Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ

полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах

науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты,

занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных

сферах (ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Казенным называется государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных)

услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной

власти (государственных органов) или органов местного самоуправ-

1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3431.

2 Деление учреждений на казенные, бюджетные и автономные введено Федеральным законом Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)

учреждений» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.

57

ления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ1

).

Автономным образовательным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом

РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий

органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

2

).

Понятие автономного учреждения появилось в отечественном праве после принятия Федерального закона «Об автономных учреждениях». Целью принятия этого Закона стало стремление сократить затраты бюджета на содержание государственных и муниципальных учреждений, а также предоставить бо́льшую финансовую самостоятельность учреждениям, в которых имеется высокая доля платных услуг


(работ).

Само название типа — «автономное» — указывает на его самостоятельную деятельность (бухгалтерскую, финансово-хозяйственную).

Автономия (греч. autonomia) — это самоуправление, право на самостоятельность. Естественно речь идет не о полной независимости образовательной организации, поскольку организационно-правовая

форма «учреждение» предопределяет законодательные ограничения

со стороны учредителя.

Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ

или органом местного самоуправления определяется перечень государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит

изменению, и порядок определения видов особо ценного движимого

имущества автономных учреждений.

У практиков возникает опасение перевода в автономные учреждения образовательных организаций, которые ранее относились к следующим видам:

 детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

 детский дом семейного типа;

 начальная школа — детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

1 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2 Собрание законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

58

 малокомплектные сельские детские сады и школы;

 специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого

типа, в том числе школы, училища закрытого типа;

 специальные (коррекционные) образовательные организации

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

 специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад;

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат;

 образовательная организация для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

 оздоровительные образовательные организации санаторного

типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

 кадетская школа (кадетская школа-интернат).

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) бюджетного или казенного учреждения подготавливается государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее государственное (муниципальное) учреждение (учредителем), по согласованию с государственным органом исполнительной власти (органом



местного самоуправления), на который возложено управление государственным (муниципальным) имуществом.

Целесообразно осуществлять перевод бюджетных учреждений в

автономные с начала нового финансового года. Процесс подготовки

проектов нормативных правовых актов должен совпадать со стадией

составления проекта бюджета на очередной финансовый период.

При создании автономного учреждения путем изменения типа

бюджетного или казенного учреждения Федеральный закон «Об автономных учреждениях» устанавливает следующие правовые гарантии.

1. Автономное учреждение вправе осуществлять перечисленные в

его уставе виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, которые были ранее выданы государственному (муниципальному) учреждению, до окончания срока действия таких документов. Иначе говоря, не требуется повторного прохождения

процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности автономного учреждения.

2. Не допускается изымать или уменьшать имущество (в том числе

денежные средства), уже закрепленное за государственным или

муниципальным учреждением.

3. Не должны нарушаться конституционные права граждан, в том

числе право на получение бесплатного и общедоступного образования. При наличии одной муниципальной образовательной орга-

59

низации, обслуживающей определенную территорию, преобразование такой же организации в автономное учреждение может повлечь нарушение принципа бесплатности образования, так как


часть финансовых расходов с государства и муниципалитета будет

снята, а родители будут вынуждены оплачивать дополнительные

образовательные услуги.

4. Выделяемые из бюджета средства и предоставляемое учредителем

автономному учреждению имущество должны быть достаточными

для осуществления уставной деятельности.

На практике возникают вопросы с оформлением трудовых отношений после создания автономного учреждения путем изменения типа существующего казенного или бюджетного учреждения. После регистрации учредительных документов автономного учреждения необходимо переоформить трудовой договор между учредителем (работодатель) и руководителем образовательной организации (работник), а

также трудовые договоры между руководителем (работодатель) и

другими работниками образовательной организации в связи с организационными изменениями условий труда (ст. 74 ТК РФ1

).

Трудовые отношения с руководителем, бухгалтером, педагогическими и иными работниками в связи с изменением типа бюджетного

или казенного учреждения на автономное по подп. 6 п. 1 ст. 77 ТК РФ

не прекращаются (отказ работника от продолжения работы в связи со

сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией). При этом смена собственника имущества образовательной организации или реорганизации образовательной организации не происходит.

Возможно прекращение трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников автономного учреждения

(подп. 2 п. 1 ст. 81 ТК РФ). Учредитель образовательной организации

должен принять решение о сокращении штата работников, издать соответствующий нормативный правовой акт, в котором указать мотивированные причины сокращения работников, не связанные с изменением типа образовательной организации.

Собственник имущества образовательной организации либо уполномоченный собственником лицо (орган) вправе принять решение о

прекращении трудового договора с руководителем образовательной

организации в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 278 ТК РФ.

В отличие от автономного учреждения, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. По долгам такого учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное


1

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства

РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

60

за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной

приносящей доход деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно указывал на то, что ответчиком по долгам бюджетного учреждения (с 1 января 2011 г. ответчиком по долгам казенного учреждения выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, а не уполномоченные

ими органы власти, действующие от имени публично-правовых образований1.

Государственное или муниципальное учреждение не может быть

признано банкротом (несостоятельным), т.е. неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение

срока, установленного законодательством (п. 1 ст. 65 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности

(банкротстве)»2

).

С позиции сохранения организаций, обеспечивающих социальные

функции, это является правовой гарантией, однако с позиции обеспечения защиты интересов кредиторов и гражданского оборота такая

новелла представляется далеко неоднозначной. Можно предположить,

что это приведет к тому, что образовательные организации могут рассматриваться участниками гражданского оборота как «ненадежные

партнеры».

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке,

установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Реорганизация образовательной организации — это прекращение и

(или) изменение организационно-правовой формы или правового статуса организации при сохранении правопреемственности. Реорганизовать организацию означает ее преобразовать, переустроить структуру,

управление при сохранении основных средств.

Реорганизация юридического лица (ст. 57–60 ГК РФ) связана с

правопреемством реорганизованного юридического лица и необходи-

1 Пункт 7 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 21

«О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров

с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»; п. 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»;