Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


34

занности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

 качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)

потребностям физического или юридического лица, в интересах

которого осуществляется образовательная деятельность, в том

числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Как мы видим, Федеральный закон № 273-ФЗ изменил систему видов, уровней и подвидов образования. В Российской Федерации созданы условия для получения образования на протяжении всей жизни.

Дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее

образование объединены под единым понятием «общее образование».

Ранее именуемые «ступени общего образования» стали уровнями общего образования. Дошкольное образование — это первый уровень

общего образования (ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ). При

этом дошкольное образование в отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования не предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации воспитанников по образовательным программам дошкольного образования (ст. 11, 58, 59 и

64 Федерального закона № 273-ФЗ).

В рамках образовательных программ среднего профессионального

образования выделены две программы — подготовка квалифицированных рабочих, служащих и подготовка специалистов среднего звена

(ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Начальное профессиональное образование приравнено к уровню

среднего профессионального образования по программам подготовки

квалифицированных рабочих (служащих) (ч. 1 ст. 108 Федерального

закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным

программам начального профессионального образования до 1 сентября 2013 г., считаются принятыми на обучение по образовательным

программам среднего профессионального образования. На данных

обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся

по образовательным программам среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ).


Часть программ ранее существовавшего вида образования «послевузовское профессиональное образование» (аспирантура (адъюнктура) и ординатура) стало уровнем высшего образования – подготовка

кадров высшей квалификации. Докторантура регламентируется не

Федеральным законом № 273-ФЗ, а Федеральным законом от

23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-

35

технической политике»1

. Федеральный закон № 273-ФЗ изменил систему образовательных программ. Согласно ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы.

Основные образовательные программы

1. Основные общеобразовательные программы — образовательные

программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы

основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

2. Основные профессиональные образовательные программы:

 образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

 образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

3. Основные программы профессионального обучения — программы

профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих,

программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительные образовательные программы

1. Дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

2. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так

и посредством сетевых форм их реализации.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

 самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные



программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ;

 реализуют образовательные программы как самостоятельно,

так и посредством сетевых форм;

 могут использовать модульный принцип содержания образовательной программы и построения учебных планов;

1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

36

 могут применять систему зачетных единиц (количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной

программе устанавливается ФГОС);

 вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;

 реализуют образовательные программы в организациях;

 размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),

практики, предусмотренных соответствующей образовательной

программой.

Федеральным законом № 273-ФЗ выделяются следующие формы

получения образования и формы обучения (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Формы получения образования и формы обучения

Формы получения образования

В организациях, осуществляющих

образовательную деятельность

Вне организаций, осуществляющих

образовательную деятельность

Очная формы обучения.

Очно-заочная формы обучения.

Заочная формы обучения

Семейное образование.

Самообразования

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения

Отдельная статья в Федеральном законе № 273-ФЗ посвящена вопросам экспериментальной и инновационной деятельности в сфере

образования.

«Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 273-ФЗ экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов.

Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, осуществление

экспериментальной деятельности на уровне школы или муниципального образования Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.

Что касается инновационной деятельности, то она, в отличие от

экспериментов, предполагает совершенствование научнопедагогического
, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического

обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ (ч. 3 ст. 20 Федерального

закона № 273-ФЗ).

Инновационная деятельность осуществляется образовательными

организациями и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. Требованием к осуществлению

37

инновационной деятельности является строгое соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не

могут быть ниже требований, установленных ФГОС.

При этом Федеральный закон № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 20) предусматривает возможность получения образовательными организациями статуса федеральных и региональных инновационных площадок с целью

поддержки реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования. Однако указанная норма не исключает возможности осуществление инновационной деятельности на уровне общеобразовательных организаций вне статуса федеральной или региональной

площадки при соблюдении общих требований законодательства.

Кроме того, не исключается и поддержка инновационной деятельности на уровне муниципального образования при наличии соответствующих возможностей»1

.

Система образования в Российской Федерации регламентируется

нормативными правовыми актами. Так, Конституция РФ в ч. 3 ст. 11

устанавливает, что «разграничение предметов ведения и полномочий

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

осуществляется настоящей Конституцией, федеративным и иными

договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

Конституцией РФ установлены общие правила разграничения

полномочий:

 ст. 71 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к

исключительной компетенции Российской Федерации;

 ст. 72 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к

совместной компетенции Российской Федерации и субъекта

РФ. По данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные

правовые акты субъектов РФ. В случае противоречия между


федеральным законом и актом субъекта РФ, действует федеральный закон;

 ст. 73 наделяет субъекты РФ всей полнотой государственной

власти по вопросам, не отнесенным к полномочиям Российской

Федерации и (или) совместным полномочиям Российской Федерации и субъекта РФ;

 федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные

органы и назначать соответствующих должностных лиц;

1

Рожков А.И. Как в новом Законе регламентируется экспериментальная и

инновационная деятельность школы на уровне муниципальной инновационной

площадки? URL: http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety

38

 федеральные органы исполнительной власти по соглашению с

органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий;

 органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с

федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий;

 местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает

самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

 органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых

средств.

Нормативное правовое регулирование системы образования в Российской Федерации имеет многоуровневый характер. В соответствии

с Конституцией РФ вопросы образования и воспитания находятся в

совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это

означает принятие документов по вопросам образования на разных

уровнях власти. Исходя из федеративной формы государственного

устройства России и гарантированности местного самоуправления,

выделяют следующие уровни нормативного правового регулирования:

 федеральный уровень;

 уровень субъекта РФ (региональный уровень);

 муниципальный уровень;

 локальные нормативные акты образовательной организации.

Федеральный закон № 273-ФЗ — основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования. Он включает как общие положения, так и положения, регулирующие отношения по отдельным видам и уровням образования.

Говоря о правовом регулировании отношений в сфере образования, нужно отметить, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.