Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 405
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применительно к муниципальным учреждениям действующее законодательство предусматривает особенную норму. Согласно п. 3 ч. 1
ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. При этом данный Закон не предусматривает прав
органов местного самоуправления на создание некоммерческих организаций в иных организационно-правовых формах. Следовательно,
преобразование (изменение организационно-правовой формы) муниципального учреждения в иные некоммерческие организации законодательством не допускается.
66
2.2. Устав и локальные нормативные акты
образовательных организаций
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, который является основным нормативным локальным актом образовательной организации.
Устав образовательной организации — это утвержденный учредителем локальный нормативный акт (учредительный документ), на основании которого организация действует (п. 1 ст. 52 ГК РФ; ч. 1 ст. 25
Федерального закона № 273-ФЗ; п. 1 ст. 14 Федерального закона
«О некоммерческих организациях»).
Следует согласиться с коллективом авторов, которые отметили,
что в прежнем Законе об образовании на устав образовательной организации возлагались несвойственные данному правовому акту функции, а именно:
определение языка (языков), на котором ведутся обучение и
воспитание в образовательной организации (ст. 6);
установление правил приема граждан в образовательные организации (ст. 16);
определение порядка выборов органов самоуправления и формирования органов управления образовательной организации и
их компетенции (ст. 35) в части, не урегулированной законодательством РФ;
обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах ФГОС, федеральных государственных требований (ст.
50) регламентировалось уставом;
регламентация форм участия обучающихся в управлении образовательной организацией (ст. 50);
определение учебной нагрузки, в том числе внеучебной нагрузки, режима занятий обучающихся, воспитанников (ст. 51);
установление ответственности должностных лиц образовательных организаций за создание необходимых условий для учебы,
труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных
организаций (ст. 51);
определение порядка и условий предоставления длительного
отпуска педагогическим работникам (как специальным актом
учредителя, так и уставом образовательной организации)
(ст. 55)1
.
1 Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский [и др.]; под ред.
Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: Изд-во Ин-та законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015.
67
Во многих публицистических работах и официальных документах
устав образовательной организации рассматривался как один из локальных нормативных актов. Так, по мнению М.А. Бочарниковой,
разделение актов, принимаемых на уровне организации, на учредительные документы и локальные нормативные акты представляется
излишним, так как устав организации является одним из основополагающих локальных нормативных актов организации. Он регулирует
вопросы ее создания, деятельности, функционирования и взаимодействия ее органов, порядка совершения сделок и т.д., закрепляет индивидуальные особенности юридического лица2
.
Утверждение устава и изменений (дополнений) в устав государственного бюджетного и казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении учреждений субъекта РФ
(подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Действующим законодательством РФ учредителю не запрещено
разрабатывать и (или) утверждать типовые уставы, формы которых
утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке,
установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В случаях, предусмотренных Законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п. 3
ст. 52 ГК РФ).
Следует отметить, что Федеральный закон № 273-ФЗ при одновременном сокращении круга вопросов, подлежащих регулированию
в уставе образовательной организации, не исключает расширение
сферы регулирования содержания устава на уровне подзаконных нормативных правовых актов. В частности, согласно приказу Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958 «Об утверждении Порядка создания
профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку
обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы»
1
в уставе образовательной организации должен быть предусмотрен порядок согласования с иной организацией положения о структурном
подразделении образовательной организации на базе иной организации.
2 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный)
/ под ред. Ю.П. Орловского. М.: Контракт: ИНФРА-М, 2009.
1
Российская газета. 20.09.2013. № 211.
68
Анализ действующего законодательства позволяет сформулировать требования к содержанию устава образовательной организации и
представить их в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Требования к содержанию устава образовательной организации
Требования к содержанию устава
образовательной организации
Ссылка
на нормативный правовой акт
Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности
– Пункт 4 ст. 52 и п. 1 ст. 54 ГК РФ;
– п. 1 и п. 3 ст. 4, п. 3 и п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
– п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Сведения о собственнике имущества автономного, бюджетного, казенного учреждения
– Пункт 4 ст. 14 Федерального закона
«О некоммерческих организациях»;
– п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного
или муниципального учреждения, может
включать указание на ее тип (автономное,
бюджетное, казенное)
Пункт 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Указание на тип — «автономное учреждение» (не в наименовании, а в содержании
устава)
Подпункт 1.1 п. 2 ст. 7 Федерального закона
«Об автономных учреждениях»
Место нахождения некоммерческой организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем
указания наименования населенного пункта
(муниципального образования). В Едином
государственном реестре юридических лиц
должен быть указан адрес юридического
лица
– Пункт 2 ст. 52 ГК РФ;
– п. 3 ст. 4 и п. 3 ст. 14 Федерального закона
«О некоммерческих организациях»;
– подп. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона
«Об автономных учреждениях»;
– п. 2 и п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Тип образовательной организации:
– тип образовательной организации указывается согласно ст. 23 Федерального закона
№ 273-ФЗ;
– тип учреждения указывается согласно п. 2
ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
– Пункт 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона
№ 273-ФЗ;
– п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Учредитель или учредители образовательной организации.
Сведения об органе, осуществляющем
функции и полномочия учредителя автономного учреждения
– Пункт 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона
№ 273-ФЗ;
– подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона
«Об автономных учреждениях»
69
Продолжение табл. 2.1
Требования к содержанию устава
образовательной организации
Ссылка
на нормативный правовой акт
Цели деятельности – основные – Пункт 4 ст. 52 ГК РФ;
– ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ;
– п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
– подп. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона
«Об автономных учреждениях»
Предмет деятельности – Пункт 4 ст. 52 ГК РФ;
– п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
– подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона
«Об автономных учреждениях»
Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и
(или) направленности
Пункт 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона №
273-ФЗ
Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано
– Пункт 3 ст. 14 Федерального закона «О
некоммерческих организациях»;
– п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»;
– ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 273-
ФЗ
Структура и компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления образовательной организацией
Порядок деятельности органов управления
– Пункт 2 ст. 52, п. 4 ст.123.21 ГК РФ;
– п. 4 ч. 2 ст. 25 и ч. 5 ст. 26 Федерального
закона № 273-ФЗ;
– п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
– подп. 7 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Порядок принятия локальных нормативных
актов