Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


существования полномочия этого органа менялись, но он всегда имел

в своем составе подразделения и структуры, основной задачей которых было осуществление контрольно-надзорной деятельности.

Система государственной регламентации образовательной деятельности коренным образом поменялась после революционных событий 1917 г.

Первыми декретами советской власти было упразднено Министерство народного просвещения и создан Наркомпрос во главе с народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским. Одним из первых

его документов Наркомпроса было постановление об упразднении

должностей директоров и инспекторов народных училищ и передаче

всего делопроизводства дирекций и инспекций народных училищ отделам народного образования при местных Советах.

Советы по народному образованию как контрольносовещательные органы при отделах народного образования, состояв-

102

шие из представителей различных организаций трудящихся, учителей

и учащихся, были организованы с целью привлечения к организации

народного образования широких масс трудящихся.

В первый период своего существования советские органы управления образованием решали новые и важные задачи, в том числе в

контрольно-надзорной сфере: организация борьбы с неграмотностью,

реорганизация школы, проведение в жизнь норм об отделении школы

от церкви, о совместном обучении полов, о единой трудовой и национальной школах.

Для осуществления контрольно-надзорных функций был создан

аппарат инструкторов, который фактически пришел на смену дореволюционному аппарату инспекторов.

Штаты инструкторов создавались при городских и губернских отделах образования. Инструкторы наделялись широкими полномочиями: от наблюдения за исполнением законодательства до охраны прав

ребенка. В то же время никаких административных полномочий инструктор не имел.

После окончания гражданской войны и перехода к новой экономической политике вопросы контроля приобрели особое значение. Это

было связано и с объективными факторами, которые требовали наведения порядка и укрепления исполнительской дисциплины во всех

сферах, включая сферу образования, и с проявившейся тенденцией к

бюрократизации государственного и партийного аппаратов.

В 1921 г. начинают формировать советскую инспекцию, в соответствии с чем инструктора были переименованы в инспектора. При


Наркомпросе был создан контрольно-надзорный отдел, который в

1922 г. преобразовали в единый инспекторский аппарат, а в декабре

1923 г. состоялась Первая Всероссийская конференция инспекторов.

Развитие контрольно-надзорного аппарата в образовании требовало решения двух вопросов: институционального и кадрового. Второй

представлялся более сложным, он был связан с повышением квалификации уже работавших инспекторов и подготовкой новых кадров.

К 1930 г. для инспекторов всех уровней были утверждены соответствующие инструкции, определяющие их права и методы работы,

планирование работы и отчетность. Также в 1930-х гг. большое значение приобрела общественная (добровольная) инспектура, привлекаемая к инспектированию с целью обеспечения непосредственного

участия советской общественности в деле руководства народным образованием.

В 1940–1950-х гг. ввиду трагических событий Великой Отечественной войны и послевоенного периода восстановления государства

нормативных документов, регламентирующих отношения при контроле и надзоре в сфере образования, было издано мало. К вопросам

инспектирования вернулись в начале 1950-х гг. В 1954 г. состоялось

Всероссийское совещание инспекторов, который можно рассматри-

103

вать в качестве этапа совершенствования работы инспекции на пути

повышения качества образования. По результатам совещания были

выработаны рекомендации, которые должны были помочь изменить

ситуацию по инспектированию.

В начале 1960-х гг. вновь вернулись к идее общественного контроля. Общественные инспекторы изучали и внедряли передовой педагогический опыт и наиболее эффективные методы и приемы обучения и воспитания учащихся, достижения педагогической науки, а

также оказывали практическую помощь в работе руководителям, учителям, воспитателям и другим работодателям учреждений народного

образования.

Приказом министра просвещения СССР от 13.12.1972 № 129 было

утверждено «Положение о школьной инспекции системы Министерства просвещения СССР». В соответствии с Положением школьную

инспекцию составляли инспектора школ районных, городских,

окружных, областных, краевых отделов народного образования, министерств просвещения автономных республик, министерств просвещения (народного образования) союзных республик и Министерства

просвещения СССР.



Главной задачей школьной инспекции было осуществление государственного контроля за выполнением школами и органами народного образования решений партии и правительства в области народного образования, приказов и указаний Министерства просвещения

СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных

республик; инспектирование работы общеобразовательных школ,

внешкольных и дошкольных учреждений и органов народного образования в целях дальнейшего совершенствования обучения и коммунистического воспитания молодого поколения.

Инспектирование школ и органов народного образования осуществлялось на основе принципов партийности, научности, преемственности, связи с жизнью, сопровождалось оказанием практической

помощи по устранению недостатков и систематической проверкой

исполнения.

Важнейшими условиями эффективности инспектирования являлись плановость и систематичность, всесторонность и научнопедагогическая глубина анализа состояния дел, объективность оценок

и доказательность выводов, принципиальная требовательность и тактичность инспектирующих лиц.

Политика «перестройки», которая началась в середине 1980-х гг.,

повлекла дальнейшие изменения в системе организации контроля и

надзора в сфере образования. В 1990-е гг. был упразднен институт инспекторов на всех уровнях органов управления образованием, а

наименования должностей их сотрудников приведены в соответствие

с действующей классификацией должностей государственных служащих (специалист, ведущий, главный специалист, экономист и т.п.).

104

Серьезная трансформация и усиление контрольно-надзорных полномочий в сфере образования, исполняемых уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ,

связана с принятием Верховным Советом РФ в июле 1992 г. Закона

РФ «Об образовании».

Первоначально в Законе РФ «Об образовании» не были предусмотрены надзорные полномочия Российской Федерации и субъектов

РФ в сфере образования, компетенция в этой сфере была ограничена

тремя контрольными полномочиями:

1) лицензирование, аттестация и государственная аккредитация

образовательных учреждений;

2) контроль исполнения законодательства РФ в области образования;

3) контроль исполнения государственных образовательных стандартов.

Законом РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. было внесено

принципиальное изменение в разграничение контрольных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ —
появилось разделение

полномочий по объектам контроля.

Надзорные полномочия в сфере образования в компетенции Российской Федерации и субъектов РФ появились в связи с принятием

Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

совершенствованием разграничения полномочий», одновременно

этим законом были расширены их контрольные полномочия.

Принятым Законом в компетенцию субъектов РФ, помимо лицензирования образовательной деятельности, были включены в качестве


самостоятельных полномочий аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных организаций, лицензирование, аттестация и государственная

аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации).

Кроме того, данным Федеральным законом субъектам РФ было

предоставлено право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием.

Это был значительный шаг вперед в развитии контрольнонадзорных полномочий в области образования.

Данный период характеризуется и становлением государственнообщественного механизма контроля. Как известно, школа управлялась

на основе единоначалия, а с 1992 г. после принятия Закона «Об образовании» к управлению школой стал привлекаться Совет школы, что

105

и породило идею отказа от контроля со стороны администрации школы, так как начали активно создаваться школьные советы. Но опыта

работы у них не было, во многих территориях они создавались формально, для «галочки», потому и бездействовали, а вопросы, требующие оперативного и жесткого контроля, не решались.

Минобразования России в течение 1998–2001 гг. издало несколько

нормативных и методических писем для органов управления образованием всех уровней, разъясняющих содержание, регламентирующих и

подготовивших правовое обеспечение инспекционно-контрольной деятельности. Среди изданных документов наиболее значительными были

Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской

Федерации (приложение к письму Минобразования России от

11.06.1998 № 33); указание Министерства образования России от

13.07.1998 № 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования»; приказ Минобразования России от 05.10.99 № 473 «Об

упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования»; решение коллегии Минобразования России от 30.05.2000

№ 12/1, письмо Минобразования России от 23.06.2000 № 22-06-728 «О