Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Применительно к муниципальным учреждениям действующее законодательство предусматривает особенную норму. Согласно п. 3 ч. 1

ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. При этом данный Закон не предусматривает прав

органов местного самоуправления на создание некоммерческих организаций в иных организационно-правовых формах. Следовательно,

преобразование (изменение организационно-правовой формы) муниципального учреждения в иные некоммерческие организации законодательством не допускается.

66

2.2. Устав и локальные нормативные акты

образовательных организаций

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, который является основным нормативным локальным актом образовательной организации.

Устав образовательной организации — это утвержденный учредителем локальный нормативный акт (учредительный документ), на основании которого организация действует (п. 1 ст. 52 ГК РФ; ч. 1 ст. 25

Федерального закона № 273-ФЗ; п. 1 ст. 14 Федерального закона

«О некоммерческих организациях»).

Следует согласиться с коллективом авторов, которые отметили,

что в прежнем Законе об образовании на устав образовательной организации возлагались несвойственные данному правовому акту функции, а именно:

 определение языка (языков), на котором ведутся обучение и

воспитание в образовательной организации (ст. 6);

 установление правил приема граждан в образовательные организации (ст. 16);

 определение порядка выборов органов самоуправления и формирования органов управления образовательной организации и

их компетенции (ст. 35) в части, не урегулированной законодательством РФ;

 обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах ФГОС, федеральных государственных требований (ст.

50) регламентировалось уставом;

 регламентация форм участия обучающихся в управлении образовательной организацией (ст. 50);

 определение учебной нагрузки, в том числе внеучебной нагрузки, режима занятий обучающихся, воспитанников (ст. 51);

 установление ответственности должностных лиц образовательных организаций за создание необходимых условий для учебы,

труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных


организаций (ст. 51);

 определение порядка и условий предоставления длительного

отпуска педагогическим работникам (как специальным актом

учредителя, так и уставом образовательной организации)

(ст. 55)1

.

1 Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский [и др.]; под ред.

Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: Изд-во Ин-та законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015.

67

Во многих публицистических работах и официальных документах

устав образовательной организации рассматривался как один из локальных нормативных актов. Так, по мнению М.А. Бочарниковой,

разделение актов, принимаемых на уровне организации, на учредительные документы и локальные нормативные акты представляется

излишним, так как устав организации является одним из основополагающих локальных нормативных актов организации. Он регулирует

вопросы ее создания, деятельности, функционирования и взаимодействия ее органов, порядка совершения сделок и т.д., закрепляет индивидуальные особенности юридического лица2

.

Утверждение устава и изменений (дополнений) в устав государственного бюджетного и казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении учреждений субъекта РФ

(подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Действующим законодательством РФ учредителю не запрещено

разрабатывать и (или) утверждать типовые уставы, формы которых

утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке,

установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В случаях, предусмотренных Законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п. 3

ст. 52 ГК РФ).

Следует отметить, что Федеральный закон № 273-ФЗ при одновременном сокращении круга вопросов, подлежащих регулированию

в уставе образовательной организации, не исключает расширение



сферы регулирования содержания устава на уровне подзаконных нормативных правовых актов. В частности, согласно приказу Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958 «Об утверждении Порядка создания

профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку

обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы»

1

в уставе образовательной организации должен быть предусмотрен порядок согласования с иной организацией положения о структурном

подразделении образовательной организации на базе иной организации.

2 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный)

/ под ред. Ю.П. Орловского. М.: Контракт: ИНФРА-М, 2009.

1

Российская газета. 20.09.2013. № 211.

68

Анализ действующего законодательства позволяет сформулировать требования к содержанию устава образовательной организации и

представить их в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Требования к содержанию устава образовательной организации

Требования к содержанию устава

образовательной организации

Ссылка

на нормативный правовой акт

Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности

– Пункт 4 ст. 52 и п. 1 ст. 54 ГК РФ;

– п. 1 и п. 3 ст. 4, п. 3 и п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

– п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Сведения о собственнике имущества автономного, бюджетного, казенного учреждения

– Пункт 4 ст. 14 Федерального закона

«О некоммерческих организациях»;

– п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного

или муниципального учреждения, может

включать указание на ее тип (автономное,

бюджетное, казенное)

Пункт 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Указание на тип — «автономное учреждение» (не в наименовании, а в содержании

устава)

Подпункт 1.1 п. 2 ст. 7 Федерального закона

«Об автономных учреждениях»

Место нахождения некоммерческой организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем


указания наименования населенного пункта

(муниципального образования). В Едином

государственном реестре юридических лиц

должен быть указан адрес юридического

лица

– Пункт 2 ст. 52 ГК РФ;

– п. 3 ст. 4 и п. 3 ст. 14 Федерального закона

«О некоммерческих организациях»;

– подп. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона

«Об автономных учреждениях»;

– п. 2 и п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Тип образовательной организации:

– тип образовательной организации указывается согласно ст. 23 Федерального закона

№ 273-ФЗ;

– тип учреждения указывается согласно п. 2

ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

– Пункт 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона

№ 273-ФЗ;

– п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Учредитель или учредители образовательной организации.

Сведения об органе, осуществляющем

функции и полномочия учредителя автономного учреждения

– Пункт 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона

№ 273-ФЗ;

– подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона

«Об автономных учреждениях»

69

Продолжение табл. 2.1

Требования к содержанию устава

образовательной организации

Ссылка

на нормативный правовой акт

Цели деятельности – основные – Пункт 4 ст. 52 ГК РФ;

– ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ;

– п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

– подп. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона

«Об автономных учреждениях»

Предмет деятельности – Пункт 4 ст. 52 ГК РФ;

– п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

– подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона

«Об автономных учреждениях»

Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и

(или) направленности

Пункт 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона №

273-ФЗ

Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано

– Пункт 3 ст. 14 Федерального закона «О

некоммерческих организациях»;

– п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»;

– ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 273-

ФЗ

Структура и компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления образовательной организацией

Порядок деятельности органов управления

– Пункт 2 ст. 52, п. 4 ст.123.21 ГК РФ;

– п. 4 ч. 2 ст. 25 и ч. 5 ст. 26 Федерального

закона № 273-ФЗ;

– п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;


– подп. 7 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Порядок принятия локальных нормативных

актов