Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


п. 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса

Российской Федерации».

2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

61

мостью его соответствующего надлежащего правового оформления

(наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы)

к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица как единое целое

(универсальное правопреемство) в соответствии с передаточным актом (ст. 59 ГК РФ).

Следует отметить, что переходят права и обязанности, которые не

только признаются или оспариваются сторонами, но и те, которые на

момент реорганизации не выявлены, но существуют независимо от

указания на них в передаточном акте (постановление Федерального

Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.05.2007 по делу

№ А43-32226/2006-17-585).

Реорганизация образовательной организации может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа

юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Основаниями для проведения реорганизации являются, например, невыполнение уставных целей и задач;

изменение контингента обучающихся, проживающих на территории,

обслуживаемой образовательной организацией; изменение образовательных запросов населения (приказ Минобрнауки Калужской области от 20.10.2009 № 608/1 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений»).

ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации образовательной

организации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с

другим создается новое юридическое лицо, к которому по передаточному акту переходят все имущественные права и обязанности каждой

из реорганизованных организаций (A + B → C). Реорганизуемые

учреждения при слиянии прекращают свою деятельность как самостоятельные юридические лица. Капитал нового юридического лица,


образовавшегося в результате слияния организаций, равен сумме активов и пассивов всех слившихся юридических лиц.

При реорганизации в форме присоединения одного юридического

лица к другому юридическому лицу по передаточному акту к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица (A + B → A). Свое существование прекращает та организация, которая была присоединена. Соответственно,

62

присоединившаяся образовательная организация теряет свой государственный статус и самостоятельность как юридическое лицо.

При реорганизации в форме разделения создается два или более

новых юридических лица, а прежнее учреждение прекращает свое

существование (A → B + C). При разделении образовательной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные

его структуры или подразделения обособляются, на их базе создается

одно или несколько новых юридических лиц (A → A + B). К каждому

из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту

в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного

юридического лица.

Под реорганизацией образовательной организации в форме преобразования понимается изменение организационно-правовой формы

либо изменение правового статуса (типа, вида, категории) образовательной организации (например, преобразование общеобразовательной школы в лицей или наоборот) (A → B). При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованной образовательной организации в соответствии с передаточным

актом.

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 17.1 Федерального закона

«О некоммерческих организациях» изменение типа государственного

или муниципального учреждения (например, из бюджетного в автономное учреждение или автономного в казенное) не является его реорганизацией, поскольку изменения организационно-правовой формы

(учреждение) не происходит.

Нередко существующую практику «укрупнения» образовательных

организаций называют слиянием, однако слияние в том смысле, который вкладывает в этот термин ГК РФ, происходят достаточно редко.

В большинстве случаев речь идет о присоединении одной образовательной организации (организаций) к другой.

Кроме этого, ГК РФ в ст. 60 устанавливает ряд гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Например, право на досрочное исполнение обязательств.



Законодательством РФ устанавливаются особенности реорганизации отдельных видов юридических лиц.

Так, п. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» закрепляет положение о том, что принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений,

если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в

порядке, установленном:

 Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или

казенных учреждений;

63

 высшим исполнительным органом государственной власти субъекта

РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта

РФ;

 местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Ликвидация юридического лица в отличие от реорганизации означает полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Порядок ликвидации образовательной организации определен ГК

РФ и предусматривается в уставе организации. Ликвидация образовательной организации может осуществляться:

 по решению учредителя (участников) либо органа образовательной организации, уполномоченного на то учредительными

документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

 по решению суда.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования

предоставлено законом. В частности, действующим законодательством не предусмотрено право администрации района на предъявление иска о ликвидации образовательной организации, не являющейся

муниципальным. Следовательно, органы, не получившие соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с подобными исками не могут.

Общие особенности реорганизации и ликвидации для всех государственных и муниципальных образовательных организаций, установлены ч. 11–14 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ. Данная статья устанавливает, что принятие органом исполнительной власти

субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.


Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1

должны рассматриваться последствия такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, включая критерии этой оценки (по ти-

1 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

64

пам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

При этом подходы к созданию подобной комиссии могут быть

различными — субъект РФ может занять позицию централизации

принимаемых решений, т.е. предусмотреть формирование единой комиссии, порядок создания которой будет предусматривать учет позиции региональных органов власти, и которая будет работать по единым правилам и критериям для всех муниципалитетов региона. Региону не запрещено предусмотреть формирование комиссии с привлечением муниципалитетов, а также учесть особенности различных муниципальных образований при определении порядка проведения комиссией оценки.

В случае отсутствия экспертной оценки о последствиях реорганизации или ликвидации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей решение о

реорганизации образовательной организации признается недействительным с момента его вынесения.

Кроме того, принятие решения о реорганизации или ликвидации

муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в

сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

В соответствии со ст. 2 и 31 Федерального закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

 сельское поселение — это один или несколько объединенных

общей территорией сельских населенных пунктов (поселков,

сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление

осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;


 для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными

лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти проводится опрос граждан на всей территории

муниципального образования или на части его территории. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Порядок

назначения и проведения опроса граждан определяется уставом

муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за

10 дней до его проведения.

65

Таким образом, перед принятием решения о реорганизации орган,

выполняющий функции и полномочия учредителя государственной

(муниципальной) образовательной организации, должен создать комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации и получить ее экспертное заключение. Порядок формирования комиссии — прерогатива региональных органов власти. Возможно, в ее состав будут включены и представители родительской

общественности, хотя обязательной нормы об этом в Федеральном законе № 273-ФЗ нет. При этом, если реорганизуемая организация

находится в сельской местности, то необходимо получить и мотивированно рассмотреть мнение жителей соответствующего сельского

поселения.

Для реорганизации частных образовательных организаций таких

правил нет, поэтому они реорганизуются в общем порядке, установленном действующим гражданским законодательством.

Следует отметить, что факт реорганизации никак не влияет на права обучающихся реорганизуемых образовательных организаций, они

вправе продолжать обучение в образовательной организации, возникшей в результате реорганизации.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона

«О некоммерческих организациях» преобразование государственных

или муниципальных учреждений в некоммерческие организации

иных форм допускается в случаях и в порядке, которые установлены

законом. В настоящее время такой закон не принят. В этой связи преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм станет возможным лишь после

принятия соответствующего закона.