Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок»; письмо
Минобразования России от 22.06.2000 № 22-06-723 «Об осуществлении
контрольных функций органов управления образованием».
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1
была образована Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки (Рособрнадзор), являющаяся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющая в соответствии с Положением о
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 5942
, функции по
контролю и надзору в сфере образования и науки:
за исполнением законодательства РФ в области образования,
науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
за качеством образования в образовательных учреждениях и
подготовки выпускников в образовательных учреждениях и
подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;
на основании и в порядке, установленных законодательством
РФ, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных организаций и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и
дополнительного профессионального образования);
1 Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
2 Собрание законодательства РФ. 2013. № 29. Ст. 3971.
106
осуществляет в установленном порядке проверку деятельности
образовательных учреждений.
В 2007 г. процесс законодательного уточнения полномочий продолжился, но уже в части законодательной регламентации полномочий и процедур по надзору и контроля в сфере образования
Процесс разграничения полномочий между различными органами
государственной власти, в том числе между федеральными и региональными органами, был во многом инициирован благодаря реформе
на федеральном уровне административной, изменившей систему и
структуру федеральных органов исполнительной власти. В частности,
Указом Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению
административной реформы в 2003–2004 годах»1
в числе приоритетных направлений административной реформы было предусмотрено
организационное разделение функций надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.
Концепция административной реформы в Российской Федерации в
2006–2008 гг. и план мероприятий по проведению административной
реформы в Российской Федерации в 2006–2008 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р
2
конкретизировали цели
и задачи административной реформы в части реализации полномочий
по контролю и надзору в различных отраслях экономики и социальной сферы, закрепив необходимость оптимизации функций органов
исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора. В связи с этим в 2007–2008 гг. было запланировано
проведение ряда мероприятий, предусматривающих повышение эффективности государственного контроля (надзора), упорядочение
процедур лицензирования, государственной регистрации, аккредитации, как в федеральных органах исполнительной власти, так и в органах исполнительной власти субъектов РФ.
Между тем, значительным этапом в развитии контрольнонадзорной деятельности в сфере образования стало принятие Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
3
,
которым внесены существенные изменения в Закон РФ «Об образовании» в части разграничения компетенции по реализации уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и
субъектов РФ полномочий по контролю и надзору в сфере образования, а также закреплена принципиально новая модель их реализации.
1 Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
2 Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
3 Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21.
107
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ все
полномочия по контролю и надзору в сфере образования объявлены
федеральными. Но определенная часть из них была передана вместе с
субвенциями из федерального бюджета для осуществления органам
государственной власти субъектов РФ, а именно:
лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций, расположенных на территории субъекта
РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за
исключением полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений;
надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования расположенными на территории субъекта
РФ образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор за которыми отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также
органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе
путем направления обязательных для исполнения предписаний
соответствующим образовательным учреждениям и органам
местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний;
осуществление контроля качества образования, в том числе
качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с ФГОС в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных
учреждений, контроль качества которых отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Для реализации этих полномочий в субъектах РФ были созданы
самостоятельные органы исполнительной власти и структурные подразделения, которые должны осуществлять переданные полномочия
Российской Федерации в сфере образования, финансирование которых осуществляется из субвенций, выделяемых из федерального
бюджета.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 29.12.2006
№ 258-ФЗ закреплены достаточно широкие полномочия федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования — Рособрнадзора — по надзору
за исполнением указанными органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им полномочий.
В случае неудовлетворительного осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Прави-
108
тельство РФ вправе их изъять с одновременным изъятием соответствующих субвенций.
Поскольку Федеральный закон № 258-ФЗ требовал проведения
большого числа подготовительных мероприятий, как в части финансового обеспечения установленных полномочий, так и в части значительных структурных изменений в системах органов исполнительной
власти субъектов РФ, его введение было предусмотрено с 1 января
2008 г. Но поскольку в федеральном бюджете на 2008 г. не был
предусмотрен необходимый объем средств для выделения их субъектам РФ в виде субвенций, вступление в силу соответствующих положений ст. 2 Федерального закона № 258-ФЗ перенесено в связи с принятием Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
1
на 1 января 2009 г. Таким образом сам процесс
выстраивания федерально-региональной системы государственного
контроля (надзора) в сфере образования начался в 2009 г. и продолжается в настоящее время.
Для системы образования передача полномочий, в том числе по
контролю и надзору в области образования, субъектам РФ имела
большое значение. В системе образования никогда не функционировали территориальные органы, поэтому передача полномочий означала, что в области образования впервые выстраивается целостная федерально-региональная система, которая будет реализовывать единый
подход к проведению надзора и контроля.
Принятие норм Федерального закона № 258–ФЗ было направлено
на дальнейшее совершенствование федерального законодательства в
части разграничения полномочий между органами государственной
власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и преследовало несколько социально
значимых целей:
во-первых, уточнение отдельных положений законодательных
актов РФ в части разграничения полномочий, обеспечение четкой регламентации механизма реализации этих полномочий по
итогам обобщения правоприменительной практики;
во-вторых, повышение эффективности государственного
управления на всей территории РФ.
Исходя из необходимости поддержания единообразия в деятельности органов системы надзора и контроля в сфере образования, целесообразно было выработать общие для всех субъектов РФ подходы к
формированию региональных органов исполнительной власти, которые будут осуществлять функции по надзору и контролю в сфере об-
1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6070.
109
разования в рамках переданных полномочий, а также к содержанию,
технологиям, организации этой деятельности.
Учитывая изложенной, федеральным органом исполнительной
власти были предложены два типа моделей.
В модели первого типа служба находится в ведении высшего органа исполнительной власти (возглавляющего его лица) региона вне рамок ведомства, осуществляющего управление образованием, и возможные варианты построения модели реализуются на этом основании
(вневедомственная служба надзора и контроля в сфере образования).
В модели второго типа служба находится в ведении органа управления образованием, и возможные варианты построения модели реализуются на этом основании (ведомственная служба надзора и контроля в сфере образования).
Органам государственной власти субъектов РФ, были переданы
следующие полномочия Российской Федерации в сфере образования:
1) государственный надзор за соблюдением законодательства РФ
в области образования расположенными на территории субъекта РФ образовательными организациями, иными осуществляющими образовательную деятельность организациями, а также
органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе
путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за
исполнением таких предписаний;
2) государственный контроль качества образования в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта
РФ, в соответствии с ФГОС, федеральными государственными
требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных
стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;
3) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ, лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на