Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 416

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Положения о приносящей доход деятельности школы

Нарушение Комментарий к нарушению

Положение о приносящей доход деятельности школы содержит перечень приносящей

доход деятельности в нарушение п. 4 ст. 50

и п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 2.8 устава

Пунктом 4 ст. 50 и п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2

ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что

исчерпывающий перечень приносящей доход деятельности содержится в уставе организации

Положение об организации обучения на дому школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.17).

Таблица 2.17

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения об организации обучения на дому школы

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ч. 2 ст. 43 и ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ п. 1.3, 4.2.2,

4.2.3, 4.2.4, 4.4.6, 4.4.7 Положения содержат

обязанности родителей и обучающихся, не

предусмотренные федеральными законами, договором об образовании (при его

наличии) (нарушение указывается в акте по

итогам проверке и предписании)

Частью 5 ст. 44 Федерального закона

№ 273-ФЗ предусмотрено, что иные права и

обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом

№ 273-ФЗ, иными федеральными законами,

договором об образовании (при его наличии). В частности, родители (законные

представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила

внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в

интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений

между образовательной организацией и

обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления

возникновения, приостановления и прекращения этих отношений

Положение о неудовлетворительной оценке школы противоречит

Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.18).

89

Таблица 2.18

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о неудовлетворительной оценке школы

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ п. 6.3 и 6.4 Положения содержат обязанности обучающихся, не предусмотренные федеральными законами, договором об образовании (при его наличии)


Частью 2 ст. 43 Федерального закона

№ 273-ФЗ предусмотрено, что иные права и

обязанности обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными

федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

В частности, обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках

образовательной программы; выполнять

требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность,

правил внутреннего распорядка, правил

проживания в общежитиях и интернатах и

иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

Положение о заочной, очно-заочной формах обучения школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.19)

Таблица 2.19

Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ

Положения о заочной, очно-заочной формах обучения школы

Нарушение Комментарий к нарушению

В нарушение ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.4 и 2.5 Положения предусматривают ступени начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования

Частью 3 ст. 10 Федерального закона

№ 273-ФЗ предусмотрены не ступени, а

уровни общего образования

В нарушение ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.22 Положения предусматривает перевод обучающихся в следующий

класс по решению педагогического совета

(нарушение указывается в акте по итогам

проверке и предписании)

Частью 8 ст. 58 и иными нормами Федерального закона № 273-ФЗ не предусмотрен

перевод обучающегося в следующий класс

по решению педагогического совета или

иного органа управления образовательной

организации. Педагогический совет при

наличии у обучающего академической задолженности не может принять решения о

том, что обучающийся условно не переводится в следующий класс

90

Примерные перечень типовых нарушений, выявляемый органами

контроля и надзора в сфере образования в части соблюдения законодательства об образовании при локальном правотворчестве, приведен

в приложении к монографии.

2.3. Управление образовательной организацией

В демократическом государстве право на участие в управлении



общественными и государственными делами является основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами. Для участников образовательного процесса право управлять

реализуется, в частности, через коллегиальные и иные органы управления образовательной организации.

Федеральный закон № 273-ФЗ среди принципов управления системой образования указывает демократический и государственнообщественный характер управления образованием. Законодательство

гарантирует право на участие в управлении образовательной организацией обучающимся, их родителям (законным представителям) и работникам.

Участники образовательного процесса могут реализовать свое право на управление организацией в работе общего собрания (конференции), управляющего, попечительского и (или) педагогического совета,

иных органов управления. Соответственно, образовательная организация обязана обеспечить деятельность различных органов управления, закрепив в своем уставе их структуру, порядок формирования,

компетенцию, срок полномочий, обеспечив при этом сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.

Рассматривая особенности управления образовательной организацией, необходимо учитывать следующие положения.

1. Управление образовательной организацией представляет собой

разновидность управленческой деятельности и в этом качестве выступает составной частью более общего и сложного процесса —

управления образованием.

2. Следует учитывать наличие обратной связи между субъектом и

объектом управленческой деятельности, которые находятся в системном единстве. Управляемый объект, подвергаясь определенному воздействию, сам оказывает влияние на субъект управления,

предопределяя специфику управленческой деятельности.

3. Эффективность управления непосредственным образом зависит от

его правового обеспечения. В основе любой управленческой системы должен лежать четкий правовой механизм.

4. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания государственного и общественного начал.


91

По общим нормам законодательства система внутреннего управление любой организацией существенно зависит от ее организационно-правовой формы. Например, согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязательным органом фонда

является попечительский совет. Общие же принципы управления некоммерческими организациями установлены гл. 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

По общему правилу структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями

в соответствии с их учредительными документами выступают:

 коллегиальный высший орган управления — для автономной

некоммерческой организации (работники не могут составлять

более трети от общего числа);

 общее собрание членов — для некоммерческого партнерства,

ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется полностью его уставом,

и может существенно различаться.

Общим требованием к управлению образовательной организацией

является то, что оно должно осуществляться на основе сочетания

принципов единоначалия и коллегиальности (ч. 2 ст. 26 Федерального

закона № 273-ФЗ).

Для сферы образования характерным является государственнообщественное управление на всех уровнях системы образования.

Государственно-общественное управление образованием — это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих

и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся.

Сущность государственно-общественного управления в современном

образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в

выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.


Система государственно-общественного управления образованием

включает в себя:

 всех участников образовательных отношений и участников отношений

в сфере образования;

92

 нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;

 процедуры и механизмы их взаимодействия.

Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах:

законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательной деятельности;

 приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;

 добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;

 сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их

обязанностей, прав, полномочий и ответственности.

Основные цели участия общественности в управлении образованием:

 развитие образования в интересах как общества, так и государства,

наиболее полная реализация государственных гарантий и соблюдение

прав граждан в сфере образования;

 вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики, в оценку качества условий образовательной деятельности и качества образования;

 регулирование отношений, возникающих между органами управления

образованием в части их полномочий по реализации государственной

политики и обеспечения государственных гарантий в сфере образования, подведомственными им образовательными организациями и обществом — участниками образовательных отношений (представителями педагогической, родительской, ученической общественности),

представителями населения по поводу качества условий, процесса и результатов предоставления и получения гражданами общего, дошкольного и профессионального образования, иных образовательных услуг;

 организационное развитие и повышение эффективности государственно-общественного взаимодействия в сфере образования (письмо

Минобрнауки России от 22.10.2015 № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций»).