Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок»; письмо

Минобразования России от 22.06.2000 № 22-06-723 «Об осуществлении

контрольных функций органов управления образованием».

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О

системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1

была образована Федеральная служба по надзору в сфере образования

и науки (Рособрнадзор), являющаяся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющая в соответствии с Положением о

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 5942

, функции по

контролю и надзору в сфере образования и науки:

 за исполнением законодательства РФ в области образования,

науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

 за качеством образования в образовательных учреждениях и

подготовки выпускников в образовательных учреждениях и

подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

 на основании и в порядке, установленных законодательством

РФ, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных организаций и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и

дополнительного профессионального образования);

1 Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

2 Собрание законодательства РФ. 2013. № 29. Ст. 3971.

106

 осуществляет в установленном порядке проверку деятельности

образовательных учреждений.

В 2007 г. процесс законодательного уточнения полномочий продолжился, но уже в части законодательной регламентации полномочий и процедур по надзору и контроля в сфере образования

Процесс разграничения полномочий между различными органами

государственной власти, в том числе между федеральными и региональными органами, был во многом инициирован благодаря реформе

на федеральном уровне административной, изменившей систему и

структуру федеральных органов исполнительной власти. В частности,

Указом Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению

административной реформы в 2003–2004 годах»1


в числе приоритетных направлений административной реформы было предусмотрено

организационное разделение функций надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

Концепция административной реформы в Российской Федерации в

2006–2008 гг. и план мероприятий по проведению административной

реформы в Российской Федерации в 2006–2008 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р

2

конкретизировали цели

и задачи административной реформы в части реализации полномочий

по контролю и надзору в различных отраслях экономики и социальной сферы, закрепив необходимость оптимизации функций органов

исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора. В связи с этим в 2007–2008 гг. было запланировано

проведение ряда мероприятий, предусматривающих повышение эффективности государственного контроля (надзора), упорядочение

процедур лицензирования, государственной регистрации, аккредитации, как в федеральных органах исполнительной власти, так и в органах исполнительной власти субъектов РФ.

Между тем, значительным этапом в развитии контрольнонадзорной деятельности в сфере образования стало принятие Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»

3

,

которым внесены существенные изменения в Закон РФ «Об образовании» в части разграничения компетенции по реализации уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и

субъектов РФ полномочий по контролю и надзору в сфере образования, а также закреплена принципиально новая модель их реализации.

1 Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.

2 Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

3 Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21.

107

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ все

полномочия по контролю и надзору в сфере образования объявлены

федеральными. Но определенная часть из них была передана вместе с

субвенциями из федерального бюджета для осуществления органам

государственной власти субъектов РФ, а именно:



 лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций, расположенных на территории субъекта

РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за

исключением полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений;

 надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования расположенными на территории субъекта

РФ образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор за которыми отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также

органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе

путем направления обязательных для исполнения предписаний

соответствующим образовательным учреждениям и органам

местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний;

 осуществление контроля качества образования, в том числе

качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с ФГОС в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных

учреждений, контроль качества которых отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Для реализации этих полномочий в субъектах РФ были созданы

самостоятельные органы исполнительной власти и структурные подразделения, которые должны осуществлять переданные полномочия

Российской Федерации в сфере образования, финансирование которых осуществляется из субвенций, выделяемых из федерального

бюджета.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 29.12.2006

№ 258-ФЗ закреплены достаточно широкие полномочия федерального

органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования — Рособрнадзора — по надзору

за исполнением указанными органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им полномочий.

В случае неудовлетворительного осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Прави-

108

тельство РФ вправе их изъять с одновременным изъятием соответствующих субвенций.


Поскольку Федеральный закон № 258-ФЗ требовал проведения

большого числа подготовительных мероприятий, как в части финансового обеспечения установленных полномочий, так и в части значительных структурных изменений в системах органов исполнительной

власти субъектов РФ, его введение было предусмотрено с 1 января

2008 г. Но поскольку в федеральном бюджете на 2008 г. не был

предусмотрен необходимый объем средств для выделения их субъектам РФ в виде субвенций, вступление в силу соответствующих положений ст. 2 Федерального закона № 258-ФЗ перенесено в связи с принятием Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

1

на 1 января 2009 г. Таким образом сам процесс

выстраивания федерально-региональной системы государственного

контроля (надзора) в сфере образования начался в 2009 г. и продолжается в настоящее время.

Для системы образования передача полномочий, в том числе по

контролю и надзору в области образования, субъектам РФ имела

большое значение. В системе образования никогда не функционировали территориальные органы, поэтому передача полномочий означала, что в области образования впервые выстраивается целостная федерально-региональная система, которая будет реализовывать единый

подход к проведению надзора и контроля.

Принятие норм Федерального закона № 258–ФЗ было направлено

на дальнейшее совершенствование федерального законодательства в

части разграничения полномочий между органами государственной

власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и преследовало несколько социально

значимых целей:

 во-первых, уточнение отдельных положений законодательных

актов РФ в части разграничения полномочий, обеспечение четкой регламентации механизма реализации этих полномочий по

итогам обобщения правоприменительной практики;

 во-вторых, повышение эффективности государственного

управления на всей территории РФ.

Исходя из необходимости поддержания единообразия в деятельности органов системы надзора и контроля в сфере образования, целесообразно было выработать общие для всех субъектов РФ подходы к


формированию региональных органов исполнительной власти, которые будут осуществлять функции по надзору и контролю в сфере об-

1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6070.

109

разования в рамках переданных полномочий, а также к содержанию,

технологиям, организации этой деятельности.

Учитывая изложенной, федеральным органом исполнительной

власти были предложены два типа моделей.

В модели первого типа служба находится в ведении высшего органа исполнительной власти (возглавляющего его лица) региона вне рамок ведомства, осуществляющего управление образованием, и возможные варианты построения модели реализуются на этом основании

(вневедомственная служба надзора и контроля в сфере образования).

В модели второго типа служба находится в ведении органа управления образованием, и возможные варианты построения модели реализуются на этом основании (ведомственная служба надзора и контроля в сфере образования).

Органам государственной власти субъектов РФ, были переданы

следующие полномочия Российской Федерации в сфере образования:

1) государственный надзор за соблюдением законодательства РФ

в области образования расположенными на территории субъекта РФ образовательными организациями, иными осуществляющими образовательную деятельность организациями, а также

органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе

путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за

исполнением таких предписаний;

2) государственный контроль качества образования в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта

РФ, в соответствии с ФГОС, федеральными государственными

требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных

стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;

3) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ, лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на