Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.
Учебный центр профессиональной квалификации как структурное
подразделение организации может быть создан либо как новое структурное подразделение, либо путем преобразования действующих структурных подразделений профессионального обучения.
Проект примерного положения о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации) приведен в Методических рекомендациях по формированию мно-
1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6047.
2 Вестник образования России. 2013. № 17.
52
гофункциональных центров прикладных квалификаций, принятых
письмом Минобрнауки России от 17.06.2013 № АК-921/06.
Есть еще одно ограничение по выбору организационно-правовой
формы для образовательных организаций связано с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1
. Часть
4 ст. 51 Закона предусматривает за муниципальными образованиями
право создавать из возможного перечня некоммерческих организаций
лишь муниципальные учреждения.
Отсутствие ведения образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности, однако, не означает, что перечисленные
выше юридические лица не имеют права заниматься образовательной
деятельностью. Они приобретут такое право при условии получения
ими соответствующей лицензии, например, в соответствии со ст. 91
Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. относит такие организации к организациям, осуществляющим обучение. Согласно п. 19
ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая
обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Примечательно, что к данным организациям могут относиться не
только некоммерческие организации, но и юридические лица иных
организационно-правовых форм. Вместе с тем ст. 31 Федерального
закона № 273-ФЗ установлен ряд ограничений для образовательных
программ, по которым могут осуществлять образовательную деятельность указанные организации. Юридическое лицо, не являющееся образовательной организацией, может реализовывать программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного
образования и дополнительные образовательные программы.
В отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании»,
который устанавливал достаточно сложную типологию образовательных организаций, включавшую в себя как их типы, так и виды, Федеральный закон № 273-ФЗ в ст. 23 предусматривает деление образовательных организаций только на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их
деятельности.
Кроме того, Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает
специального регулирования для отдельных групп (видов) образовательных организаций в рамках выделенных им типов, а также принятия типовых положений. Вместе с тем это не означает, что какие-либо
организации внутри типа не могут иметь свои особенности или осо-
1 Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
53
бые условия реализации образовательных программ. Федеральный закон № 273-ФЗ это допускает, однако не устанавливает особых правил
для образовательных организаций, например, реализующих общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических
традиций российского казачества. Особенности осуществляемой образовательной деятельности, а также дополнительно осуществляемые
функции, связанные с предоставлением образовательных услуг могут
быть отражены и в названии образовательной организации.
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной
деятельности (уровень и направленность образовательных программ,
интеграция различных видов образовательных программ, содержание
образовательной программы, специальные условия их реализации и
(или) особые образовательные потребности обучающихся), а также
дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция,
психолого-педагогическая поддержка, интернат, научноисследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Типами образовательных организаций, реализующих основные
образовательные программы, являются:
дошкольная образовательная организация — образовательная
организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования, присмотр и уход за
детьми;
общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
и (или) по программам профессионального обучения;
образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной
цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Типами образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, являются:
организация дополнительного образования — образовательная
организация, осуществляющая в качестве основной цели ее де-
54
ятельности образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам;
организация дополнительного профессионального образования
— образовательная организация, осуществляющая в качестве
основной цели ее деятельности образовательную деятельность
по дополнительным профессиональным программам.
Федерального закона № 273-ФЗ в ч. 2 и 3 ст. 23 предоставляет указанным выше организациям как реализующим основные и дополнительные образовательные программы право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, реализация
которых не является основной целью их деятельности.
Образовательные организации вправе реализовывать следующие
дополнительно программы:
дошкольные образовательные организации — дополнительные
общеразвивающие программы;
общеобразовательные организации образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
профессиональные образовательные организации основные
общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные
программы;
образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы
профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
организации дополнительного образования — образовательные
программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
организации дополнительного профессионального образования
— программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные
программы, программы профессионального обучения.
Как видно, типология образовательных организаций построена в
соответствии с образовательными программами, реализация которых
относится к основным целям их деятельности. При этом разрешено
реализовывать некоторые образовательные программы, которые не
относятся к основным целям деятельности образовательной организации. Типы образовательных организаций и виды образовательных
программ, которые они реализуют в качестве основных целей своей
деятельности, а также виды образовательных программ, которые им
55
разрешено реализовать дополнительно, определены ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ.
Типология образовательных организаций после принятия Федерального закона № 273-ФЗ существенным образом сокращена по
сравнению с Законом РФ «Об образовании». Все разнообразные виды
общеобразовательных организаций (лицеи, гимназии, школы, коррекционные школы, школы — детские сады, иные), которые выделялись
ранее, являются общеобразовательными организациями. Их правовой
статус идентичен, пределы правоспособности определяются законодательством. Вместе с тем образовательные организации могут сохранить в своем наименовании указание на ранее имевшийся вид учреждения, т.е. фактически и юридически сделать указание в наименовании на особенности организации и (или) осуществления образовательной деятельности в конкретной образовательной организации.
Например, название образовательной организации может выглядеть следующим образом: муниципальное автономное дошкольное
учреждение «Детский сад — центр развития», где «муниципальное»
— указание на учредителя (собственника муниципального имущества) учреждения; «автономное» — указание на тип государственного
(муниципального) учреждения; «дошкольное» — указание на тип образовательной организации; «учреждение» — указание на организационно-правовую форму; «Детский сад – центр развития» — специальное наименование.
В связи с многочисленными вопросами о соотношении понятий
«образовательная организация» и «образовательное учреждение»,
Минобрнауки России разъяснило, что понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе № 273 в связи с тем,
что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273 образовательная
организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в
которых могут быть созданы образовательные организации, установлены ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно письму Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17
«О наименовании образовательных учреждений» одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является учреждение
1
.
Каких-либо специфических требований по созданию образовательных организаций Федеральный закон № 273-ФЗ не устанавливает,
поэтому применяется общий порядок создания и государственной регистрации юридических лиц, установленный ГК РФ и Федеральным
1 Вестник образования России. 2013. № 13.
56
законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
1
.
Вслед за ГК РФ Федеральный закон № 273-ФЗ в ч. 4–7 ст. 22 регламентирует, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана (иначе говоря, в зависимости от того, кто выступает учредителем), является государственной, муниципальной или частной:
государственной образовательной организацией признается образовательная организация, созданная Российской Федерацией
или субъектом РФ;
муниципальной образовательной организацией — созданная
муниципальным образованием (муниципальным районом или
городским округом);
частной образовательной организацией — созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Государственные и муниципальные образовательные организации
в зависимости от модели финансово-хозяйственной делятся также на
три типа: казенные, бюджетные и автономные (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)2
.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях