и практические меры» (05.10.1998–09.10.1998), положения которой провозглашают курс на развитие доступности образования через расширение спектра бесплатных образовательных услуг с

учетом обеспечения потребности обновления знаний на протяжении

всей жизни человека. По мнению А.А. Кирилловых, в системе принципов государственной политики в сфере образования следовало бы

отразить гарантии реализации принципа бесплатного образования1

.

Перечисленные принципы, определяющие характер и направления государственной политики в сфере образования, конкретизированы в целом ряде статей Федерального закона № 273-ФЗ. Соответствующие конкретные нормы будут проанализированы далее.

Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает, что в рамках

обеспечения проведения единой государственной политики в сфере

образования Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному

Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования, который публикуется на официальном сайте Правительства РФ в сети Интернет2

.

На практике реализация государственной политики в сфере образования определяется не только содержанием принятых и вступивших

в силу правовых норм, но и политическими решениями субъектов такой политики, включая Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, органы государственной власти субъектов РФ,

органы местного самоуправления. В этом механизме взаимодействия

права и политики именно политика нередко оказывается на первом

месте. Политические решения определяют правовое регулирование,

обязывают субъектов правотворческой деятельности изменять нормы

права, приспосабливать их для решения новых поставленных политической властью задач в сфере образования. В то же время существует

и обратная связь, когда субъекты образовательной политики вынуждены действовать в рамках законодательства, опираться на уже принятые правовые нормы.

1 Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. 2013. № 2. С. 6.

2 URL: http://government.ru/docs

47

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Организационно-правовые основы создания,

реорганизации, изменения типа и ликвидации

образовательной организации

Вопросы, связанные с правовым статусом образовательной организации, приобретают первостепенное значение в условиях развития