Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. При этом перечень, указанный в ст. 27 Федерального закона

№ 273-ФЗ, не является исчерпывающим.

Когда организация сравнительно невелика, каждый работник может выполнять определенную функцию, и руководитель может осуществлять управление, ставя задачи непосредственно перед работникам. Должность работника в этом смысле является минимальной


структурной единицей образовательной организации. При росте же

численности организации возникает необходимость объединить работников в определенные группы, с тем чтобы руководство организацией осуществлялось посредством руководства группами работников,

ответственность же за организацию деятельности группы передавалась нижестоящему руководителю. Для этого в организации формируются определенные структурные подразделения, выполняющие поставленный круг задач.

Вопрос о том, какие именно структурные подразделения будут

сформированы, зависит от внутренних потребностей организации. Если в крупной образовательной организации целесообразно выделять

такие подразделения, как бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров и т.п., в небольшой организации может даже не быть специфической ставки для работника соответствующего профиля, не говоря уже

о выделении структурного подразделения.

Структура организации может отличаться не только по выделяемым подразделениям и их количеству, но и по иерархической сложности, наличию уровней. В рамках одного структурного подразделения могут быть сформированы собственные структурные подразделения, если это необходимо, поскольку управлять целым подразделением без создания внутренней структуры сложно. Например, в составе

управлений, центров выделяются отделы. Вряд ли подобное актуально для небольших образовательных организаций, но такая возможность есть у любого юридического лица.

98

Структурное подразделение — это часть юридического лица, которая официально выделена, имеет положение (иной локальный нормативный акт), фиксирующий его статус, руководителя, определенные цели, задачи, функции, штатную численность. Структурное подразделение может быть обособленным или необособленным.

Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, т.е. не может пользоваться правами и выполнять обязанности,

не может действовать от собственного имени. Оно является частью

юридического лица и функционирует как часть юридического лица и

от имени юридического лица, если ему отдельно была дана такая возможность (например, выдана доверенность на имя руководителя).

Структурное подразделение не является юридическим лицом, потому

у него нет работников

, договоров — все работники структурного подразделения являются работниками юридического лица, договоры заключаются самим юридическим лицом, юридическую ответственность также несет юридическое лицо в целом.

Образовательная организация фактически самостоятельно определяет свою внутреннюю структуру с учетом существующих требований законодательства. При этом определенные особенности предусмотрены для филиалов и представительств (последние, например в

дошкольных и общеобразовательных организациях встречаются

крайне редко).

Общие требования к филиалам и представительствам юридического лица изложены в ст. 55 ГК РФ.

Филиал, как и представительство, располагается вне места нахождения юридического лица. В гражданском законодательстве и юридической литературе нет единого подхода к определению понятия «вне

места нахождения юридического лица». Можно согласиться с позицией, что нахождение обособленного структурного подразделения в

другой административно-территориальной единице (например, в другом муниципальном образовании) рассматривается как наличие филиала образовательной организации. С этим согласуются и положения п.

2 ст. 54 ГК РФ. Согласно данной статье место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на

территории РФ путем указания наименования населенного пункта

(муниципального образования).

Отличие филиала от представительства состоит в том, что филиал

осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том

числе функции представительства, а представительство только представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Иными словами, в представительствах образовательных организаций

запрещено ведение образовательной деятельности (ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ), а разрешена работа, например, по обеспечению связи образовательной организации с иными организациями

или органами власти. Нарушение запрета на ведение образовательной

99

деятельности представительствами образовательных организаций

может повлечь за собой привлечение к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.

19.30 КоАП РФ.

Филиалы, как и представительства, не обладают самостоятельной

правоспособностью, не является юридическими лицами. Директор

филиала назначается руководителем образовательной организации и

действует на основании выданной ему доверенности.


Важным отличием филиала и представительства от иных структурных подразделений (например, библиотеки или столовой) является

тот факт, что сведения о филиалах и представительствах должны быть

указаны в уставе образовательной организации (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК

РФ). Поскольку устав образовательной организации, созданной в

форме учреждения, изменения и дополнения к нему утверждаются

учредителем (органом, выполняющим функции и полномочия учредителя образовательной организации), то фактически можно сделать

вывод, что образовательная организация может создать филиал или

открыть представительство по согласованию с учредителем, который

утверждает внесение соответствующих изменений в устав.

Федеральным законом № 273-ФЗ установлены определенные особенности создания и ликвидации филиалов образовательных организаций, которые касаются государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.

В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ принятие органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя

образовательной организации, решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной общеобразовательной организации допускается в том же порядке, что и решение о реорганизации

или ликвидации общеобразовательной организации, т.е. на основании

положительного заключения комиссии по оценке последствий такого

решения, а при реорганизации или ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском

поселении, — с учетом мнения жителей данного сельского поселения

(ч. 11–12 ст. 22).

Федеральным законом № 273-ФЗ установлена и еще одна особенность для создания филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных

образовательных организаций на территории другого субъекта РФ

или территории другого муниципального образования (муниципального района или городского округа). Создание таких филиалов осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное

управление в сфере образования, и органом местного самоуправления,

осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

100

Собственное понимание обособленного структурного подразделения существует в налоговом законодательстве. Следует учитывать,


что, если гражданское законодательство формирует само понятие

структурного подразделения, филиала и представительства, то положения НК РФ не носят универсального характера — эти нормы используются исключительно в целях осуществления налогообложения

деятельности учреждения, т.е. не применяются вне рамок налоговых

правоотношений.

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных

или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Поскольку вышеприведенное определение дано в целях осуществления обязанностей по уплате налогов и сборов, его применение не

носит универсального характера.

101

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. История становления контроля

и надзора в сфере образования

Контроль и надзор выступают важной составной частью управленческой деятельности. В конечном счете, именно от эффективности

контроля и надзора зависит эффективность управления образованием

в целом.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования представляет собой строго регламентированную деятельность специально

созданных контролирующих органов за соблюдением законодательства субъектами образовательной деятельности.

Образовательная деятельность не может полноценно осуществляться без соответствующего контроля и надзора, но вопрос о формах,

направлениях контроля (надзора), степени его жесткости представляется дискуссионным.

В пользу важности контрольно-надзорных мероприятий в сфере

образования свидетельствует тот факт, что соответствующие структуры и полномочия возникли на самых ранних этапах становления системы образования. Министерство народного просвещения Российской империи было создано в 1802 г., вместе с такими важными для

государства органами, как Министерство финансов, Министерство

иностранных дел, Министерство внутренних дел и т.д. В период его