Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.

Учебный центр профессиональной квалификации как структурное

подразделение организации может быть создан либо как новое структурное подразделение, либо путем преобразования действующих структурных подразделений профессионального обучения.

Проект примерного положения о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации) приведен в Методических рекомендациях по формированию мно-

1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6047.

2 Вестник образования России. 2013. № 17.

52

гофункциональных центров прикладных квалификаций, принятых

письмом Минобрнауки России от 17.06.2013 № АК-921/06.

Есть еще одно ограничение по выбору организационно-правовой

формы для образовательных организаций связано с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1

. Часть

4 ст. 51 Закона предусматривает за муниципальными образованиями

право создавать из возможного перечня некоммерческих организаций

лишь муниципальные учреждения.

Отсутствие ведения образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности, однако, не означает, что перечисленные

выше юридические лица не имеют права заниматься образовательной

деятельностью. Они приобретут такое право при условии получения

ими соответствующей лицензии, например, в соответствии со ст. 91

Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. относит такие организации к организациям, осуществляющим обучение. Согласно п. 19

ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая

обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Примечательно, что к данным организациям могут относиться не

только некоммерческие организации, но и юридические лица иных

организационно-правовых форм. Вместе с тем ст. 31 Федерального

закона № 273-ФЗ установлен ряд ограничений для образовательных

программ, по которым могут осуществлять образовательную деятельность указанные организации. Юридическое лицо, не являющееся образовательной организацией, может реализовывать программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного


образования и дополнительные образовательные программы.

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании»,

который устанавливал достаточно сложную типологию образовательных организаций, включавшую в себя как их типы, так и виды, Федеральный закон № 273-ФЗ в ст. 23 предусматривает деление образовательных организаций только на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их

деятельности.

Кроме того, Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает

специального регулирования для отдельных групп (видов) образовательных организаций в рамках выделенных им типов, а также принятия типовых положений. Вместе с тем это не означает, что какие-либо

организации внутри типа не могут иметь свои особенности или осо-

1 Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

53

бые условия реализации образовательных программ. Федеральный закон № 273-ФЗ это допускает, однако не устанавливает особых правил

для образовательных организаций, например, реализующих общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических

традиций российского казачества. Особенности осуществляемой образовательной деятельности, а также дополнительно осуществляемые

функции, связанные с предоставлением образовательных услуг могут

быть отражены и в названии образовательной организации.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной

деятельности (уровень и направленность образовательных программ,

интеграция различных видов образовательных программ, содержание

образовательной программы, специальные условия их реализации и

(или) особые образовательные потребности обучающихся), а также

дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция,

психолого-педагогическая поддержка, интернат, научноисследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Типами образовательных организаций, реализующих основные

образовательные программы, являются:

 дошкольная образовательная организация — образовательная

организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным



программам дошкольного образования, присмотр и уход за

детьми;

 общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

 профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования

и (или) по программам профессионального обучения;

 образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной

цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типами образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, являются:

 организация дополнительного образования — образовательная

организация, осуществляющая в качестве основной цели ее де-

54

ятельности образовательную деятельность по дополнительным

общеобразовательным программам;

 организация дополнительного профессионального образования

— образовательная организация, осуществляющая в качестве

основной цели ее деятельности образовательную деятельность

по дополнительным профессиональным программам.

Федерального закона № 273-ФЗ в ч. 2 и 3 ст. 23 предоставляет указанным выше организациям как реализующим основные и дополнительные образовательные программы право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, реализация

которых не является основной целью их деятельности.

Образовательные организации вправе реализовывать следующие

дополнительно программы:

 дошкольные образовательные организации — дополнительные

общеразвивающие программы;

 общеобразовательные организации образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

 профессиональные образовательные организации основные

общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные

программы;

 образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы


профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

 организации дополнительного образования — образовательные

программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

 организации дополнительного профессионального образования

— программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные

программы, программы профессионального обучения.

Как видно, типология образовательных организаций построена в

соответствии с образовательными программами, реализация которых

относится к основным целям их деятельности. При этом разрешено

реализовывать некоторые образовательные программы, которые не

относятся к основным целям деятельности образовательной организации. Типы образовательных организаций и виды образовательных

программ, которые они реализуют в качестве основных целей своей

деятельности, а также виды образовательных программ, которые им

55

разрешено реализовать дополнительно, определены ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ.

Типология образовательных организаций после принятия Федерального закона № 273-ФЗ существенным образом сокращена по

сравнению с Законом РФ «Об образовании». Все разнообразные виды

общеобразовательных организаций (лицеи, гимназии, школы, коррекционные школы, школы — детские сады, иные), которые выделялись

ранее, являются общеобразовательными организациями. Их правовой

статус идентичен, пределы правоспособности определяются законодательством. Вместе с тем образовательные организации могут сохранить в своем наименовании указание на ранее имевшийся вид учреждения, т.е. фактически и юридически сделать указание в наименовании на особенности организации и (или) осуществления образовательной деятельности в конкретной образовательной организации.

Например, название образовательной организации может выглядеть следующим образом: муниципальное автономное дошкольное

учреждение «Детский сад — центр развития», где «муниципальное»

— указание на учредителя (собственника муниципального имущества) учреждения; «автономное» — указание на тип государственного

(муниципального) учреждения; «дошкольное» — указание на тип образовательной организации; «учреждение» — указание на организационно-правовую форму; «Детский сад – центр развития» — специальное наименование.


В связи с многочисленными вопросами о соотношении понятий

«образовательная организация» и «образовательное учреждение»,

Минобрнауки России разъяснило, что понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе № 273 в связи с тем,

что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273 образовательная

организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в

которых могут быть созданы образовательные организации, установлены ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно письму Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17

«О наименовании образовательных учреждений» одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является учреждение

1

.

Каких-либо специфических требований по созданию образовательных организаций Федеральный закон № 273-ФЗ не устанавливает,

поэтому применяется общий порядок создания и государственной регистрации юридических лиц, установленный ГК РФ и Федеральным

1 Вестник образования России. 2013. № 13.

56

законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

1

.

Вслед за ГК РФ Федеральный закон № 273-ФЗ в ч. 4–7 ст. 22 регламентирует, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана (иначе говоря, в зависимости от того, кто выступает учредителем), является государственной, муниципальной или частной:

 государственной образовательной организацией признается образовательная организация, созданная Российской Федерацией

или субъектом РФ;

 муниципальной образовательной организацией — созданная

муниципальным образованием (муниципальным районом или

городским округом);

 частной образовательной организацией — созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Государственные и муниципальные образовательные организации

в зависимости от модели финансово-хозяйственной делятся также на

три типа: казенные, бюджетные и автономные (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)2

.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях