Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оформление возникновения, приостановления и прекращения этих отношений,
установлено ч. 4 ст. 44 Федеральный закон № 273-ФЗ.
В исследованиях на тему локального правотворчества в сфере образования отмечается, что локальные акты играют роль средства конкретизации законодательных предписаний1
, но лишь в том случае, если локальные акты не наделены «правом» приоритетного по отношению к актам органов государственной власти регулирования отношений.
В этих локальных нормативных актах регулируются «мнимые»
пробелы законодательства постольку, поскольку законодатель специально отказался от установления правовых норм, считая допустимым
разнообразие режимов правового регулирования тех или иных отношений на уровне образовательной организации. Результатом подобных законодательных решений стала ситуация, при которой «регулирование процедурных механизмов реализации соответствующих прав
граждан перенесено на уровень локальных актов»
2
.
Несомненно, режимы саморегуляции внутри образовательного сообщества необходимы и их нужно развивать, но предварительные
итоги реализации Федерального закона № 273-ФЗ показывают, что
руководители образовательных организаций общего образования в
большинстве своем ждут актов «сверху» и в тех случаях, когда Федеральный закон однозначно отнес установление данных правил к компетенции образовательной организации3
.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восста-
1 Пуляева Е.В. Локальное регулирование в сфере образования // Журнал
российского права. 2010. № 12. С. 38–43.
2 См.: Пуляева Е.В. Локальное регулирование в сфере образования.
3 Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский [и др.].
75
новления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.
Будучи одним из признаков автономии образовательной организации, нормы локальных нормативных актов регулируют образовательные отношения по основным вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности.
При этом следует помнить, что в силу ч. 1 и 4 ст. 4 Федерального
закона № 273-ФЗ локальные нормативные акты не включены в систему нормативного правового регулирования образовательных отношений.
Если локальные нормативные акты затрагивают права обучающихся и работников образовательной организации, то при принятии
таких актов обязателен учет мнения советов обучающихся, советов
родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством,
представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
В образовательной организации могут сложиться различные механизмы взаимодействия органов управления образовательной организацией в связи с принятием локальных нормативных актов, в зависимости от той или иной системы построения управления образовательной организацией. Порядок принятия локальных актов необходимо
зафиксировать в уставе, продумав вопрос, какая модель является
наиболее актуальной для конкретной образовательной организации.
В уставах образовательных организаций локальным нормативным
актам могут посвящаться отдельные статьи или даже разделы.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ в образовательной
организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и
(или) быть приведены в соответствие с указанным Законом следующие локальные нормативные акты и иные документы (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Локальные нормативные акты, содержащие нормы,
регулирующие образовательные отношения
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
1 Положение о структурном подразделении образовательной организации
Части 2 и 4 ст. 27
2 Правила внутреннего распорядка обучающихся образовательной организации
Пункт 1 ч. 3 ст. 28
3 Правила внутреннего трудового распорядка
образовательной организации
Пункт 1 ч. 3 ст. 28
76
Продолжение табл. 2.2
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
4 Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в образовательной организации
Пункт 11 ч. 3 ст. 28
5 Локальный акт, регламентирующий правила
приема обучающихся образовательной организации
Часть 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55
6 Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а
также на места с оплатой стоимости обучения
физическими и (или) юридическими лицами
Часть 5 ст. 55
7 Локальный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся
Часть 2 ст. 30
8 Локальный акт, регламентирующий формы,
периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся образовательной организации
Часть 2 ст. 30
9 Локальный акт, регламентирующий порядок и
основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся
Часть 2 ст. 30
10 Локальный акт, регламентирующий порядок
оформления возникновения, приостановления
и прекращения отношений между образовательной организации и обучающимися и (или)
родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся
Часть 2 ст. 30
11 Порядок, регламентирующий обучение обучающегося по индивидуальному учебному
плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой образовательной программы
Пункт 3 ч. 1 ст. 34
12 Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
Пункт 7 ч. 1 ст. 34
13 Документы, регламентирующие проведение
самообследования образовательной организацией
Пункт 13 ч. 3 ст. 28
77
Продолжение табл. 2.2
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
14 Документы, регламентирующие обеспечение
функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной
организации
Пункт 13 Часть 3 ст. 28
15 Документы, регламентирующие порядок выдачи документов, подтверждающих обучение
в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Часть 4 ст. 33
16 Документ, регламентирующий бесплатное
пользование библиотечно-информационными
ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации
Пункт 20 ч. 1 ст. 34
17 Порядок, регламентирующий пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой
,
объектами культуры и объектами спорта образовательной организации
Пункт 21 ч. 1 ст. 34
18 Порядок, регламентирующий посещение мероприятий, которые проводятся в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом
Часть 4 ст. 34
19 Требования к одежде обучающихся, в том
числе требования к ее общему виду, цвету,
фасону, видам одежды обучающихся, знакам
отличия, и правила ее ношения
Часть 1 ст. 38
20 Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию
споров между участниками образовательных
отношений и их исполнения
Часть 6 ст. 45
21 Нормы профессиональной этики педагогических работников образовательной организации
Часть 4 ст. 47
22 Порядок, регламентирующий бесплатное
пользование педагогическими работниками
образовательной организации библиотеками и
информационными ресурсами, а также доступ
к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим
материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности
Пункт 7 ч. 3 ст. 47
23 Порядок, регламентирующий пользование педагогическими работниками образовательной
организации образовательными, методическими и научными услугами организации,
осуществляющей образовательную деятельность
Пункт 8 ч. 3 ст. 47
78
Продолжение табл. 2.2
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
24 Документ, регламентирующий основания и
порядок снижения стоимости платных образовательных услуг
Часть 5 ст. 54
25 Документ, устанавливающий образцы документов об образовании и (или) о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию
Часть 3 ст. 60
26 Документ, регламентирующий порядок формирования аттестационной комиссии в целях
подтверждения педагогических работников
занимаемым ими должностям
Часть 2 ст. 49
Приведенный перечень локальных актов и иных документов не является исчерпывающим для образовательных организаций. Анализ
практики показывает, что локальные нормативные акты принимаются
образовательными организациями и по многим иным вопросам.
Локальный акт представляет собой официальный правовой документ, который издается в письменной форме и содержит необходимые
установлено ч. 4 ст. 44 Федеральный закон № 273-ФЗ.
В исследованиях на тему локального правотворчества в сфере образования отмечается, что локальные акты играют роль средства конкретизации законодательных предписаний1
, но лишь в том случае, если локальные акты не наделены «правом» приоритетного по отношению к актам органов государственной власти регулирования отношений.
В этих локальных нормативных актах регулируются «мнимые»
пробелы законодательства постольку, поскольку законодатель специально отказался от установления правовых норм, считая допустимым
разнообразие режимов правового регулирования тех или иных отношений на уровне образовательной организации. Результатом подобных законодательных решений стала ситуация, при которой «регулирование процедурных механизмов реализации соответствующих прав
граждан перенесено на уровень локальных актов»
2
.
Несомненно, режимы саморегуляции внутри образовательного сообщества необходимы и их нужно развивать, но предварительные
итоги реализации Федерального закона № 273-ФЗ показывают, что
руководители образовательных организаций общего образования в
большинстве своем ждут актов «сверху» и в тех случаях, когда Федеральный закон однозначно отнес установление данных правил к компетенции образовательной организации3
.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восста-
1 Пуляева Е.В. Локальное регулирование в сфере образования // Журнал
российского права. 2010. № 12. С. 38–43.
2 См.: Пуляева Е.В. Локальное регулирование в сфере образования.
3 Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский [и др.].
75
новления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.
Будучи одним из признаков автономии образовательной организации, нормы локальных нормативных актов регулируют образовательные отношения по основным вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности.
При этом следует помнить, что в силу ч. 1 и 4 ст. 4 Федерального
закона № 273-ФЗ локальные нормативные акты не включены в систему нормативного правового регулирования образовательных отношений.
Если локальные нормативные акты затрагивают права обучающихся и работников образовательной организации, то при принятии
таких актов обязателен учет мнения советов обучающихся, советов
родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством,
представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
В образовательной организации могут сложиться различные механизмы взаимодействия органов управления образовательной организацией в связи с принятием локальных нормативных актов, в зависимости от той или иной системы построения управления образовательной организацией. Порядок принятия локальных актов необходимо
зафиксировать в уставе, продумав вопрос, какая модель является
наиболее актуальной для конкретной образовательной организации.
В уставах образовательных организаций локальным нормативным
актам могут посвящаться отдельные статьи или даже разделы.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ в образовательной
организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и
(или) быть приведены в соответствие с указанным Законом следующие локальные нормативные акты и иные документы (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Локальные нормативные акты, содержащие нормы,
регулирующие образовательные отношения
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
1 Положение о структурном подразделении образовательной организации
Части 2 и 4 ст. 27
2 Правила внутреннего распорядка обучающихся образовательной организации
Пункт 1 ч. 3 ст. 28
3 Правила внутреннего трудового распорядка
образовательной организации
Пункт 1 ч. 3 ст. 28
76
Продолжение табл. 2.2
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
4 Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в образовательной организации
Пункт 11 ч. 3 ст. 28
5 Локальный акт, регламентирующий правила
приема обучающихся образовательной организации
Часть 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55
6 Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а
также на места с оплатой стоимости обучения
физическими и (или) юридическими лицами
Часть 5 ст. 55
7 Локальный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся
Часть 2 ст. 30
8 Локальный акт, регламентирующий формы,
периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся образовательной организации
Часть 2 ст. 30
9 Локальный акт, регламентирующий порядок и
основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся
Часть 2 ст. 30
10 Локальный акт, регламентирующий порядок
оформления возникновения, приостановления
и прекращения отношений между образовательной организации и обучающимися и (или)
родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся
Часть 2 ст. 30
11 Порядок, регламентирующий обучение обучающегося по индивидуальному учебному
плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой образовательной программы
Пункт 3 ч. 1 ст. 34
12 Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
Пункт 7 ч. 1 ст. 34
13 Документы, регламентирующие проведение
самообследования образовательной организацией
Пункт 13 ч. 3 ст. 28
77
Продолжение табл. 2.2
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
14 Документы, регламентирующие обеспечение
функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной
организации
Пункт 13 Часть 3 ст. 28
15 Документы, регламентирующие порядок выдачи документов, подтверждающих обучение
в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Часть 4 ст. 33
16 Документ, регламентирующий бесплатное
пользование библиотечно-информационными
ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации
Пункт 20 ч. 1 ст. 34
17 Порядок, регламентирующий пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой
,
объектами культуры и объектами спорта образовательной организации
Пункт 21 ч. 1 ст. 34
18 Порядок, регламентирующий посещение мероприятий, которые проводятся в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом
Часть 4 ст. 34
19 Требования к одежде обучающихся, в том
числе требования к ее общему виду, цвету,
фасону, видам одежды обучающихся, знакам
отличия, и правила ее ношения
Часть 1 ст. 38
20 Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию
споров между участниками образовательных
отношений и их исполнения
Часть 6 ст. 45
21 Нормы профессиональной этики педагогических работников образовательной организации
Часть 4 ст. 47
22 Порядок, регламентирующий бесплатное
пользование педагогическими работниками
образовательной организации библиотеками и
информационными ресурсами, а также доступ
к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим
материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности
Пункт 7 ч. 3 ст. 47
23 Порядок, регламентирующий пользование педагогическими работниками образовательной
организации образовательными, методическими и научными услугами организации,
осуществляющей образовательную деятельность
Пункт 8 ч. 3 ст. 47
78
Продолжение табл. 2.2
№
п/п Наименование локального акта
Правовые основания разработки
и принятия локального акта
согласно Федеральному закону
№ 273-ФЗ
24 Документ, регламентирующий основания и
порядок снижения стоимости платных образовательных услуг
Часть 5 ст. 54
25 Документ, устанавливающий образцы документов об образовании и (или) о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию
Часть 3 ст. 60
26 Документ, регламентирующий порядок формирования аттестационной комиссии в целях
подтверждения педагогических работников
занимаемым ими должностям
Часть 2 ст. 49
Приведенный перечень локальных актов и иных документов не является исчерпывающим для образовательных организаций. Анализ
практики показывает, что локальные нормативные акты принимаются
образовательными организациями и по многим иным вопросам.
Локальный акт представляет собой официальный правовой документ, который издается в письменной форме и содержит необходимые