Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В частности, ч. 1, 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка предусматривают, что государства-участники, признавая право ребенка на образование, вводят бесплатное и обязательное начальное образование,
обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе
способностей каждого с помощью всех необходимых средств, обеспечивают доступность информации и материалов в области образования
и профессиональной подготовки для всех детей, принимают меры по
содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, а также меры для обеспечения того, чтобы
39
школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Российской Федерацией заключены многочисленные международные договоры двустороннего характера правительственного уровня,
касающиеся вопросов образования (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 20 сентября 1993 г.;
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования
от 10 февраля 1998 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной
Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры
от 15 февраля 1994 г. и др.).
Если международным договором РФ установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Части 3 и 4 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливают
приоритет норм (правил, гарантий) Федерального закона № 273-ФЗ
относительно тех норм, которые регулируют отношения в сфере образования и устанавливаются:
другими федеральными законами и другими нормативными
правовыми актами РФ;
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
РФ;
правовыми актами органов местного самоуправления.
В случае если обнаруживается любое несоответствие нормативных
правовых актов (исключая Конституцию РФ и международные договоры) нормам Федерального закона № 273-ФЗ, подлежат применению
нормы Федерального закона № 273-ФЗ (в том случае, если иное не
установлено в Федеральном законе № 273-ФЗ).
Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона № 273-ФЗ является развитие и конкретизация закрепленных им норм в законодательстве субъектов РФ. Реализуя свои правомочия на осуществление законотворческой деятельности, субъекты РФ имеют возможность существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учетом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.
Следует обратить внимание, что исключительно в форме законов
субъектов РФ могут устанавливаться нормы регионального законодательства по вопросам, составляющим предмет ведения субъекта РФ,
особенности организации образовательной деятельности, социальные
и иные гарантии обучающихся и педагогических работников, особенности организации управления образованием на территории субъекта
РФ, основные принципы финансового обеспечения образовательной
деятельности на региональном уровне.
40
Указанные нормы могут быть урегулированы как в рамках единого
базового регионального закона об образовании, так и отдельными законодательными актами субъектов РФ, регулирующими различные
вопросы построения региональной системы образования. Проект Модельного закона субъекта РФ «Об образовании в субъекте Российской
Федерации» опубликован на сайте Минобрнауки России1
.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе предусматривать дополнительные права и меры социальной поддержки обучающихся, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Такие права и меры социальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Необходимо помнить, что законы субъектов РФ по вопросам образования должны состоять по преимуществу из оригинальных норм
субъекта РФ. Для целей полноты и ясности нормативных положений
таких актов допускается воспроизведение отдельных общих положений Федерального закона № 273-ФЗ, однако это должно носить ограниченный характер.
Таким образом, понятие системы образования, которое закреплено
Федеральным законом № 273-ФЗ, является комплексным. Система
образования может рассматриваться в качестве совокупности нескольких подсистем: институциональной, содержательной, правовой.
Осмысление изложенных правовых аспектов системы образования
с позиций синергетики позволяет рассматривать ее как систему открытого типа, основанную на обмене информацией с окружающей
средой. Причем этому обмену не надлежит быть односторонним.
Иными словами, не только российская система образования должна
перенимать зарубежный опыт образования, но и иностранным образовательным системам следует обогащаться за счет лучших достижений
образовательной традиции России.
Цели развития системы образования во многом детерминированы
таким фактором, как экономикоцентричность современного российского общества. В то же время существует потребность развивать систему образования в направлении обслуживания «общества знания».
Это в полной мере отвечает стратегическим интересам общества и
государства. Но возникает закономерный вопрос: насколько современная система образования России по своим характеристикам отвечает данной потребности?
Являясь системой, образование входит в качестве подсистемы в
общество как систему более сложного типа, поэтому развитие образования представляет собой несамостоятельный процесс, так как обусловлено парадигмой общественного развития. Одним из факторов
такого развития выступает государственная политика.
1 URL: http://минобрнауки.рф/документы/1249/файл/1880
41
1.5. Государственная политика в сфере образования
В современных условиях не вызывает серьезных возражений тезис
о том, что образование по своей сущности представляет не услугу, а
одну из важнейших функций государства. В связи с этим, важное значение имеет целенаправленная государственная политика в сфере образования и ее правовое регулирование.
Как отмечают ученые, государственная политика в сфере образования тесно связана с социальной политикой1
. Об этом, в частности,
свидетельствуют нормы Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
2
, предусматривающего, в частности, комплекс мероприятий,
связанных со сферой образования. Данные мероприятия направлены
как на повышение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций, образовательных
организаций общего образования, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования, работников учреждений культуры, так и
на повышение эффективности содействия трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования,
включая совершенствование методов профессиональной ориентации
детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на
подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения
уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.
С другой стороны, государственная политика в сфере образования
может рассматриваться как одно из направлений правовой политики.
Правовая политика представляет собой систему мер по реализации
основных функций государства правовыми средствами. Правовая политика может быть классифицирована по сферам общественных отношений, в которых она осуществляется. Отношения в сфере образования представляют собой одну из таких сфер, где важное значение
имеет целенаправленное государственное воздействие, осуществляемое с помощью правовых норм.
В современной юридической науке высказываются различные
мнения относительно понятия и содержания образовательной политики. Например, в недавно опубликованном учебнике для академического бакалавриата «в качестве политики в сфере образования предла-
1 Кочерга С.А. Государственная политика в сфере образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 6. С. 12.
2 Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.
42
гается рассматривать сферу общественной жизни, связанную с деятельностью государства по управлению областью образования»1
.
Данное определение представляется не вполне корректным. По
нашему мнению, политика должна рассматриваться не как сфера, а
как деятельность в определенной сфере, и политика включает в себя
не только управление.
Так как легальное определение государственной политики в сфере
образования отсутствует, представляется возможным предложить
следующее авторское определение:
Государственная политика в сфере образования представляет
основанную на праве систематическую, научно обоснованную, целенаправленную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для полной и всесторонней реализации конституционного права на образование.
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования установлены ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ.
1. Признание приоритетности образования. Этот принцип, с одной
стороны, подчеркивает важнейшую роль образования в развитии