Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


реквизиты (наименование, дату издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, печать образовательной организации и др.). Общеобязательные требования к

оформлению локальных актов в настоящее время отсутствуют, а требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», носят рекомендательный характер.

Локальные нормативные акты могут издаваться в различных формах. Наиболее часто встречающимися являются положения, порядки,

инструкции, правила.

Поскольку ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение

обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством либо принятые с нарушением

установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией, приведем наиболее часто встречающиеся в работе органов контроля и надзора по итогам мониторингов нарушения

локальных документов образовательных организаций1

.

1 Мы не приводим номера образовательных организаций и ссылки на их

официальные сайты в связи с тем, что информация может быть неактуальной

на момент издания монографии.

79

Положение о дежурстве учащихся по школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ и приказу Минобрнауки России от

06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

1

(табл. 2.3).

Таблица 2.3

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

и приказу Минобрнауки России № 373

норм Положения о дежурстве учащихся по школе

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение п. 16, 19.5, 19.6, 19.10 приказа

Минобрнауки России № 373 п. 1.2 Положения предусматривает дежурство по школе

как вид внеурочной деятельности

Основная образовательная программа

начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию

урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими

правилами и нормативами. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования


В нарушение ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.1 Положения предусматривает обязательное дежурство по школе

для всех обучающихся без их согласия или

согласия их родителей (законных представителей).

Привлечение обучающихся без их согласия

и несовершеннолетних обучающихся без

согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается

В нарушение ч. 2 и 4 ст. 43 Федерального

закона № 273-ФЗ п. 6.3 Положения предусматривает обязанности учеников по дежурству в школе на дополнительный срок и

применение мер дисциплинарного взыскания за неисполнение обязанностей по дежурству.

Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные ч. 1 ст. 43 Федерального закона

№ 273-ФЗ, устанавливаются данным Законом и иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях

и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации,

осуществляющей образовательную деятельность

Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.4).

1

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. № 12.

80

Таблица 2.4

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ст. 25 Федерального закона

№ 273-ФЗ п. 6.1 Положения о не может

быть приложением к уставу школы

ст. 25 и иные статьи Федерального закона

№ 273-ФЗ не предусматривают в качестве

приложений локальные нормативные акты

В нарушение ч. 4 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ п. 6.2 и 6.4 Положения предусматривают применение дисциплинарного

взыскания в отношении обучающихся за

нарушение локального нормативного акта,

не регламентирующего вопросы образовательной деятельности

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях



и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации,

осуществляющей образовательную деятельность

Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в школе

противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в школе

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ст. 58 Федерального закона

№ 273-ФЗ Положение предусматривает в

п. 6.2 основания для оставления обучающихся первого класса на повторное обучение (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам

начального общего, основного общего и

среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на

повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным

программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану

Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся в школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.6).

81

Таблица 2.6

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о порядке и основаниях перевода,

отчисления и восстановления обучающихся

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ст. 62 Федерального закона

№ 273-ФЗ п. 4.1 Положения предусматривает восстановление обучающихся (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)

Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет

право на восстановление для обучения в

этой организации в течение пяти лет после


отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное

лицо было отчислено

Положение о промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля обучающихся в школе противоречит

Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о промежуточной аттестации и текущем контроле

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ Положение содержит формы промежуточной аттестации (нарушение

указывается в акте по итогам проверке и

предписании)

Частью 1 ст. 58 и п. 22 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что

форма промежуточной аттестации определяется в учебном плане образовательной

организации

Положение о формах обучения в школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о формах обучения в школе

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает ступени общего образования

Частью 3 ст. 10 Федерального закона

№ 273-ФЗ предусмотрены не ступени, а

уровни общего образования

В нарушение ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает перевод обучающихся в следующий

класс по решению педагогического совета

(нарушение указывается в акте по итогам

проверке и предписании)

Федеральным законом № 273-ФЗ не

предусмотрен условной перевод обучающегося, имеющего академическую задолженность, по решению педагогического совета или иного органа управления образовательной организации. Педагогический

совет при наличии у обучающегося академической задолженности не может принять

решения о том, что обучающийся условно

не переводится в следующий класс

82

Положение о педагогическом совете школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о педагогическом совете школы

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25 Федерального

закона № 273-ФЗ разд. 2 и 3 Положения

предусматривают компетенцию (функции,

задачи и права) педагогического совета

(нарушение указывается в акте по итогам

проверке и предписании)

Пунктом 4 ч. 2 ст. 25 Федерального закона


№ 273-ФЗ предусмотрено, что в уставе образовательной организации должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий

Положение о порядке приема обучающихся по уровням начального, основного, среднего общего образования в школе противоречит

Порядку приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32, и Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

и приказу Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32

Положения о порядке приема обучающихся по уровням начального,

основного, среднего общего образования в школе

Нарушение Комментарий к нарушению

Пункт 4.6 Положения противоречит п. 9 и 10

приказа Минобрнауки России от 22.01.2014

№ 32 (нарушение указывается в акте по

итогам проверке и предписании)

Пунктами 9 и 10 приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 предусмотрены

следующие правила.

Прием граждан в ОООД осуществляется по

личному заявлению родителя (законного

представителя) ребенка при предъявлении

оригинала документа, удостоверяющего

личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской

Федерации в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О правовом положении

иностранных граждан в Российской Федерации».

Для приема в ОООД: родители (законные

представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления

ребенка в первый класс дополнительно

предъявляют оригинал свидетельства о

рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельст-

83

Окончание табл. 2.10

Нарушение Комментарий к нарушению

во о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по

месту жительства или по месту пребывания

на закрепленной территории; родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о

рождении ребенка. Родители (законные

представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без