Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
существования полномочия этого органа менялись, но он всегда имел
в своем составе подразделения и структуры, основной задачей которых было осуществление контрольно-надзорной деятельности.
Система государственной регламентации образовательной деятельности коренным образом поменялась после революционных событий 1917 г.
Первыми декретами советской власти было упразднено Министерство народного просвещения и создан Наркомпрос во главе с народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским. Одним из первых
его документов Наркомпроса было постановление об упразднении
должностей директоров и инспекторов народных училищ и передаче
всего делопроизводства дирекций и инспекций народных училищ отделам народного образования при местных Советах.
Советы по народному образованию как контрольносовещательные органы при отделах народного образования, состояв-
102
шие из представителей различных организаций трудящихся, учителей
и учащихся, были организованы с целью привлечения к организации
народного образования широких масс трудящихся.
В первый период своего существования советские органы управления образованием решали новые и важные задачи, в том числе в
контрольно-надзорной сфере: организация борьбы с неграмотностью,
реорганизация школы, проведение в жизнь норм об отделении школы
от церкви, о совместном обучении полов, о единой трудовой и национальной школах.
Для осуществления контрольно-надзорных функций был создан
аппарат инструкторов, который фактически пришел на смену дореволюционному аппарату инспекторов.
Штаты инструкторов создавались при городских и губернских отделах образования. Инструкторы наделялись широкими полномочиями: от наблюдения за исполнением законодательства до охраны прав
ребенка. В то же время никаких административных полномочий инструктор не имел.
После окончания гражданской войны и перехода к новой экономической политике вопросы контроля приобрели особое значение. Это
было связано и с объективными факторами, которые требовали наведения порядка и укрепления исполнительской дисциплины во всех
сферах, включая сферу образования, и с проявившейся тенденцией к
бюрократизации государственного и партийного аппаратов.
В 1921 г. начинают формировать советскую инспекцию, в соответствии с чем инструктора были переименованы в инспектора. При
Наркомпросе был создан контрольно-надзорный отдел, который в
1922 г. преобразовали в единый инспекторский аппарат, а в декабре
1923 г. состоялась Первая Всероссийская конференция инспекторов.
Развитие контрольно-надзорного аппарата в образовании требовало решения двух вопросов: институционального и кадрового. Второй
представлялся более сложным, он был связан с повышением квалификации уже работавших инспекторов и подготовкой новых кадров.
К 1930 г. для инспекторов всех уровней были утверждены соответствующие инструкции, определяющие их права и методы работы,
планирование работы и отчетность. Также в 1930-х гг. большое значение приобрела общественная (добровольная) инспектура, привлекаемая к инспектированию с целью обеспечения непосредственного
участия советской общественности в деле руководства народным образованием.
В 1940–1950-х гг. ввиду трагических событий Великой Отечественной войны и послевоенного периода восстановления государства
нормативных документов, регламентирующих отношения при контроле и надзоре в сфере образования, было издано мало. К вопросам
инспектирования вернулись в начале 1950-х гг. В 1954 г. состоялось
Всероссийское совещание инспекторов, который можно рассматри-
103
вать в качестве этапа совершенствования работы инспекции на пути
повышения качества образования. По результатам совещания были
выработаны рекомендации, которые должны были помочь изменить
ситуацию по инспектированию.
В начале 1960-х гг. вновь вернулись к идее общественного контроля. Общественные инспекторы изучали и внедряли передовой педагогический опыт и наиболее эффективные методы и приемы обучения и воспитания учащихся, достижения педагогической науки, а
также оказывали практическую помощь в работе руководителям, учителям, воспитателям и другим работодателям учреждений народного
образования.
Приказом министра просвещения СССР от 13.12.1972 № 129 было
утверждено «Положение о школьной инспекции системы Министерства просвещения СССР». В соответствии с Положением школьную
инспекцию составляли инспектора школ районных, городских,
окружных, областных, краевых отделов народного образования, министерств просвещения автономных республик, министерств просвещения (народного образования) союзных республик и Министерства
просвещения СССР.
Главной задачей школьной инспекции было осуществление государственного контроля за выполнением школами и органами народного образования решений партии и правительства в области народного образования, приказов и указаний Министерства просвещения
СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных
республик; инспектирование работы общеобразовательных школ,
внешкольных и дошкольных учреждений и органов народного образования в целях дальнейшего совершенствования обучения и коммунистического воспитания молодого поколения.
Инспектирование школ и органов народного образования осуществлялось на основе принципов партийности, научности, преемственности, связи с жизнью, сопровождалось оказанием практической
помощи по устранению недостатков и систематической проверкой
исполнения.
Важнейшими условиями эффективности инспектирования являлись плановость и систематичность, всесторонность и научнопедагогическая глубина анализа состояния дел, объективность оценок
и доказательность выводов, принципиальная требовательность и тактичность инспектирующих лиц.
Политика «перестройки», которая началась в середине 1980-х гг.,
повлекла дальнейшие изменения в системе организации контроля и
надзора в сфере образования. В 1990-е гг. был упразднен институт инспекторов на всех уровнях органов управления образованием, а
наименования должностей их сотрудников приведены в соответствие
с действующей классификацией должностей государственных служащих (специалист, ведущий, главный специалист, экономист и т.п.).
104
Серьезная трансформация и усиление контрольно-надзорных полномочий в сфере образования, исполняемых уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ,
связана с принятием Верховным Советом РФ в июле 1992 г. Закона
РФ «Об образовании».
Первоначально в Законе РФ «Об образовании» не были предусмотрены надзорные полномочия Российской Федерации и субъектов
РФ в сфере образования, компетенция в этой сфере была ограничена
тремя контрольными полномочиями:
1) лицензирование, аттестация и государственная аккредитация
образовательных учреждений;
2) контроль исполнения законодательства РФ в области образования;
3) контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
Законом РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. было внесено
принципиальное изменение в разграничение контрольных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ —
появилось разделение
полномочий по объектам контроля.
Надзорные полномочия в сфере образования в компетенции Российской Федерации и субъектов РФ появились в связи с принятием
Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий», одновременно
этим законом были расширены их контрольные полномочия.
Принятым Законом в компетенцию субъектов РФ, помимо лицензирования образовательной деятельности, были включены в качестве
самостоятельных полномочий аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных организаций, лицензирование, аттестация и государственная
аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации).
Кроме того, данным Федеральным законом субъектам РФ было
предоставлено право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием.
Это был значительный шаг вперед в развитии контрольнонадзорных полномочий в области образования.
Данный период характеризуется и становлением государственнообщественного механизма контроля. Как известно, школа управлялась
на основе единоначалия, а с 1992 г. после принятия Закона «Об образовании» к управлению школой стал привлекаться Совет школы, что
105
и породило идею отказа от контроля со стороны администрации школы, так как начали активно создаваться школьные советы. Но опыта
работы у них не было, во многих территориях они создавались формально, для «галочки», потому и бездействовали, а вопросы, требующие оперативного и жесткого контроля, не решались.
Минобразования России в течение 1998–2001 гг. издало несколько
нормативных и методических писем для органов управления образованием всех уровней, разъясняющих содержание, регламентирующих и
подготовивших правовое обеспечение инспекционно-контрольной деятельности. Среди изданных документов наиболее значительными были
Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской
Федерации (приложение к письму Минобразования России от
11.06.1998 № 33); указание Министерства образования России от
13.07.1998 № 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования»; приказ Минобразования России от 05.10.99 № 473 «Об
упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования»; решение коллегии Минобразования России от 30.05.2000
№ 12/1, письмо Минобразования России от 23.06.2000 № 22-06-728 «О