Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Положения о приносящей доход деятельности школы
Нарушение Комментарий к нарушению
Положение о приносящей доход деятельности школы содержит перечень приносящей
доход деятельности в нарушение п. 4 ст. 50
и п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 2.8 устава
Пунктом 4 ст. 50 и п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2
ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что
исчерпывающий перечень приносящей доход деятельности содержится в уставе организации
Положение об организации обучения на дому школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.17).
Таблица 2.17
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения об организации обучения на дому школы
Нарушение Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 2 ст. 43 и ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ п. 1.3, 4.2.2,
4.2.3, 4.2.4, 4.4.6, 4.4.7 Положения содержат
обязанности родителей и обучающихся, не
предусмотренные федеральными законами, договором об образовании (при его
наличии) (нарушение указывается в акте по
итогам проверке и предписании)
Частью 5 ст. 44 Федерального закона
№ 273-ФЗ предусмотрено, что иные права и
обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом
№ 273-ФЗ, иными федеральными законами,
договором об образовании (при его наличии). В частности, родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила
внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в
интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений
между образовательной организацией и
обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления
возникновения, приостановления и прекращения этих отношений
Положение о неудовлетворительной оценке школы противоречит
Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.18).
89
Таблица 2.18
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о неудовлетворительной оценке школы
Нарушение Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ п. 6.3 и 6.4 Положения содержат обязанности обучающихся, не предусмотренные федеральными законами, договором об образовании (при его наличии)
Частью 2 ст. 43 Федерального закона
№ 273-ФЗ предусмотрено, что иные права и
обязанности обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными
федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
В частности, обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы; выполнять
требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность,
правил внутреннего распорядка, правил
проживания в общежитиях и интернатах и
иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
Положение о заочной, очно-заочной формах обучения школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.19)
Таблица 2.19
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о заочной, очно-заочной формах обучения школы
Нарушение Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.4 и 2.5 Положения предусматривают ступени начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования
Частью 3 ст. 10 Федерального закона
№ 273-ФЗ предусмотрены не ступени, а
уровни общего образования
В нарушение ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.22 Положения предусматривает перевод обучающихся в следующий
класс по решению педагогического совета
(нарушение указывается в акте по итогам
проверке и предписании)
Частью 8 ст. 58 и иными нормами Федерального закона № 273-ФЗ не предусмотрен
перевод обучающегося в следующий класс
по решению педагогического совета или
иного органа управления образовательной
организации. Педагогический совет при
наличии у обучающего академической задолженности не может принять решения о
том, что обучающийся условно не переводится в следующий класс
90
Примерные перечень типовых нарушений, выявляемый органами
контроля и надзора в сфере образования в части соблюдения законодательства об образовании при локальном правотворчестве, приведен
в приложении к монографии.
2.3. Управление образовательной организацией
В демократическом государстве право на участие в управлении
общественными и государственными делами является основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами. Для участников образовательного процесса право управлять
реализуется, в частности, через коллегиальные и иные органы управления образовательной организации.
Федеральный закон № 273-ФЗ среди принципов управления системой образования указывает демократический и государственнообщественный характер управления образованием. Законодательство
гарантирует право на участие в управлении образовательной организацией обучающимся, их родителям (законным представителям) и работникам.
Участники образовательного процесса могут реализовать свое право на управление организацией в работе общего собрания (конференции), управляющего, попечительского и (или) педагогического совета,
иных органов управления. Соответственно, образовательная организация обязана обеспечить деятельность различных органов управления, закрепив в своем уставе их структуру, порядок формирования,
компетенцию, срок полномочий, обеспечив при этом сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.
Рассматривая особенности управления образовательной организацией, необходимо учитывать следующие положения.
1. Управление образовательной организацией представляет собой
разновидность управленческой деятельности и в этом качестве выступает составной частью более общего и сложного процесса —
управления образованием.
2. Следует учитывать наличие обратной связи между субъектом и
объектом управленческой деятельности, которые находятся в системном единстве. Управляемый объект, подвергаясь определенному воздействию, сам оказывает влияние на субъект управления,
предопределяя специфику управленческой деятельности.
3. Эффективность управления непосредственным образом зависит от
его правового обеспечения. В основе любой управленческой системы должен лежать четкий правовой механизм.
4. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания государственного и общественного начал.
91
По общим нормам законодательства система внутреннего управление любой организацией существенно зависит от ее организационно-правовой формы. Например, согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязательным органом фонда
является попечительский совет. Общие же принципы управления некоммерческими организациями установлены гл. 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
По общему правилу структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с законодательством.
Высшими органами управления некоммерческими организациями
в соответствии с их учредительными документами выступают:
коллегиальный высший орган управления — для автономной
некоммерческой организации (работники не могут составлять
более трети от общего числа);
общее собрание членов — для некоммерческого партнерства,
ассоциации (союза).
Порядок управления фондом определяется полностью его уставом,
и может существенно различаться.
Общим требованием к управлению образовательной организацией
является то, что оно должно осуществляться на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности (ч. 2 ст. 26 Федерального
закона № 273-ФЗ).
Для сферы образования характерным является государственнообщественное управление на всех уровнях системы образования.
Государственно-общественное управление образованием — это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих
и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся.
Сущность государственно-общественного управления в современном
образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в
выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.
Система государственно-общественного управления образованием
включает в себя:
всех участников образовательных отношений и участников отношений
в сфере образования;
92
нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;
процедуры и механизмы их взаимодействия.
Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах:
законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательной деятельности;
приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;
добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;
сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их
обязанностей, прав, полномочий и ответственности.
Основные цели участия общественности в управлении образованием:
развитие образования в интересах как общества, так и государства,
наиболее полная реализация государственных гарантий и соблюдение
прав граждан в сфере образования;
вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики, в оценку качества условий образовательной деятельности и качества образования;
регулирование отношений, возникающих между органами управления
образованием в части их полномочий по реализации государственной
политики и обеспечения государственных гарантий в сфере образования, подведомственными им образовательными организациями и обществом — участниками образовательных отношений (представителями педагогической, родительской, ученической общественности),
представителями населения по поводу качества условий, процесса и результатов предоставления и получения гражданами общего, дошкольного и профессионального образования, иных образовательных услуг;
организационное развитие и повышение эффективности государственно-общественного взаимодействия в сфере образования (письмо
Минобрнауки России от 22.10.2015 № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций»).